№5-555/2015
Резолютивная часть объявлена 17.08.2015 г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
20 августа 2015 года г. Галич
И.о. мирового судьи судебного участка № 28 Галичского судебного района Костромской области мировой судья судебного участка № 29 Галичского судебного района Костромской области Пенушков Д.Е., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «<ФИО1>», расположенного по адресу: <АДРЕС> 4,
у с т а н о в и л:
Согласно распоряжению <.....> от 20.03.2015 г. Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора), в соответствии с Ежегодным сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2015 год, сформированным в порядке, регламентированном статьей 9 Федерального закона от <ДАТА4> <.....> «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон), на 20.04.2015 г. назначено проведение плановой выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью «<ФИО1>» (далее - Общество, ООО «<ФИО2>») (ИНН <.....>, ОГРН <.....>) с целью проверки соблюдения юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований в области промышленной безопасности, соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов. Срок проверки - не более 9 рабочих дней. Окончание проверки не позднее 30.04.2015 г.
Распоряжение <.....> от 20.03.2015 г., согласно реестру писем на отправку, отправлено в адрес Общества (<АДРЕС>) заказным письмом 23.03.2015 г. Сведений о вручении не имеется.
В указанное в распоряжении время на начало проверки 20.04.2015 года в 11 час. 00 мин. по адресу: <АДРЕС><АДРЕС> Обществом не обеспечено присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей, что повлекло невозможность проведения проверки надзорным органом.
Таким образом, по мнению должностного лица, ООО «<ФИО3>» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ, - действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.
По данному факту 02.06.2015 г. главным государственным инспектором отдела по надзору за промышленной безопасностью по Костромской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) составлен протокол об административном правонарушении <.....>.
В судебном заседании конкурсный управляющий ООО «<ФИО1>», его представитель пояснили, что должностными лицами Ростехнадзора нарушен порядок уведомления Общества о проведении плановой проверки - уведомление направлено не по адресу расположения конкурсного управляющего, почтовому адресу Общества, опубликованным во исполнение решения Арбитражного суда Костромской области от <ДАТА10> об объявлении ООО «<ФИО2>» несостоятельным (банкротом), <ДАТА11> на официальном сайте газеты «Коммерсант», а 02.02.2015 г. - в печатной версии газеты «Коммерсант», являющейся официальным средством массовой информации по опубликованию сведений о банкротстве предприятий и организаций. Аналогичным образом не по адресу расположения конкурсного управляющего, почтовому адресу Общества направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении. Кроме того, имущество, в отношении которого запланирована проверка, в собственности, владении или на ином праве у Общества отсутствует, а значит, проверка не могла быть проведена.
Представитель Ростехнадзора <ФИО4> пояснил, что проверка в отношении ООО «<ФИО2>» запланирована на основании имеющихся в Ростехнадзоре данных о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.071997 <.....> «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасного производственного объекта - участка механизации, эксплуатирующей организацией которого является ООО «<ФИО1>». Уведомление направлялось им на основе данных об адресе регистрации ООО «<ФИО1>», полученных им в сети интернет, не с официального сайта Общества. Считает свои действия правомерными, уведомление Общества и конкурсного управляющего о дате, времени и месте проведения проверки надлежащими.
Заслушав конкурсного управляющего ООО «<ФИО2>» Мешковец О.В., её представителя Полуторнова В.Б., представителя Ростехнадзора Таневич И.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от <ДАТА13> <.....> «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон <.....>) настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно пункту 1 ст.2 Закона <.....> опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 ст.2).
Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (пункт 1 ст.3 Закона <.....>).
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (пункт 1 ст.9 Закона <.....>).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от <ДАТА14> <.....> на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технологического и атомного надзора.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого Постановлением Правительства РФ от <ДАТА15> N 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности).
С учётом изложенного Центральное управление Ростехнадзора, являясь структурным подразделением Ростехнадзора, уполномочено на осуществление функций надзора за соблюдением требований законодательства в области промышленной безопасности.
В соответствии с Ежегодным сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2015 год, сформированным в порядке, регламентированном статьей 9 Федерального закона от <ДАТА4> <.....> «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон <.....>), в период с 20 по 30 апреля 2015 г. Центральным управлением Ростехнадзора назначено проведение плановой выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью «<ФИО1>» с целью проверки соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности.
В соответствии с частью первой ст.1 Закона <.....> настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Настоящим Федеральным законом устанавливаются:
1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов (часть вторая).
В соответствии со ст.3 Закона <.....> одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля является проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц (пункт четыре).
В соответствии с частью первой ст.9 Закона <.....> предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (часть вторая).
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (часть третья).
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года (часть седьмая).
Согласно информации, размещённой на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/detail.php?ID=380607) в сводный план проверок субъектов предпринимательской деятельности на 2015 год включена проверка соблюдения обязательных требований промышленной безопасности опасных производственных объектов Центральным управлением Ростехнадзора на апрель 2015 года Общества с ограниченной ответственностью «<ФИО1>» (ИНН <.....>, ОГРН <.....>), в течение 10 календарных дней по адресу: <АДРЕС><АДРЕС>.
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (часть первая статьи 12 Закона).
Согласно части первой ст.14 Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
Согласно распоряжению руководителя Центрального управления Ростехнадзора от 20.03.2015 <.....> о проведении плановой проверки в отношении ООО «<ФИО2>», предметом выездной проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований в области промышленной безопасности, соответствие указанным требования используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов.
Нарушений при вынесении распоряжения судом не установлено, оно отвечает установленным законом требованиям, издано уполномоченным лицом.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (часть вторая ст.12 Закона <.....>).
Из пункта 1 ст.54 ГК РФ следует, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (часть 12 ст.9 Закона <.....>).
В судебном заседании установлено, что решением Арбитражного суда Костромской области от <ДАТА18> ООО «<ФИО1>» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утверждена <ФИО5> (дело <.....>).
Согласно п.2 ст.126 Федерального закона <ДАТА19> N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон <.....>) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
Пунктом 1 ст.128 Закона <.....> установлено, что опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Опубликованию подлежат следующие сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика) (пункт 2).
Во исполнение указанных требований закона конкурсным управляющим <ДАТА11> на официальном сайте газеты «Коммерсант», а 02.02.2015 г. - в печатной версии газеты «Коммерсант» (<.....>), являющейся официальным средством массовой информации по опубликованию сведений о банкротстве предприятий и организаций (распоряжение Правительства РФ от <ДАТА20> <.....>, договор с ФРС РФ <.....> от <ДАТА21>), опубликованы официальный адрес конкурсного управляющего: <АДРЕС>, и официальный адрес должника - ООО «<ФИО1>»: <АДРЕС>.
Часть первая ст.21 Закона <.....> гласит, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона (часть вторая ст.20 Закона <.....>).
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки (пункт 1 ст.21 Закона <.....>).
В соответствии со статьёй 25 Закона <.....> при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (часть первая).
Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть вторая).
В то же время, как установлено в судебном заседании, уведомление о проведении плановой выездной проверки ООО «<ФИО1>» контролирующим органом направлено по адресу: <АДРЕС> 4, то есть не по официальному адресу (адресам), указанному в подлежащей опубликованию в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) информации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что контролирующим органом не был соблюдён законодательно установленный порядок уведомления юридического лица о проведении плановой выездной проверки, Общество с ограниченной ответственностью «<ФИО1>» было лишено возможности исполнить требования контролирующего органа об обеспечении присутствия своего представителя при проведении плановой выездной проверки, а значит, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.19.4.1 ч.2 КоАП РФ.
Кроме того, контролирующим органом по тем же причинам, в связи с ненадлежащим уведомлением юридического лица о возбуждении дела об административном правонарушении, направленном не по адресу (адресам), указанному в подлежащей опубликованию в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) информации, а уведомление направлено по адресу: <АДРЕС><АДРЕС>, допущены нарушения при составлении протокола об административном правонарушении, а именно: в нарушение ст.25.4 и 28.2 КоАП РФ не обеспечено участие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
В силу пункта 2 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ, в отношении ООО «<ФИО1>» подлежит прекращению за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.4.1 ч. 2 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «<ФИО1>» прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Галичский районный суд Костромской области в течение десяти суток с момента получения путем подачи жалобы через мирового судью судебного участка №28 Галичского судебного района Костромской области.
Мировой судья Д.Е. Пенушков
<.....>