Дело № 5-798/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 декабря 2016 годаг. Димитровград***
Мировой судья судебного участка №2 Димитровградского судебного района Ульяновской области Власова Е.А., и.о. мирового судьи судебного участка №1 Димитровградского судебного района Ульяновской области, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «***1» (далее по тексту - ООО «***1»), расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ***2, ***3 ИНН ***,
УСТАНОВИЛ:
12.12.2016 мировому судье судебного участка №1 Димитровградского судебного района Ульяновской области поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ, составленный в отношении ООО «***1». Согласно протоколу об административном правонарушении от 14.10.2016 выявлена неполная оплата ООО «***1» стоимости полученной у ООО «Ульяновский областной водоканал» питьевой воды и отведенных сточных вод по договору холодного водоснабжения и водоотведения *** от ***4, заключенному между ООО «***1» и ООО «Ульяновский областной водоканал». Указано, что ООО «***1» нарушены требования п.6,7 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставление коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ ***5 ***, п.п. «ж» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Правительством РФ от ***6 *** Жилищного кодекса Российской Федерации, п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от ***7 ***.
В судебном заседании представитель ООО «***1» Запичнюк *** на основании доверенности от ***8, вины в совершении административного правонарушения не признала, пояснив следующее. ООО «***1» вменяется нарушение пунктов 6, 7 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 №253. Считает, что нарушений вышеуказанных пунктов Требований допущено не было.
Между ООО «***1» и ООО «Ульяновскоблводоканал» заключен договор подачи питьевой воды и водоотведения сточных вод ***. Пунктом 6.2. договора определен порядок расчетов за поставленную воду и принятые сточные воды, расчет осуществляется в срок 15-го числа месяца.
Действующее законодательство содержит стандарты управления МКД, в которых определена обязанность управляющей компании по организации и осуществлению расчетов за жилищно-коммунальные услуги (пп. HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=058B26EAEDA7DDEA73D21404BEF1603D39589FFC13DA1A58B647E1B4C76566EE2EBD8907C4F86D3Cw2MCK""HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=058B26EAEDA7DDEA73D21404BEF1603D39589FFC13DA1A58B647E1B4C76566EE2EBD8907C4F86D3Cw2MCK"жHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=058B26EAEDA7DDEA73D21404BEF1603D39589FFC13DA1A58B647E1B4C76566EE2EBD8907C4F86D3Cw2MCK""HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=058B26EAEDA7DDEA73D21404BEF1603D39589FFC13DA1A58B647E1B4C76566EE2EBD8907C4F86D3Cw2MCK" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ***6 N 416), в том числе начисление платежей, оформление платежных документов и направление их плательщикам, осуществление расчетов с РСО, ведение претензионной и исковой работы в отношении должников.
Часть 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 15 ст. 155 ЖК РФ исполнитель, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с плательщиками и взимать плату при участии платежных агентов, а также банковских платежных агентов.
Таким образом, обязанности по начислению и сбору платы за коммунальные услуги законодателем возложена на управляющую компанию, которая может реализовывать данную обязанность собственными силами и средствами, либо пользоваться возмездными услугами платежных агентов в рамках Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
В рамках действующего законодательства ООО «***1» заключен договор с платежным агентом (ООО «РИЦ-Димитровград»), который в свою очередь во исполнение своих обязательств по агентскому договору осуществляет начисление, сбор и перечисление всех собранных денежных средств за холодное водоснабжение и водоотведение. Указанный расчет осуществляется в соответствии с действующим законодательством, регулирующим расчеты за коммунальные услуги с учетом требований, установленных в постановлении Правительства РФ от 28.03.2012 №253.
Пункты 6, 7Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 №253 регламентируют, что настоящий документ определяет требования, предъявляемые к управляющей организации при осуществлении расчетов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, поставляемые по заключаемым договорам энергоснабжения и необходимые для предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида. Платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
Распоряжений платежному агенту в нарушение п.6 и п. 7 требований в рамках агентского договора ООО «***1» в отношении ООО «Ульяновский областной водоканал» не направлялось. Денежные средства собранные по договорам холодного водоснабжения и водоотведения перечисляются на специальный счет указанный в договоре А72-530/2012, минуя счета Управляющей компании в соответствующие законодательству сроки.
Кроме того, ООО «***1» вменяется нарушение п.3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами». Считает, что нарушений лицензионных требований, установленных в соответствии п.3 ООО «***1» при расчете с ООО «Ульяновский областной водоканал» за потребленные ресурсы не допустило. Общество с ограниченной ответственностью «***1» как организация, осуществляющая деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляет ее на основании лицензии.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемых им мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Таким образом, с момента получения управляющей компанией лицензии, в ее отношении осуществляется лицензионный контроль для проверки соблюдения лицензионных требований, названных в пункте 3 Положения о лицензировании.
Если лицензии нет, но организация управляет домами на основании закона или в его нарушение, проверяющие осуществляют государственный жилищный надзор, а не лицензионный контроль.
Таким образом, поскольку с 01.05.2015 деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется на основании лицензии, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием (пункт 7 части 1 статьи 193, часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110), в связи с чем осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением лицензионных требований образует состав административного правонару-шения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в рассматриваемой части является специальной пра-вовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов), которая имеет приоритет над общей нормой, установленной в статье 7.23.3 ч.1 КоАП РФ (применяется ко всем лицам, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном жилом.
Таким образом, в отношении управляющей организации, осуществляющей свою деятельность на основании лицензии, осуществление любых видов государственного жилищного надзора, за исключением лицензионного контроля не допускается, а равно и квалификация действий общества при осуществлении лицензионного контроля по статье 7.23.3 ч.1 КоАП РФ неправомерна, поскольку не соответствует целям лицензионного контроля и степени административной ответственности за нарушение лицензионных требований.
Просила производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить за отсутствием состава административногго правонарушения.
Анализируя представленные доказательства, заслушав представителя ООО «***1», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статья 7.23.3 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеет родовой объект посягательства: общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответстви со ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с абз.7 п.п. «д» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в том числе, следующих стандартов: заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
В соответствии с п.п. «ж» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в том числе, следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежейи взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Из п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1110, следует, что лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с ч.2 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В судебном заседании установлено, что во исполнение абз.7 п.п. «д» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами между ООО «***1» (Абонент) и ООО «Ульяновский областной водоканал» (Ресурсоснабжающая организация) заключен договор *** холодного водоснабжения и водоотведения от ***4. Согласно п.6.1 договора расчетный период, установленный настоящим договором принимается равным календарному месяцу. В соответствии с п.6.2 договора расчет за поставленную воду и принятые сточные воды производится в следующем порядке: в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений многоквартирном доме о внесении платы коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению непосредственно ресурсоснабжающей организации - оплата производится путем перечисления абонентом до 15-го числа месяца, следующего за истекшим периодом, платы за коммунальные ресурсы на расчетный счет ресурснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации. В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о внесении платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению непосредственно ресурсоснабжающей организации - оплата коммунальных ресурсов осуществляется путем внесения потребителями непосредственно на расчетный счет ресурсоснабжающей организации платы за коммунальные услугим по водоснабжению в срок до 10 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за исключением платы за услуги по водоснабжению и водоотведению, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.15 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В материалы дела представлена копия договора *** об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц и начислению платы за жилищно-коммунальные услуги от 01.04.2014 с соглашением о внесении изменений в договор от 08.04.2015, заключенный между ООО «***1» (поставщик) и ООО «Региональный информационный центр - Димитровград» (оператор). Предметом данного договора является осуществление оператором приема денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств абонентов перед поставщиком по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и уплате неустоек (пени) за просрочку платежей. ООО «РИЦ» во исполнение данного договора осуществляет начисление, сбор и перечисление всех собранных денежных средств за холодное водоснабжение и водоотведение. Платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
В материалы дела не представлены документы, подтверждающие наличие распоряжения ООО «***1» платежному агенту в отношениии ОО «Ульяновский областной водоканал».
В протоколе об административном правонарушении указана ссылка на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.10.2016 по делу №а72-4780/2016, которым с ООО «***1» в пользу ООО «Ульяновский областной водоканал» взыскана задолженность по оплате оказанных услуг по опуску воды и приему сточных вод в размере 414065 руб. 07 коп.
Вместе с тем, наличие у ООО «***1» задолженности перед ресурсоснабжающей организацией не свидетельствует о нарушении порядка расчетов между ресурсоснабжающей организацией и управляющей многоквартирным домом организацией. Поскольку со стороны ООО «***1» предприняты предусмотренные законодательством меры по организации и осуществлению расчетов с ресурсоснабжающей организацией.
В силу ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность лишь перед собственниками помещений в многоквартирном жилом доме.
Таким образом, представленными документами подтверждается лишь наличие у ООО «***1» задолженности перед ООО «Ульяновский областной водоканал» по оплате воды и отведения сточных вод, что само по себе не является нарушением правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в действиях общества с ограниченной ответственностью «***1» отсутствует событие вменного ему правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в управлении ООО «***1» многоквартирными домами с нарушением правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «***1» подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «***1» прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Димитровградский городской суд Ульяновской области через судебный участок № 1 Димитровградского судебного района Ульяновской области в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Мировой судья Е.А. Власова