Дело <НОМЕР> г. <АДРЕС> в отчете <НОМЕР>
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<ДАТА1> гор. <АДРЕС> Огни РД
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> города <АДРЕС> Огни РД <ФИО1>
С участием прокурора прокуратуры гор. <АДРЕС> Огни <ФИО2>, заместителя прокурора прокуратуры гор. <АДРЕС> Огни <ФИО3>
Рассмотрев материал об административном правонарушении, составленном заместителем прокурора г. <АДРЕС> Огни советником юстиции <ФИО3>
в отношении должностного лица - и.о. заместителя главы администрации городского округа «город <АДРЕС> Огни» <ФИО4>, <ДАТА2> рождения, место рождения- с. <АДРЕС> района, место жительства - РД, гор. <АДРЕС> Огни, пер. <АДРЕС>, дом 9, паспорт серия <НОМЕР> <НОМЕР> 782463, выдан ТП УФМС РФ по РД в г. <АДРЕС> Огни, русским языком владеет, предусмотренного ст.5.39 КРФоАП
Права и обязанности привлеченного к административной ответственности, предусмотренные ст.25.1 КРФоАП и ст.51 Конституции РФ <ФИО4> мировым судьей разъяснены.
У С Т А Н О В И Л :
Прокуратурой г. <АДРЕС> Огни проведена проверка по заявлению <ФИО5> о неправомерном отказе и.о. заместителя главы администрации городского округа «город <АДРЕС> Огни» <ФИО4> в предоставлении информации на его адвокатский запрос от <ДАТА3> за <НОМЕР>.
Заместителем прокурора г. <АДРЕС> Огни советником юстиции <ФИО3> было вынесено Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от <ДАТА4> в отношении должностного лица -- и.о. заместителя главы администрации городского округа «город <АДРЕС> Огни» <ФИО4> , которому вменяется в вину, что <ДАТА5> адвокат <ФИО5> в интересах <ФИО6> обратился в администрацию г. <АДРЕС> Огни с запросом о предоставлении ему копии решения Собрания депутатов от <ДАТА6> за <НОМЕР>.
<ДАТА7> за исх. <НОМЕР> <ФИО4> отказано в предоставлении адвокату запрашиваемых сведений на основании п.1 ч.4 ст.6.1 Федерального закона от <ДАТА8> <НОМЕР> «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями»).
Так из ответа <ФИО4> следует, что данное решение принято Собранием депутатов г. <АДРЕС> Огни, которое является отдельным, самостоятельным лицом. Для получения заверенной копии запрашиваемого решения депутатов необходимо обратиться с данным запросом в Собрание депутатов г. <АДРЕС> Огни.
Данный отказ в предоставлении информации адвокату является неправомерным.
Статьей 22 п.3 Федерального закона от <ДАТА9> <НОМЕР> 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» установлены сроки временного хранения документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение, где изложено, что для включения в установленном порядке в состав Архивного фонда РФ документов органов местного самоуправления и муниципальных организаций - 5 лет. В том числе и представительного органа местного самоуправления.
Собранием депутатов городского округа «город <АДРЕС> Огни» от <ДАТА10> за <НОМЕР> принято решение «Об утверждении структуры администрации городского округа «город <АДРЕС> Огни», согласно которому архивный отдел входит в структуру и является структурным подразделением органа исполнительной власти - администрации города.
Таким образом, согласно действующему законодательству, принятые нормативно-правовые акты представительным органом муниципального образования передаются для исполнения в исполнительный орган местного самоуправления, а также по истечению пятилетнего срока в архивный отдел администрации города. При этом архивный отдел является структурным подразделением администрации города.
При таких обстоятельствах приведенный в отказе на предоставлении информации довод и.о. заместителя главы администрации городского округа «город <АДРЕС> Огни» <ФИО4> о том, что субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями, является незаконным.
Указанное нарушение имеет место по вине - и.о. заместителя главы администрации городского округа «город <АДРЕС> Огни» <ФИО4>.
Местом совершения административного правонарушения является гор. <АДРЕС> Огни, то есть место нахождения казенного учреждения. Время совершения правонарушения <ДАТА7>. И тем самым, своими действиями и.о. заместителя главы администрации городского округа «город <АДРЕС> Огни» <ФИО4> совершил административное правонарушение, за что предусмотрена ответственность по ст. 5.39 КРФоАП.
Первые судебные слушания были назначены на <ДАТА12>, в связи с чем сторонам были отосланы письма, извещающие о времени и месте судебного разбирательства.
В судебное заседание <ФИО4> не явился, поскольку надлежащим образом не был извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Слушание дела было перенесено на <ДАТА13>
В судебное заседание <ФИО4> не явился, но представил письменное заявление-ходатайство, в котором просил перенести слушания на другой срок, поскольку он болеет, и официально оформил больничный лист, приобщенный к материалам дела.
Слушание дела было перенесено на <ДАТА14>
В судебное заседание <ФИО4> не явился, но представил письменное заявление-ходатайство, в котором просил перенести слушания на другой срок, поскольку он болеет, и официально оформил больничный лист, приобщенный к материалам дела. Также представил письменное ходатайство о прекращении производства по данному делу в связи с отсутствием события вменяемого правонарушения.
Слушание дела перенесено на <ДАТА15>
<ДАТА16> в ходе судебного разбирательства <ФИО4> было представлено дополнительное письменное ходатайство об истребовании дополнительных письменных доказательств, в связи с чем судом был сделан перерыв и судебные разбирательства были перенесены на <ДАТА1>.
Проверив материалы дела, заслушав мнение прокурора прокуратуры гор. <АДРЕС> Огни <ФИО2> и заместителя прокурора прокуратуры г. <АДРЕС> Огни <ФИО3>, полагавших признать <ФИО4> виновным и подвергнуть административной ответственности в виде штрафа, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ст. 5.39 КоАП РФ предусмотрена за неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Судом установлено, что <ФИО5> является адвокатом юридической консультации гор. <АДРЕС> Огни, имеет регистрационный номер в реестре адвокатов Республики <АДРЕС> <НОМЕР>.
Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном Федеральным законом от <ДАТА18> N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в 30-дневный срок со дня его получения.
Как следует из материалов дела Адвокатский запрос за <НОМЕР> от <ДАТА19> был направлен Главе администрации городского округа гор. <АДРЕС> Огни, и копия данного документа приобщена к данному делу.
<ДАТА7> адвокату <ФИО5> был дан ответ за исх. <НОМЕР> , в котором зафиксировано, что «согласно пункту 1 части 4 ст.6.1 Федерального закона от <ДАТА18> N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями». И дополнительно, рекомендуют обратиться в Собрание депутатов городского округа «город <АДРЕС> Огни».
Не согласившись с указанным ответом, расценив его как отказ в предоставлении информации, адвокат <ФИО5> <ДАТА20> обратился в прокуратуру города <АДРЕС> Огни по факту нарушения и.о. заместителя главы <АДРЕС> городского округа «город <АДРЕС> Огни» <ФИО4> Федерального закона от <ДАТА21> N 8-ФЗ, привлечении последнего к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, адвокат <ФИО5> в запросе на основании статьи 6 Закона N 63-ФЗ "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ) просил «направить надлежаще заверенную копию решения Собрания депутатов городского округа «город <АДРЕС> Огни» от <ДАТА6> <НОМЕР> «О порядке создания, реорганизации, ликвидации и изменение типа муниципальных учреждений ГО «город <АДРЕС> Огни».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 6 Закона N 63-ФЗ адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 названного Закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.
В силу части 1 статьи 6.1 Закона N 63-ФЗ адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос).
В соответствии с частью 2 статьи 6.1 Закона N 63-ФЗ органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.
Согласно части 3 статьи 6.1 Закона N 63-ФЗ требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.
В силу пункта 2 части 4 статьи 6.1 Закона N 63-ФЗ в предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке.
В соответствии с требованиями к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <ДАТА22> N 288, адвокатский запрос оформляется на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Рекомендуемый образец адвокатского запроса содержится в приложении N 1 к Требованиям.
Адвокатский запрос должен содержать:
1) полное или сокращенное (при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;
2) почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;
3) фамилию, имя, отчество (при наличии) адвоката;
4) регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации;
5) реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности (номер, дата выдачи ордера, либо доверенности, либо дата заключения соглашения);
6) полное или сокращенное (при наличии) наименование адвокатского образования, в котором адвокат, направляющий запрос, осуществляет свою деятельность;
7) почтовый адрес; при наличии - электронный адрес и номер телефона/факса адвоката, направляющего запрос;
8) наименование документа (адвокатский запрос);
9) регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов;
10) указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса);
11) фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица или полное (сокращенное) наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние - при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях);
12) указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах; при необходимости - обоснование получения запрашиваемых сведений;
13) указание на способ передачи запрашиваемых сведений (почтовым отправлением, факсимильной связью, на электронный адрес, на руки);
14) перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии);
15) дату регистрации адвокатского запроса;
16) подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.
В представленному суду Адвокатском запросе нарушены требования пункты под <НОМЕР><НОМЕР> 5,9.
В графе «регистрационный номер» указано «05\92 в реестре». Это указан номер реестра самого адвоката <ФИО5> в реестре адвокатов Республики <АДРЕС>, что никем не оспаривается, но не указан номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов.
В соответствии с пп. 5 п. 5 Приказа Минюста России от <ДАТА23> N 288 (с изм. от <ДАТА24>) "Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса" адвокатский запрос должен содержать: реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности (номер, дата выдачи ордера, либо доверенности, либо дата заключения соглашения).Не указаны реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности (номер, дата выдачи ордера, либо доверенности, либо дата заключения соглашения) на основании чего данный адвокат действует в интересах <ФИО6>
В ходе судебного разбирательства Судом исследована, предоставленная адвокатом <ФИО5>, Книга учета исходящей корреспонденции АО «Юридическая консультация» городского округа «город <АДРЕС> Огни» РД 2018-2019-2020-2021 годы, в которой под <НОМЕР> зафиксировано «07.04 Адвокатский запрос». Других книг для регистрации в АО «Юридическая консультация» городского округа «город <АДРЕС> Огни» РД не имеется. Из чего судом сделан вывод, что Приказ Минюста России от <ДАТА23> N 288 (с изм. от <ДАТА24>) "Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса" не соблюден.
Во-вторых, сторонами не оспаривается тот факт, что действительно, истребуемые документы (решенияе Собрания депутатов от <ДАТА6> за <НОМЕР>) не были переданы в архивный отдел <АДРЕС> города <АДРЕС> Огни. Так письмом Председателя Собрания депутатов городского округа «город <АДРЕС> Они» за <НОМЕР> от <ДАТА25> на имя заместителя прокурора г. <АДРЕС> Огни <ФИО3> подтверждается, что «1 апреля 2013 года сотрудниками УЭБ и ПК МВД РД протоколом осмотра данное решение ( решение Собрания депутатов за <НОМЕР>) в числе других документов было изъято. Несмотря на наши неоднократные обращения, в том числе на имя руководства МВД по РД, изъятые документы не были возвращены и где они могут находиться нам не известно».
Следовательно, отказ адвокату <ФИО5> соответствует требованиям ст.6.1 ч.4 Федерального закона от <ДАТА18> N 63-ФЗ(ред. от <ДАТА26>) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с <ДАТА27>), где закреплено « В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями».
В-третьих, в своем письменном Ходатайстве о прекращении производства по данному делу <ФИО4> указывает, что «в администрации городского округа «город <АДРЕС> Огни» утверждены разграничения полномочий по подписания документов заместителями главы администрации городского округа «город <АДРЕС> Огни».
На основании Распоряжения администрации городского округа «город <АДРЕС> Огни» <НОМЕР> от <ДАТА28> и Постановлениям администрации городского округа «город <АДРЕС> Огни» <НОМЕР> от <ДАТА29> и <НОМЕР> от <ДАТА30> сформирован порядок предоставления информации каждого заместителя в рамках его должностных полномочий.
Порядок предоставления информации из архива администрации городского округа «город <АДРЕС> Огни» не входит в должностные обязанности <ФИО4>, и он не уполномочен представлять такую информацию по запросам. Подтверждение этих доводов нашло отражение и в Постановлении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от <ДАТА31> <НОМЕР>.
Данный довод не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку суд, по представленным в суд письменным доказательства, не может определить в каком статусе А.<ФИО4> подписал ответ на адвокатский запрос: то ли по поручению главы администрации городского округа «город <АДРЕС> Огни» , то ли в качестве исполняющего обязанности самого главы администрации городского округа «город <АДРЕС> Огни» в период его отсутствия.
Допрошенный в судебном заседании и.о. заместителя главы администрации городского округа «город <АДРЕС> Огни» <ФИО4> вину свою не признал и пояснил, что не согласен с вменяемом в вину правонарушением, так как в действительности решение Собрания депутатов от <ДАТА6> за <НОМЕР> в Архивный отдел <АДРЕС> города не передавалось. Ещё в те далекие времена все документы были изъяты в Собрании депутатов правоохранительными органами, и не были возвращены по завершению проверок. Он не имел физически предоставить тот документ, которого вообще нет в Архиве. Считает, что в его действиях нет противоправных действий, поскольку вне зависимости от формулировки письменного ответа на запрос адвоката, выдать документ не могли. Просит суд прекратить производство по данному делу в связи с истечением сроков привлечения к административном ответственности.
Из материалов дела усматривается, что Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении должностного лица -- и.о. заместителя главы администрации городского округа «город <АДРЕС> Огни» <ФИО4> составлен <ДАТА4>.
Также в документах зафиксировано, что Время совершения правонарушения является <ДАТА7>.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.39 КоАП РФ, составляет три месяца.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении <ФИО4> дела об административном правонарушении, имели место <ДАТА33> Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАПРФ по данному делу об административном правонарушении истек <ДАТА1>.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении в отношении <ФИО4> подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.10 КРФоАП,
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по административному делу в отношении и.о. заместителя главы администрации городского округа «город <АДРЕС> Огни» <ФИО4> в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КРФоАП по постановлению от <ДАТА4> прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Копию постановления направить лицу, в отношении которого оно вынесено, и должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти дней в городской суд города <АДРЕС> Огни со дня его вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Судебного участка <НОМЕР> <ФИО1>
<АДРЕС> Огни