№ 2-3069/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мировой судья Горного судебного участка г.Воркуты Республики Коми Лубенец Н.В.,
при секретаре судебного заседания Сапрыкиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 августа 2018 года гражданское дело по иску Кутищевой Светланы Петровны к Администрации Муниципального образования городского округа «Воркута» о взыскании понесенных расходов на приобретение, установку и опломбировку индивидуальных приборов учета потребления горячей и холодной воды, уплаченной государственной пошлины,
установил:
Истец обратилась с иском, указав, что является нанимателем жилого помещения по договору социального найма. За счет собственных средств наниматель произвела замену электросчетчика. Обязанность обеспечить нанимателю надлежащее состояние жилого помещения, а также бремя его содержания предусмотрена ГК РФ и ЖК РФ. Ответчики отказывают истцу в компенсации затрат на обеспечение исправности устройств оказания коммунальных услуг в муниципальном жилом помещении.
В иске Кутищева С.П. просит взыскать с ответчика понесенные расходы на приобретение, установку и опломбировку индивидуальных приборов учета потребления горячей и холодной воды, в сумме 5400 руб., уплаченную государственную пошлину, в сумме 400 руб.
Стороны - истец, представитель ответчика, в судебном заседании не участвовали.
Администрация МОГО «Воркута» в возражениях иск не признала, сославшись на принятие представительным органом местного самоуправления нормативного акта, регламентирующего условия и порядок компенсации нанимателям соответствующих расходов, представила платежное поручение о перечислении истцу денежных средств.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, согласно правилу статьи 167 ГПК РФ. Исследовав материалы настоящего дела, суд находит следующее.
Кутищева С.П. зарегистрирована и проживает по адресу: г. <АДРЕС>. Жилое помещение предоставлено истцу по ордеру <НОМЕР> от <ДАТА2>
То есть, предоставленное истцу по акту приема-передачи жилое помещение, входит в состав муниципального жилищного фонда, является муниципальной собственностью МО ГО «Воркута».
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Часть 3 ст. 30 ЖК РФ обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ст. 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Кодексом.
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.07.2012 собственники жилых домов, за предусмотренными исключениями (часть 6 указанной статьи), собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона, были обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны были быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Из Постановления Правительства РФ от 21.05.2005 № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения», Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 года (приложение № 3) следует, что установка индивидуальных приборов учета газа, водоснабжения и электроэнергии не относится к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет. Пунктом 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. В соответствии со ст.ст. 65 и 67 ЖК РФ, наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт, а наниматель по договору социального найма обязан, в том числе проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять и другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором. Перечень обязанностей нанимателя по договору социального найма урегулирован ч. ч. 3, 4 ст. 67 ЖК РФ, а также пп. «е» п. 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 № 315. К текущему ремонту, выполняемому нанимателем за свои счет, относятся побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Положениями данных норм не предусмотрена обязанность нанимателя нести расходы по установке приборов учета энергии. Договор социального найма №26 от 25.05.2004 также не содержит условий, которыми на нанимателя возложена обязанность заменятьприбор учета потребления электроэнергии, ремонтировать его, содержать в сохранности.
Таким образом, замена приборов учета (квартирных счетчиков), обслуживающих одну квартиру, находящихся вне этой квартиры и не являющихся общим имуществом многоквартирного дома, не относится к работам по текущему ремонту жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет.
Обязанность по оснащению жилых помещений в многоквартирных жилых домах индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников указанных помещений.
Судом установлено, Кутищева С.П. самостоятельно, за счет собственных средств, произвела замену однофазного прибора учета потребления электрической энергии на другой прибор, с более высоким классом точности.
Услуги по приобретению электросчетчика и его установке оплачены истцом в кассу ОАО «Коми энергосбытовая компания» в сумме 5400 руб., что подтверждается актом приемки прибора учета потребления электроэнергии по адресу: г. <АДРЕС>.
Постановлением администрации МОГО «Воркута» от 29.01.2015 №146 утверждена программа «Содержание и развитие муниципального хозяйства». Подпрограмма 1 содержит перечень мероприятий, для создания и обеспечения населения качественными жилищно-коммунальными услугами, в том числе замена электротехнического оборудования в муниципальных жилых помещениях (р. 3, п.3). Постановлением администрации МОГО «Воркута» от 05.02.2018 №157 утвержден Порядок финансирования расходов бюджета МОГО «Воркута» на 2018 года, на реализацию программы «Содержание и развитие муниципального хозяйства». В соответствии с распоряжением администрации МОГО «Воркута» от 31.03.2017 №52 «Об утверждении сводного списка граждан…» Кутищева С.П. включена в число получателей компенсации по установке и замене приборов учета потребления коммунальных услуг. В материалы дела представлено платежное поручение <НОМЕР>обязательства наймодателя жилого помещения муниципального жилого фонда перед нанимателем по договору социального найма по оборудованию такого помещения приборами учета потребления коммунальных услуг, в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства.
Расходы нанимателя, установившей самостоятельно прибор учета потребления коммунальных услуг в предоставленном ей по договору социального найма жилом помещении, возмещены.
В таких обстоятельствах, в иске о взыскании понесенных расходов на приобретение, установку и опломбировку индивидуальных приборов учета потребления горячей и холодной воды, в сумме 5400 руб. надлежит отказать.
Разрешая вопрос о взыскании государственной пошлины, суд учитывает п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, которым органы местного самоуправления, выступающие по делам, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты пошлины.
Администрация МОГО «Воркута» является органом местного самоуправления и не обязана законом, как сторона, не в пользу которой состоялось решение суда, компенсировать понесенные по делу судебные расходы, по правилу ст.ст. 94 и 98 ГПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Кутищевой Светланы Петровны к Администрации Муниципального образования городского округа «Воркута» о взыскании понесенных расходов на приобретение, установку и опломбировку индивидуальных приборов учета потребления горячей и холодной воды, уплаченной государственной пошлины, отказать.
Решение может быть обжаловано в Воркутинский городской суд Республики Коми через Горный судебный участок города Воркуты Республики Коми втечение месяца со дня принятия.
мировой судья Лубенец Н.В.