Дело № 5- 582/2021 г.
УИД 05MS0065-01-2021-000970-78
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 августа 2021 года г. Кизляр, РД
Мировой судья судебного участка № 120 Кизлярского района Республики Дагестан Силина К.Н., и.о. мирового судьи судебного участка № 65 Кизлярского района РД, рассмотрев в порядке подготовки к рассмотрению дело об административном правонарушении, возбужденное по ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ в отношении <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженца РД, проживающего по адресу: <АДРЕС>,
установил:
03 августа 2021 года на рассмотрение мировому судье судебного участка № 65 Кизлярского района РД поступило дело об административном правонарушении в отношении <ФИО2> о привлечении его к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
Данный протокол подлежит возвращению должностному лицу, которое его представило по следующим основаниям:
Согласно положениям статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.
В силу статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности (часть 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 данной статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
Административное расследование проводится в случаях, когда после выявления административного правонарушения осуществляются процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (часть 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений части 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в абзаце 3 подпункта "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат, процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
По представленному в суд протоколу в отношении <ФИО3>, несмотря на вынесение должностным лицом административного органа определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, процессуальные действия, связанные с проведением административного расследования, по данному делу фактически не проводились.
Так, событие административного правонарушения имело место 19 мая 2021 года, в этот же день вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д.1), проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, о чем составлены акты (л.д. 4-7), представлен и зарегистрирован рапорт об обнаружении признаков административного правонарушения (л.д.8), составлена схема места совершения административного правонарушения (л.д.9), отобраны объяснения (л.д.10)..
Из указанного следует, что фактически административное расследование по данному делу не проводилось, следовательно, дело подлежит рассмотрению мировым судьей.
В соответствии с п. п. 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Из содержания ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатков протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административномправонарушении. Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Согласно ч.1-2 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения, Правила), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении <НОМЕР><НОМЕР> от 14 июня 2021 года, 19 мая 2021 года в 12 часов 10 минут на 0 км. + 800 м. подъезда от а\д «Ставрополь-Прохладный-Моздок- Кизляр-Крайновка» к с. М.КозыревкаКизлярского района РД <ФИО2>, управляя транспортным средством "<ОБЕЗЛИЧЕНО>» с государственным регистрационным знаком <НОМЕР>, в нарушение требований пункта 1.3 Правил дорожного движения допустил выезд на полосу дороги, предназначенную для встречного движения и допустил столкновение со встречным транспортным средством «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» с государственным регистрационным знаком <НОМЕР> под управлением <ФИО4>
Указанные действия <ФИО2> квалифицированы по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, ответственность по ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ, наступает за совершение действий, которые связаны с нарушением водителями требований Правил дорожного движения, дорожных знаков или разметки, повлекшим выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи. При этом такой выезд подлежит квалификации по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях только в тех случаях, когда это прямо запрещено Правилами дорожного движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.
Пункт 1.3 Правил дорожного движения является общей нормой, запрет выезда на полосу, предназначенную для встречного движения, не содержит, его нарушение не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Такие запреты содержатся в других пунктах Правил дорожного движения.
Однако, в представленном протоколе об административном правонарушении, не указаны пункты Правил дорожного движения, содержащие запреты или разрешения, влекущие ответственность за их нарушение.
Данный недостаток протокола не может быть восполнен при рассмотрении дела в суде.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возврату в орган, возбудивший производство по делу, поскольку при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении были выявлены недостатки, препятствующие рассмотрению дела по существу и которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела в суде, а иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 29.4 и 28.9 КоАП РФ, мировой судья
о п р е д е л и л:
Протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от 14 июня 2021 года и иные материалы в <ФИО5> привлечении к административной ответственности в соответствии с ч.4 ст.12.15 КоАП РФ возвратить вОГИБДД ОМВД России по Кизлярскому району РД для устранения недостатков, допущенных при его составлении .
Копию настоящего определения направить для сведения лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
На определение может быть подана жалоба лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или принесен протест прокурором в Кизлярский районный суд РД в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.
Мировой судья К.Н.Силина