Решение по делу № 2-385/2018 от 18.04.2018

Решение

             Именем Российской Федерации

   18 апреля 2018 года г.о. Тольятти И.о. мирового судьи судебного участка № 109 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области, мировой судья судебного участка № 108 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области А.В. Муравьев, при секретаре: Семикиной Е.В., рассмотревв открытом судебном заседании гражданское дело <НОМЕР> по иску Управления социальной политики Администрации города <АДРЕС> к Гаршениной <ФИО1> о взыскании излишне выплаченных субсидий, 

 

Установил:

Истец обратился к мировому судье с исковыми требованиями к Гаршениной Л.З. о взыскании излишне выплаченных средств в виде субсидий отдельным категориям граждан на оплату коммунальных услуг.

В иске указал,  что Гаршенина Л.З. обратилась в Управление социальной политики Администрации города <АДРЕС> с целью получения мер социальной поддержи как ветеран труда <АДРЕС> края с заявлением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на жилое помещение, расположенное по адресу: <АДРЕС>, которые были перечислены на лицевой счет, открытый на имя Ответчика в ОАО Сбербанк России в полном объеме.

При подаче заявления от <ДАТА2> на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Ответчик была надлежаще уведомлена об обязанности сообщать Истцу об изменениях, влияющих на получение мер социальной поддержки, что подтверждается ее подписью.

В связи с образовавшейся задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг у Ответчика, ей была приостановлена выплата мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с <ДАТА>. <ДАТА3> при обработке списков ПВС было выявлено снятие Ответчика с регистрационного учета по месту постоянного жительства без уведомления Управления. Управлением был сделан запрос в МУП «РКЦ» о подтверждении снятии Ответчика с регистрационного учета по месту постоянного жительства.

Согласно справке МУП «РКЦ» от <ДАТА4> следует, что Ответчик выбыла <ДАТА5> с адреса: <АДРЕС>, и вновь зарегистрировался по адресу: ул. <АДРЕС> <АДРЕС> области, о чем в установленный законом срок не уведомил Истца, что привело к переплате за период с <ДАТА6> по <ДАТА7> денежных средств в виде субсидий отдельным категориям граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 30 236,45 рублей.

В связи с передачей с <ДАТА8> краевому государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат <АДРЕС> края» функций по исполнению органами местного самоуправления края публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме, установленных законодательством Российской Федерации и <АДРЕС> края, из законодательства <АДРЕС> края и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов края, исключены полномочия органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) по всем выплатам гражданам (в законах края о наделении ОМСУ края государственными полномочиями в сфере социальной поддержки граждан исключены методики расчетов, субвенции ОМСУ на эти цели с <ДАТА9> в краевом бюджете не предусматриваются). Полномочия по приему граждан (заявлений о предоставлении всех мер социальной поддержки (далее - МСП), сбору документов, ведению базы данных получателей, принятию решений о предоставлении (об отказе в предоставлении) МСП остаются за ОМСУ, которые с <ДАТА9> представляют интересы министерства социальной политики <АДРЕС> края, в судах по делам о взыскании денежных переплат на основании доверенностей.

Таким образом, с <ДАТА9> Управление социальной политики уполномочено подготавливать и направлять в КГКУ «Центр социальных выплат <АДРЕС> края», расчетные ведомости с указанием сумм назначенных мер социальной поддержки для выплаты льготополучателям.

Согласно протоколов закрытия от <ДАТА3> ответчику выплачены субсидии отдельным категориям граждан в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в полном объеме на сумму 30 236,45 рублей, из них: 21311,40 рублей, выплата произведена МУ «Управление социальной политики Администрации города <АДРЕС> за счет субвенций края (за период с <ДАТА6> по <ДАТА10>), 8925,05 рублей, выплата произведена КГКУ «Центр социальных выплат <АДРЕС> края» (за период с <ДАТА9> по <ДАТА7>).

Истцом в адрес Ответчика было направлено письменное уведомление от <ДАТА11> <НОМЕР> о взыскании переплаты. На это письмо Управления Ответчик <ДАТА12> направляет ответ, в котором заявляет о том, что она не подавал заявления в Управление на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Ответчику подготовлен и направлен ответ на ее заявление от <ДАТА13> <НОМЕР>, в котором дан обоснованный ответ, также указан номер счета, на который были произведены выплаты денежных средств и указана необходимость возвратить излишне выплаченные денежные средства на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Также в адрес ответчика направлены письменные уведомления от <ДАТА14> <НОМЕР>, <ДАТА15> <НОМЕР>, <ДАТА16> <НОМЕР> (получено <ДАТА17>). о необходимости добровольно внести излишне полученные субсидии отдельным категориям граждан на расчетный счет Истца, однако до настоящего времени указанные средства Ответчиком на расчетный счет Истцу не возвращены.

Ответчик <ДАТА18> обратилась в Управление по телефону, факты обращения подтверждаются выпиской из электронного журнала «Журнал обращений граждан па вопросам предоставления мер социальной поддержки» (прилагается). Ответчик пробовала оплатить через банк, но со слов Ответчика платеж у нее не приняли, хотела оплатить почтовым переводом, но в связи с отсутствием такой возможности, платить отказалась. Так же в телефонном режиме была предупреждена о необходимости добровольно внести излишне полученные субсидии отдельным категориям граждан.

             На основании изложенного просит взыскать с Гаршениной Л.З.  в пользу Управления социальной политики Администрации города <АДРЕС> излишне выплаченные средства в виде субсидий отдельным категориям граждан на оплату коммунальных услуг в размере 21 311 рублей 35 копеек.

 В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть в его отсутствии.

Ответчик Гаршенина Л.З. в судебное заседание не явилась, представив письменный отзыв на исковые требования, просил применить срок исковой давности.

Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными.

 Изучив материалы дела, мировой судья приходит к следующему.

Порядок начисления и выплаты субсидий отдельным категориям граждак регулируется Законом <АДРЕС> края от <ДАТА19> <НОМЕР> «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».

Согласно п. 10 ст. 23 Закона <АДРЕС> края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», гражданин, которому выплачиваются субсидии и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2-10.1 Закона <АДРЕС> края, обязан сообщать в органы местного самоуправления об обстоятельствах, влекущих за собой изменение условий предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получатель был снят с регистрационного учета по месту жительства.

Судом установлено, что Гаршенина Л.З. обратилась в Управление социальной политики Администрации города <АДРЕС> с целью получения мер социальной поддержи как ветеран труда <АДРЕС> края с заявлением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на жилое помещение, расположенное по адресу: <АДРЕС>, которые были перечислены на лицевой счет, открытый на имя Ответчика в ОАО Сбербанк России в полном объеме.

При подаче заявления от <ДАТА2> на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ответчик была надлежаще уведомлена об обязанности сообщать истцу об изменениях, влияющих на получение мер социальной поддержки, что подтверждается ее подписью.

В связи с образовавшейся задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг у ответчика, ей была приостановлена выплата мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с <ДАТА>. <ДАТА3> при обработке списков ПВС было выявлено снятие ответчика с регистрационного учета по месту постоянного жительства без уведомления Управления. Управлением был сделан запрос в МУП «РКЦ» о подтверждении снятии ответчика с регистрационного учета по месту постоянного жительства.

Согласно справке МУП «РКЦ» от <ДАТА4> следует, что ответчик выбыла <ДАТА5> с адреса: <АДРЕС>, и вновь зарегистрировался по адресу: ул. <АДРЕС> <АДРЕС> области, о чем в установленный законом срок не уведомил Истца, что привело к переплате за период с <ДАТА6> по <ДАТА7> денежных средств в виде субсидий отдельным категориям граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 30 236,45 рублей.

В связи с передачей с <ДАТА8> краевому государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат <АДРЕС> края» функций по исполнению органами местного самоуправления края публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме, установленных законодательством Российской Федерации и <АДРЕС> края, из законодательства <АДРЕС> края и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов края, исключены полномочия органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) по всем выплатам гражданам (в законах края о наделении ОМСУ края государственными полномочиями в сфере социальной поддержки граждан исключены методики расчетов, субвенции ОМСУ на эти цели с <ДАТА9> в краевом бюджете не предусматриваются). Полномочия по приему граждан (заявлений о предоставлении всех мер социальной поддержки (далее - МСП), сбору документов, ведению базы данных получателей, принятию решений о предоставлении (об отказе в предоставлении) МСП остаются за ОМСУ, которые с <ДАТА9> представляют интересы министерства социальной политики <АДРЕС> края, в судах по делам о взыскании денежных переплат на основании доверенностей.

Таким образом, с <ДАТА9> Управление социальной политики уполномочено подготавливать и направлять в КГКУ «Центр социальных выплат <АДРЕС> края», расчетные ведомости с указанием сумм назначенных мер социальной поддержки для выплаты льготополучателям.

Согласно протоколов закрытия от <ДАТА3> ответчику выплачены субсидии отдельным категориям граждан в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в полном объеме на сумму 30 236,45 рублей, из них: 21311,40 рублей, выплата произведена МУ «Управление социальной политики Администрации города <АДРЕС> за счет субвенций края (за период с <ДАТА6> по <ДАТА10>), 8925,05 рублей, выплата произведена КГКУ «Центр социальных выплат <АДРЕС> края» (за период с <ДАТА9> по <ДАТА7>).

Согласно п. 12 ст. 23 Закона <АДРЕС> края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» возврат в бюджет необоснованно полученных средств субсидий и дополнительных мер социальной поддержки производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа истребуются в судебном порядке.

Истцом в адрес ответчика направлено письменное уведомление от <ДАТА11> <НОМЕР> о взыскании переплаты. На это письмо Управления Ответчик <ДАТА12> направляет ответ, в котором заявляет о том, что она не подавал^ заявления в Управление на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Ответчику подготовлен и направлен ответ на ее заявление от <ДАТА13> <НОМЕР>, в котором дан обоснованный ответ, также указан номер счета, на который были произведены выплаты денежных средств и указана необходимость возвратить излишне выплаченные денежные средства на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Также в адрес ответчика направлены письменные уведомления от <ДАТА14> <НОМЕР>, <ДАТА15> <НОМЕР>, <ДАТА16> <НОМЕР> (получено <ДАТА17>). о необходимости добровольно внести излишне полученные субсидии отдельным категориям граждан на расчетный счет Истца, однако до настоящего времени указанные средства Ответчиком на расчетный счет Истцу не возвращены.

В соответствии с ч.1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Таким образом, руководствуюсь указанной выше нормой права, исходя из установленных обстоятельств, с ответчика подлежит взысканию излишне выплаченные субсидии в размере 21 311 рублей 35 копеек.

Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден в силу закона, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 839 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Доводы ответчика о пропуске срока исковой давности мировым судьей признаются несостоятельными, поскольку истцу о необоснованном получении ответчиком денежных средств стало известно в <ДАТА> из справки МУП «РКЦ», в котором содержались сведения о том, что ответчик выбыла <ДАТА5> с адреса: <АДРЕС>.

При этом, в суд истец обратился с иском в <ДАТА>, то есть в пределах срока исковой давности.

Доказательств, что истец узнал раньше или имел возможность узнать раньше о нарушенном праве не представлено.

руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, мировой  судья

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления социальной политики Администрации города <АДРЕС> - удовлетворить.

Взыскать с Гаршениной <ФИО1> в пользу Управления социальной политики Администрации города <АДРЕС> необоснованно полученные денежные средства в размере 21 311 рублей 35 копеек.

Взыскать с Гаршениной <ФИО1> в доход местного бюджета государственную пошлину  в размере 839 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС> области в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы мировому судье.

Решение  в окончательной форме изготовлено <ДАТА20>

<ОБЕЗЛИЧЕНО>

Мировой судья:                                                                                         А.В. Муравьев