П О С Т А Н О В Л Е Н И Е <НОМЕР>
о назначении административного наказания
29 августа 2016 года г. Тольятти Мировой судья судебного участка № 113 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области Винтаев С.Ю. (445020, г. Тольятти Самарской области, ул. Белорусская, 16-105, тел./факс 288835, Е-mail: sud113@smsso.ru ),
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении
МАРЕНОВОЙ <ФИО1>, <ДАТА> рождения, уроженки г. <АДРЕС> <ОБЕЗЛИЧЕНО> <АДРЕС>, проживающей: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> привлекаемой к административной ответственности по ст. 19.30 ч. 4 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
<ОБЕЗЛИЧЕНО>. <АДРЕС> Маренова Т.М., в ходе проведения государственной итоговой аттестации по физике <ДАТА>, будучи назначенной членом ГЭК <ОБЕЗЛИЧЕНО> <АДРЕС> по адресу: <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> <НОМЕР> нарушила установленный законодательством РФ в области образования порядок проведения государственной (итоговой) аттестации, а именно п. 20 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от <ДАТА> <НОМЕР>, не осуществив надлежащий контроль за проведением ГИА в ППЭ, а также в местах хранения экзаменационных материалов, что повлекло использование в ППЭ дополнительных бланков ответов 2015 года.
Главным консультантом департамента по надзору и контролю в сфере образования и информационной безопасности Министерства образования и науки <АДРЕС> области <ФИО2> по данному факту в отношении Мареновой Т.М по данному факту составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.30 ч. 4 КоАП РФ.
Маренова Т.М. в судебном заседании не признала вину в предъявленном правонарушении, и пояснила, что на экзамен дополнительные бланки ответов <НОМЕР> из сейфа выдавались руководителем пункта ППЭ. Как член ГЭК дополнительных бланков ответов <НОМЕР> она не получала и на экзамен не выдавала, доступа к сейфу, где хранились бланки не имела. После окончания экзамена, она обнаружила большое количество неиспользованных дополнительных бланков ответов <НОМЕР>, руководитель пункта позвонила в <АДРЕС> управление и сообщила об этом факте. Член ГЭК и руководитель пункта приема экзамена не были поставлены в известность о том, что в сейфе находились дополнительные бланки ответов <НОМЕР> за 2015 г. Все работы детей были проверены и результаты экзамена были признаны действительными, т.е. никакого вреда участникам экзамена причинено не было. С своей стороны инструкцию по проведению и процедуру экзамена не нарушала, должностным лицом в рассматриваем правонарушении она не является, поскольку не состоит в договорных отношениях.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения Мареновой Т.М., мировой судья приходит к выводу, что в бездействии Мареновой Т.М.содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.30 ч. 4 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400 (далее - Порядок проведения ГИА). В нем подробно регламентированы вопросы, связанные с проведением указанной аттестации, в том числе определены права и обязанности лиц, привлекаемых к проведению ГИА, а также участников ГИА.
Пунктом 25 указанного Порядка проведения ГИА установлено, что целях содействия проведению ГИА организации, осуществляющие образовательную деятельность направляют своих работников для работы в качестве руководителей и организаторов ППЭ, членов ГЭК, предметных комиссий, конфликтной комиссии, технических специалистов и ассистентов для лиц, указанных в пункте 37 настоящего Порядка.
В соответствии с п. 40 Порядка проведения ГИА, в день проведения экзамена в ППЭ присутствуют руководитель и организаторы ППЭ, не менее одного члена ГЭК
Пунктами 20 Порядка проведения ГИА предусмотрено, что члены ГЭК:
обеспечивают соблюдение установленного порядка проведения ГИА, в том числе по решению председателя ГЭК не позднее чем за две недели до начала экзаменов проводят проверку готовности ППЭ, обеспечивают доставку экзаменационных материалов в ППЭ в день экзамена, осуществляют контроль за проведением ГИА в ППЭ, РЦОИ, предметных комиссиях и конфликтной комиссии, а также в местах хранения экзаменационных материалов;
осуществляют взаимодействие с руководителем и организаторами ППЭ, общественными наблюдателями, должностными лицами Рособрнадзора, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, присутствующими в ППЭ, РЦОИ, предметных комиссиях и конфликтной комиссии по вопросам соблюдения установленного порядка проведения ГИА;
в случае выявления нарушений установленного порядка проведения ГИА принимают решения об удалении с экзамена обучающихся, выпускников прошлых лет, а также иных лиц, находящихся в ППЭ, по согласованию с председателем ГЭК принимают решение об остановке экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ.
В соответствии с п. 44 Порядка проведения ГИА организаторы выдают обучающимся, выпускникам прошлых лет экзаменационные материалы. Экзаменационные материалы для проведения ЕГЭ включают в себя КИМ, бланки регистрации, бланки для ответов на задания экзаменационной работы. Экзаменационные материалы для проведения ГВЭ в письменной форме включают в себя задания и бланки ответов на задания экзаменационной работы.
В случае обнаружения брака или некомплектности экзаменационных материалов организаторы выдают обучающемуся, выпускнику прошлых лет новый комплект экзаменационных материалов.
По указанию организаторов обучающиеся, выпускники прошлых лет заполняют регистрационные поля экзаменационной работы. Организаторы проверяют правильность заполнения обучающимися, выпускниками прошлых лет регистрационных полей экзаменационной работы. По завершении заполнения регистрационных полей экзаменационной работы всеми обучающимися, выпускниками прошлых лет организаторы объявляют начало экзамена и время его окончания, фиксируют их на доске (информационном стенде), после чего обучающиеся, выпускники прошлых лет приступают к выполнению экзаменационной работы.
В случае нехватки места в бланке для ответов на задания с развернутым ответом по просьбе обучающегося, выпускника прошлых лет организаторы выдают ему дополнительный бланк. При этом номер дополнительного бланка организатор указывает в предыдущем бланке ответов на задания с развернутым ответом. По мере необходимости обучающимся, выпускникам прошлых лет выдаются черновики. Допускается делать пометки в КИМ.
Согласно п. 51 Порядка проведения ГИА, по завершении экзамена члены ГЭК составляют отчет о проведении ЕГЭ в ППЭ, который в тот же день передается в ГЭК.
Экзаменационные материалы ЕГЭ в тот же день доставляются членами ГЭК из ППЭ в РЦОИ, за исключением ППЭ, в которых по решению ГЭК проводится сканирование экзаменационных материалов ЕГЭ. В таких ППЭ сразу по завершении экзамена техническим специалистом производится сканирование экзаменационных материалов ЕГЭ в присутствии членов ГЭК, руководителя ППЭ и общественных наблюдателей (при наличии). Отсканированные изображения экзаменационных материалов ЕГЭ передаются в РЦОИ, уполномоченную организацию для последующей обработки. Бумажные экзаменационные материалы ЕГЭ после направления отсканированных изображений экзаменационных материалов ЕГЭ хранятся в ППЭ, затем направляются на хранение в РЦОИ в сроки, установленные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, МИД России, учредителем.
Экзаменационные работы в тот же день доставляются членами ГЭК из ППЭ в предметные комиссии.
Неиспользованные и использованные экзаменационные материалы, а также использованные черновики направляются в места, определенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, МИД России, учредителем для обеспечения их хранения. Неиспользованные и использованные экзаменационные материалы в течение полугода, использованные черновики - в течение месяца после проведения экзамена. По истечении указанного срока перечисленные материалы уничтожаются лицами, назначенными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, МИД России, учредителем.
Согласно п. 49 Порядка проведения ГИА, по истечении времени экзамена организаторы объявляют окончание экзамена и собирают экзаменационные материалы у обучающихся, выпускников прошлых лет. Собранные экзаменационные материалы организаторы упаковывают в пакеты (отдельные для каждого вида материала). На каждом пакете организаторы отмечают наименование, адрес и номер ППЭ, номер аудитории, наименование учебного предмета, по которому проводился экзамен, и количество материалов в пакете, фамилию, имя, отчество (при наличии) организаторов.
Исходя из анализа вышеперечисленных норм Порядка проведения ГИА усматривается, что выдача обучающимся, выпускникам прошлых лет экзаменационных материалов, а по окончании экзамена сбор экзаменационных материалов у обучающихся, выпускников прошлых лет, упаковка в пакеты экзаменационных материалов осуществляется организаторами. Однако на члена ГЭК возложены функции контроля за проведением ГИА в ППЭ, а также в местах хранения экзаменационных материалов. Функция контроля осуществляется на основе наблюдения за проведением ГИА, с целью обеспечения оптимальных результатов последней, он необходим для обнаружения и разрешения проблем, возникающих в процессе ГИА, поэтому в бездействии члена ГЭК Мареновой Т.М. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.30 ч. 4 КоАП РФ.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.30 ч. 4 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленного законодательством об образовании порядка проведения ГИА, являются участники ГИА, руководители, организаторы пунктов проведения экзаменов, другие лица, привлекаемые к проведению ГИА, и общеобразовательные организации.
Относительно доводов Мареновой Т.М. о том, что выполняя функции члена ГЭК, она не являлась должностным лицом, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой. При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.
Как указывалось выше, Порядок проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400.
В указанном Порядке проведения ГИА подробно регламентированы вопросы, связанные с проведением указанной аттестации, в том числе определены права и обязанности лиц, привлекаемых к проведению ГИА, а также участников ГИА.
Так, в соответствии с п. 25 Порядка проведения ГИА, в целях содействия проведению ГИА организации, осуществляющие образовательную деятельность направляют своих работников для работы в качестве руководителей и организаторов ППЭ, членов ГЭК, предметных комиссий, конфликтной комиссии, технических специалистов и ассистентов для лиц, указанных в пункте 37 настоящего Порядка;
На членов ГЭК во время проведения экзаменов возложена обязанность по контролю за проведением в ГИА в ППЭ, а также в местах хранения экзаменационных материалов.
Согласно п. 20 Порядка проведения ГИА члены государственной экзаменационной комиссии обеспечивают соблюдение установленного порядка проведения ГИА, в том числе по решению председателя ГЭК не позднее чем за две недели до начала экзаменов проводят проверку готовности ППЭ, обеспечивают доставку экзаменационных материалов в ППЭ в день экзамена, осуществляют контроль за проведением ГИА в ППЭ, РЦОИ, предметных комиссиях и конфликтной комиссии, а также в местах хранения экзаменационных материалов;
осуществляют взаимодействие с руководителем и организаторами ППЭ, общественными наблюдателями, должностными лицами Рособрнадзора, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, присутствующими в ППЭ, РЦОИ, предметных комиссиях и конфликтной комиссии по вопросам соблюдения установленного порядка проведения ГИА;
в случае выявления нарушений установленного порядка проведения ГИА принимают решения об удалении с экзамена обучающихся, выпускников прошлых лет, а также иных лиц, находящихся в ППЭ, по согласованию с председателем ГЭК принимают решение об остановке экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ.
Из содержания полномочий членов ГЭК прямо усматриваются организационно-распорядительные функции.
Участники государственной итоговой аттестации не находятся в служебной зависимости от членов ГЭК, так как между ними нет трудовых отношений. Однако последние уполномочены удалить лиц, нарушивших порядок проведения государственной итоговой аттестации, то есть осуществить функцию представителя власти.
В данном случае, <ОБЕЗЛИЧЕНО> <АДРЕС> Маренова Т.М., на основании распоряжения руководителя <АДРЕС> управления Министерства Образования и науки <АДРЕС> области <НОМЕР> от <ДАТА> включена в список члена <ОБЕЗЛИЧЕНО>. <АДРЕС> для проведения экзамена по физике для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования <ДАТА>, в связи с чем, была наделена специальными организационно-распорядительными полномочиями.
При таком положении доводы Мареновой Т.М. о том, что, будучи назначенной членом ГЭК, она не являлась должностным лицом, которое подлежит ответственности по ст. 19.30 ч. 4 КоАП РФ, являются несостоятельными.
Виновность Мареновой Т.М. подтверждается доказательствами, установленными протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА>, распоряжением руководителя <АДРЕС> управления Министерства образования и науки <АДРЕС> области <НОМЕР> от <ДАТА> «О прикреплении руководителей и членов ГЭК к пунктам проведения экзаменов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории г.о. <АДРЕС> в 2016 г.» с приложением, служебной запиской руководителя РЦОИ <АДРЕС> области <ФИО3> от <ДАТА> о выявлении факта использования в <НОМЕР> дополнительных бланков ответов 2015 года, актом от <ДАТА> о фиксации при верификации факта наличия в системе отсканированных дополнительных бланков 2015 г. в количестве 37 штук на 20.50 час.
Мировой судья не находит оснований для признания правонарушения малозначительным, учитывая факт негативных последствий, выразившихся в использовании на экзамене дополнительных бланков ответов 2015 г., что повлекло невозможность своевременной обработки бланков в РЦОИ с использованием специальных аппаратно-программных средств.
При назначении административного наказания, мировой судья принимает во внимание все обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, сведения о личности виновной, ее должностное положение. Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, мировой судья не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.4, 19.30 ч. 4, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья,
П О С Т А Н О В И Л :
МАРЕНОВУ <ФИО1> признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.30 ч. 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20000,0 (двадцати тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток в Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью, вынесшего постановление, либо непосредственно в Центральный районный суд г. Тольятти.
Согласно ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в течение шестидесяти дней с момента вступления постановления в законную силу или по истечении срока рассрочки или отсрочки по следующим реквизитам: получатель УФК по <АДРЕС> области (Министерство образования и науки <АДРЕС> области) ИНН <НОМЕР> КПП <НОМЕР> в ГРКЦ ГУ Банка России по <АДРЕС> области БИК <НОМЕР> р/с 40101810200000010001 ОКТМО 36701000 КБК 077 1 16 07000 01 6000 140, документ <НОМЕР> от <ДАТА>
Разъяснить привлекаемому лицу, что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный ст. 32.2 КоАП РФ в соответствии со ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Мировой судья С.Ю. Винтаев