Дело № 5-413/2021
64MS0116-01-2021-003428-69
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 октября 2021 года г. Саратов
Мировой судья судебного участка № 1 Фрунзенского района г.Саратова Павлова Ю.В.,
при секретаре Рябовой <ФИО>
с участием Емельянова <ФИО>,
рассмотрев по адресу: г. Саратов, ул. <АДРЕС>, д. 39/45, каб. 407 - материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера Государственного бюджетного учреждения Саратовской области «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Емельянова <ФИО3>, <ДАТА2> рождения, уроженца г. <АДРЕС> области, респ. Украина, зарегистрированного по адресу: Саратовская область, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 12/1, кв. 158,
УСТАНОВИЛ:
12 июля 2021 года в отношении главного бухгалтера Государственного бюджетного учреждения Саратовской области «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» (далее - ГБУ СО «АХО») Емельянова <ФИО>. составлен протокол <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), согласно которому в соответствии со ст. 10 Закона Саратовской области <НОМЕР>-ЗСО от 27 сентября 2011 года «О Счётной палате Саратовской области», п. 1.13. Плана работы Счётной палаты Саратовской области на 2021 год, утвержденного решением коллегии Счётной палаты Саратовской области от 28 декабря 2020 года <НОМЕР>, в министерстве сельского хозяйства Саратовской области по адресу: г. Саратов, ул. <АДРЕС>, д. 45/51 проведено контрольное мероприятие: «Проверка достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главного администратора доходов областного бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита областного бюджета, главного распорядителя бюджетных средств за 2020 год министерством сельского хозяйства Саратовской области», в ходе которого проверялись бухгалтерские, отчетные документы и иные документы, содержащие данные о деятельности объекта проверки (должностных лиц), в том числе подведомственного Министерству ГБУ СО «АХО».
Контрольным мероприятием установлено, что ГБУ СО «АХО» предоставило Отчетность в электронном виде в Министерство в установленный срок - 01 февраля 2021 года.
ГБУ СО «АХО» в разделе II Баланса «Финансовые активы» по строке 250 «Дебиторская задолженность по доходам» по состоянию на начало (2020) года в графе 6 отражена сумма 4235775,24 рублей (в том числе деятельность по государственному заданию - 513700,0 рублей), на конец отчетного (2020 год) периода в графе 10 отражена сумма 2579141,95 рублей (в том числе деятельность по государственному заданию - 513700,0 рублей).
Согласно пояснению директора ГБУ СО «АХО» Душаева <ФИО5> задолженность Министерства в сумме 513700,0 рублей образовалась в 2016 году по Договору на предоставление субсидии для выполнения государственного задания от 13 января 2016 года <НОМЕР>. ГБУ СО «АХО» не направляло в Министерство требований о взыскании дебиторской задолженности в сумме 513700,0 рублей, образованной в 2016 году по договору <НОМЕР>.
ГБУ СО «АХО» не были приняты меры по взысканию дебиторской задолженности Министерства, что подтверждается данными Картотеки арбитражных дел в сети Интернет (https://kad.arbitr.ru).
По данным Оборотно-сальдовой ведомости по счету 205.00 «Расчеты по доходам» за 2016 остаток по дебету счету составил 513700,0 рублей, что свидетельствует о задолженности Министерства перед ГБУ СО «АХО».
В ходе анализа первичных документов по данному факту установлено, что 13 января 2016 года между Министерством и ГБУ СО «АХО» был заключен Договор <НОМЕР> на предоставление субсидии для выполнения государственного задания (далее - Договор <НОМЕР>), согласно пункту 2.2 которого Министерство предоставило ГБУ СО «АХО» субсидию на финансовое обеспечение исполнения государственного задания на 2016 год на сумму 10793800,0 рублей.
В соответствии с реестром платежных поручений за 2016 год Министерством в рамках исполнения Договора <НОМЕР> перечислена ГБУ СО «АХО» субсидия в размере 10793800,0 рублей.
Таким образом, у Министерства отсутствовала задолженность по Договору <НОМЕР> перед ГБУ СО «АХО» по состоянию как на 31 декабря 2016 года, так и по состоянию на 01 января 2020 года и на 01 января 2021 года.
Учитывая изложенное, в деятельности ГБУ СО «АХО» имеется грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению бюджетной отчетности, при том, что эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, выразившееся в искажении показателя бюджетной отчётности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об Активах ГБУ СО «АХО» более чем на 10 %, а именно: показатель бюджетной отчетности за 2020 год по форме 0503730 завышен на 513700,0 рублей или на 24,9 %.
Емельянов <ФИО> в судебном заседании пояснил, что 22 сентября 2020 года он был принят на должность главного бухгалтера ГБУ СО «АХО», процедура передачи дел новому главному бухгалтеру при увольнении прежнего главного бухгалтера не отражена в действующем законодательстве. Тем не менее, чтобы уменьшить возможные негативные последствия, в Учреждении была организована передача дел ему от прежнего бухгалтера Учреждения, в том числе проверка расчетов с дебиторами и кредиторами. В учреждении на момент передачи дел имелась дебиторская задолженность по государственному заданию с министерством сельского хозяйства Саратовской области в размере 513700 рублей. Указанная заложенность стояла в графах «На начало года» форм отчетности за 2019 год в соответствии с пунктом 15 приказа Минфина РФ от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений». Данная задолженность на момент принятия дел подтверждалась учредителем Учреждения ? Министерством, также являвшемся контрагентом данного обязательства. Основание подтверждения является принятие Министерством годовой отчетности Учреждения по состоянию на 01 января 2020 года, отчетности за 1 полугодие 2020 года, включением отчетности Учреждения в годовую сводную бухгалтерскую отчетность и принятием министерством финансов Саратовской области, а также подписанным актом сверки, с указанием задолженности на 01 января 2020 года. Дебиторская задолженность в сумме 513700 руб. по состоянию на 01 января 2020 года была отражена в следующих формах отчётности Учреждения: 1) Баланс государственного (муниципального) Учреждения (ф. 0503730); 2) Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769_ sar); 3) Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760). Таким образом, присутствие дебиторской задолженности в сумме 513700 руб. в бухгалтерском учете Учреждения за период с 24 сентября 2020 года по 31 декабря 2020 года не является регистрацией мнимых и притворных объектов бухгалтерского учёта, а в его действиях как должностного лица, по мнению Емельянова <ФИО>., отсутствует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ. В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные статьи глав 15 и 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что с целью гармонизации процедур, связанных с освобождением от административной ответственности за нарушение порядка составления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее представления организациями государственного сектора, аналогично статье 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» Кодекса. В то же время, привлекая к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.11, конкретное должностное лицо, необходимо учитывать субъективную сторону правонарушения. С субъективной стороны данное нарушение характеризуется виной в форме умысла, то есть должностное лицо должно знать и осознавать, что нарушает основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета и предоставлению бухгалтерской отчетности, желает этого или безразлично относится к установленным требованиям по ведению бухгалтерского учета. Временем совершения правонарушения является первый квартал 2015 года ? момент доведения лимитов бюджетных обязательств от Министерства, на основании которых заключается соглашение о выполнении государственного задания Учреждением на сумму в пределах лимитов бюджетных обязательств. С учетом того, что на момент принятия его на должность главного бухгалтера Учреждения от времени совершения правонарушения прошло более пяти лет, первичные документы, уточняющие факт либо отсутствие указанной задолженности, за исключением принятой Министерством годовой бухгалтерской отчетности за период с 2016-2019 годы, отсутствовали в связи с истечением срока хранения. Полагал, что имеются правовые основания для признания деяния малозначительным. Присутствие дебиторской задолженности в бухгалтерском учете Учреждения за период с 24 сентября 2020 года по 31 декабря 2020 года не влияло на экономические решения учредителей учреждения (пользователей информации), принимаемые на основании данных такой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также не формировало показатели, необходимые для оценки (определения) исполнения Учреждением условий получения субсидий бюджетными (автономными) учреждениями, условий получения бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов, иных бюджетных ограничений поскольку в Учреждении отсутствовали основания, регламентируемые законодательством Саратовской области и приказами Учредителя для получения от Министерства субсидии на иные цели с целью погашения данной задолженности (объём полученных лимитов бюджетных обязательств в 2015 году соответствует объёму выполненного государственного задания). Указанная задолженность списана как в учете Учреждения, так и в учете Министерства. В данном случае первичные документы, подтверждающие или опровергающие дебиторскую задолженность, не представлялось получить в связи истечением срока хранения. Из документов, подтверждающих задолженность, имелись формы бухгалтерской отчетности и акт сверки.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Сироткин <ФИО>, принимавший участие в ранее назначенном судебном заседании, просил привлечь Емельянова <ФИО>. к административной ответственности в связи с наличием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ. Указал, что после того, как Емельянов <ФИО7> сентября 2020 года, он должен был организовать проведение инвентаризации, в ходе которой вышеуказанная задолженность была бы обнаружена.
Выслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к выводу о виновности Емельянова <ФИО>. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ административным правонарушением является грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с примечанием к ст. 15.15.6 КоАП РФ (п.п. 4, 5) под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается:
1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:
более чем на 10 процентов;
не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей;
2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;
3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;
4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;
5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;
6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
В силу п. 6 примечания к ст. 15.15.6 КоАП РФ должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:
1) представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) суммы налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности):
до принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - субъект консолидированной отчетности);
после принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;
после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, проверки бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Статьей 264.1 Бюджетного кодекса РФ определено, что бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
В соответствии со статьями 264.2, 264.3 Бюджетного кодекса РФ главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (далее ? главные администраторы бюджетных средств) составляют сводную бюджетную отчётность.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
На основании п. 1 ст. 3 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Исходя из п. 2 ст. 10 Закона № 402-ФЗ не допускаются … регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, под которыми понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе … несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни).
Как следует из материалов дела, ГБУ СО «АХО» в разделе II Баланса «Финансовые активы» по строке 250 «Дебиторская задолженность по доходам» по состоянию на начало (2020) года в графе 6 отражена сумма 4235775,24 рублей (в том числе деятельность по государственному заданию - 513700,0 рублей), на конец отчетного (2020 год) периода в графе 10 отражена сумма 2579141,95 рублей (в том числе деятельность по государственному заданию - 513700,0 рублей).
Согласно пояснению директора ГБУ СО «АХО» Душаева <ФИО5> задолженность Министерства в сумме 513700,0 рублей образовалась в 2016 году по Договору на предоставление субсидии для выполнения государственного задания от 13 января 2016 года <НОМЕР>. При этом ГБУ СО «АХО» не направляло в Министерство требований о взыскании дебиторской задолженности в сумме 513700,0 рублей, образованной в 2016 году по договору <НОМЕР>.
ГБУ СО «АХО» не были приняты меры по взысканию дебиторской задолженности Министерства, что подтверждается данными Картотеки арбитражных дел в сети Интернет (https://kad.arbitr.ru).
По данным Оборотно-сальдовой ведомости по счету 205.00 «Расчеты по доходам» за 2016 остаток по дебету счету составил 513700,0 рублей, что свидетельствует о задолженности Министерства перед ГБУ СО «АХО».
Как было указано ранее, в ходе анализа первичных документов по данному факту установлено, что 13 января 2016 года между Министерством и ГБУ СО «АХО» был заключен Договор <НОМЕР> на предоставление субсидии для выполнения государственного задания, согласно пункту 2.2 которого Министерство предоставило ГБУ СО «АХО» субсидию на финансовое обеспечение исполнения государственного задания на 2016 год на сумму 10793800,0 рублей.
В соответствии с реестром платежных поручений за 2016 год Министерством в рамках исполнения Договора <НОМЕР> перечислена ГБУ СО «АХО» субсидия в размере 10793800,0 рублей.
Таким образом, у Министерства отсутствовала задолженность по Договору <НОМЕР> перед ГУ СО «АХО» по состоянию как на 31 декабря 2016 года, так и по состоянию на 01 января 2020 года и на 01 января 2021 года. ГБУ СО «АХО» показатель бюджетной отчетности за 2020 год по форме 0503730 завышен на 513700,0 руб. или на 24,9 %.
Согласно приказу ГБУ СО «АХО» от 24 сентября 2020 года <НОМЕР> о приеме работника на работу Емельянов <ФИО8> бухгалтера ГБУ СО «АХО».
На основании Должностной инструкции главного бухгалтера, утвержденной директором ГБУ СО «АХО», определены функции, должностные обязанности, права и ответственность главного бухгалтера Емельянова <ФИО>.
В соответствии с Разделом 3 «Должностные обязанности» Должностной инструкции в обязанности главного бухгалтера входит в том числе: обеспечение рациональной организации бухгалтерского учета и отчетности в учреждении, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности учреждения, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.
Разделом 5 «Ответственность» Должностной инструкции определено, что главный бухгалтер несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.
Вина Емельянова <ФИО>. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, подтверждается письменными доказательствами, не вызывающими сомнений у суда, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 12 июля 2021 года <НОМЕР>; копией акта по результатам контрольного мероприятия от 21 мая 2021 года; и другими материалами дела.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, мировой судья приходит к выводу о том, что в действиях Емельянова <ФИО>. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначая Емельянову <ФИО>. наказание, мировой судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, по делу не установлено. Обстоятельств для освобождения Емельянова <ФИО>. от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренных п. 6 примечания к ст. 15.15.6 КоАП РФ, не имеется.
Мировой судья принимает во внимание, что после того, как Емельянов <ФИО> был принят на должность 22 сентября 2020 года, он должен был организовать проведение инвентаризации, в ходе которой вышеуказанная задолженность была бы обнаружена. Между тем мировой судья учитывает, что административное правонарушение не повлекло вредных последствий, указанная задолженность списана как в учете Учреждения, так и в учете Министерства.
Учитывая вышеизложенное, с учетом положений ст. 4.1.1 и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, мировой судья полагает возможным назначить Емельянову <ФИО>. административное наказание в виде административного предупреждения.
Руководствуясь ст.ст. 15.15.6, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Емельянова <ФИО3> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного предупреждения.
Постановление может быть обжаловано во Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение 10 дней.
Мировой судья Ю.В. Павлова