Решение по делу № 33а-3925/2019 от 29.08.2019

Судья Чепурных М.В. Дело № 33а-3925/2019

Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров 03 сентября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Стёксова В.И.,

судей Сметаниной О.Н., Елсукова А.Л.,

с участием прокурора Новиковой И.В.,

при секретаре Шурминой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Туруло В.Н. на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 16 августа 2019 года по административному исковому заявлению Туруло В.Н. к Кировской городской избирательной комиссии о признании незаконным постановления от 05.08.2019 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 5» и возложении обязанности, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Стёксова В.И., судебная коллегия

установила:

Туруло В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Кировской городской избирательной комиссии (далее – избирательная комиссия) о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии 05.08.2019 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 5». В обоснование иска указал, что в нарушение гарантированного права избирать и быть избранным, административный ответчик, приняв документы на выдвижение, не конкретизировал их соответствие перечню, установленному законодательством. Административный истец выразил свое несогласие с признанием избирательной комиссией недостоверными (недействительными) 117 подписей избирателей, а также, что отсутствует документ, подтверждающий регистрацию организации, выдвинувшей истца в качестве кандидата. В частности полагал, что фактически проверка подписей была проведена 30.07.2019, а 31.07.2019 имела место ее имитация. Сейф, в котором хранились подписные листы, не опечатывался, отсутствовал журнал выдачи подписных листов. Полагает, что члены комиссии могли внести искусственные исправления и ошибки в подписные листы. Кроме того, избирательной комиссией был нарушен порядок допуска и организации работы по проверке подписных листов эксперта-криминалиста и сотрудников УФМС. Считает, что был допущен факт незаконного оборота сведений о персональных данных лиц, поставивших свои подписи в подписных листах, что привело к созданию и проверке вторичной информации, что исключает возможность считать результаты проверки подписных листов УФМС достоверными.

Административный истец просил признать незаконным и отменить постановление Кировской городской избирательной комиссии от 05.08.2019 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 5».

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Не согласившись с принятым решением, Туруло В.Н. обратился в Кировский областной суд с жалобой, в которой ставит требование об отмене решения Ленинского районного суда г. Кирова от 16.08.2019 и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы привел доводы, аналогичные указанным в административном исковом заявлении. Обратил внимание не выполнение административным ответчиком требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, в части не извещения его (т.е. Туруло В.Н.) о наличии выявленных недостатков в представленных документах, и не предоставления времени для их устранения. Указал, что выводы суда и избирательной комиссии о несоответствии формы подписных листов требованиям действующего законодательства являются неверными. Суд не должен был принимать в качестве доказательства сведения УМВД России по Кировской области об итогах проверки достоверности по подписям, ввиду незаконного получения «оцифрованных» персональных данных граждан. О дате и времени проведения проверки был извещен только 31.07.2019 в 11 час. 15 мин., а в 14 часов узнал, что фактически проверка была проведена 30.07.2019. Кроме того, суду была дана ложная информация по организации хранения подписных листов. Отказав в удовлетворении ходатайства о вызове в суд и допросе сотрудников УМВД, суд нарушил права административного истца на предоставление доказательств, создал препятствия для осуществления правосудия.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Кирова Новиков А.Н. указал на законность и обоснованность решения суда, и отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В возражения на апелляционную жалобу председатель Кировской городской избирательной комиссии – Вершинина Н.В. просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Явившийся в судебное заседание административный истец Туруло В.Н. доводы и требования жалобы поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что административный ответчик обязан был не позднее, чем за три дня до проведения заседания комиссии уведомить его о недостающих документах, либо об имеющихся ошибках, чего сделано не было, поэтому он (т.е. Туруло В.Н.) не мог представить недостающие документы. Утверждает о нарушении избирательной комиссией положений Федерального закона «О персональных данных» при проведении проверки подписей. Кроме того, вновь указал на необоснованность выводов избирательной комиссии, суда первой инстанции о признании недействительными подписей 117 избирателей.

Представитель Туруло В.Н. - Калашникова В.А. в судебном заседании поддержала требования и доводы апелляционной жалобы. Дополнительно пояснила, что Туруло В.Н. не обязан указывать в подписном листе свою принадлежность к партии. Туруло В.Н. является первым секретарем Кировского регионального отделения политической партии «РотФронт», что подтверждает его принадлежность к партии.

Представитель Кировской городской избирательной комиссии Кировской области – Плюснина О.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы. Дополнительно пояснила, что при приеме документов Туруло В.Н. избирательная комиссия руководствовалась положениями Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области», внутренними документами и инструкциями Кировской городской избирательной комиссии, порядком приема документов и проверки подписных листов, в связи с чем все действия являются законными. При приеме документов от кандидата рабочая группа не проверяла полноту представленных документов и правильность оформления документов. Проверка подписей проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Проверка проводилась 30 и 31 июля, о чем кандидат был уведомлен, что подтверждается подписью Туруло В.Н. Таким образом, кандидату была предоставлена возможность принять участие при проверке подписных листов. В подписном листе кандидат должен указать принадлежность к политической партии в связи с тем, что не все избиратели могут обладать такими знаниями и сделать вывод о том, что если Туруло В.Н., являясь секретарем какой-либо первичной структурной единицы, то одновременно является членом этой партии.

Избирательная комиссия Кировской области, Управление Министерства юстиции РФ по Кировской области, надлежащим образом извещенные о дне, месте и времени рассмотрения дела, представили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Новиковой И.В., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что на 08 сентября 2019 года назначены дополнительные выборы депутатов Кировской городской Думы шестого созыва по Ленинским одномандатным избирательным округам № 5 и № 6.

Постановлением Кировской городской избирательной комиссии от 05.06.2019 полномочия окружных избирательных комиссий Ленинского одномандатного избирательного округа № 5 и Ленинского одномандатного избирательного округа № 6 возложены на Кировскую городскую избирательную комиссию.

Постановлением Кировской городской избирательной комиссии от 15.11.2017 председателем Кировской городской избирательной комиссии назначена Вершинина Н.В.

29.07.2019 Туруло В.Н. представил в Кировскую городскую избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата, в том числе подписные листы со 117 подписями избирателей в поддержку кандидата по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 5 на дополнительных выборах депутатов Кировской городской Думы шестого созыва.

Согласно протоколу об итогах проверки подписных листов 117 подписей признано недостоверными (недействительными). Из них:

- 117 подписей признаны комиссией недостоверными (недействительными) согласно подпункта «и» части 13 статьи 30.10 Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области»;

- 15 подписей признаны недостоверными (недействительными) согласно подпункта «в» части 13 статьи 30.10 Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области»;

- 4 подписи признаны недостоверными (недействительными) согласно подпункта «е» части 13 статьи 30.10 Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области»;

- 2 подписи признаны недостоверными (недействительными) согласно подпункта «ж» части 13 статьи 30.10 Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области»;

- 1 подпись признана недостоверной (недействительной) согласно подпункта «г» части 13 статьи 30.10 Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области»;

- 1 подпись признана недостоверной (недействительной) согласно подпунктам «е» и «в» части 13 статьи 30.10 Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области».

Также согласно ведомости от 31.07.2019, составленной экспертом С. недостоверными признано 5 подписей на основании подпункта «е» пункта 13 статьи 30.9 Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области» (л.д. 144).

05.08.2019 по результатам проверки представленных Туруло В.Н. подписных листов Кировской городской избирательной комиссией принято постановление «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 5 Туруло В.Н.» (л.д. 48).

Указывая, что подписи признаны избирательной комиссией недействительными в отсутствие к тому оснований, при допущенных, кроме того, процессуальных нарушениях процедуры проверки подписных листов, Туруло В.Н. обратился в суд с настоящим иском.

Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого постановления Кировской городской избирательной комиссии.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии основания для удовлетворения административного иска, вместе с тем полагает необходимым указать следующее.

На федеральном уровне отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, в том числе в депутаты представительных органов муниципальных образований, регулируются положениями Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

На региональном уровне отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов во взаимосвязи с положениями вышеназванных законов регулируются нормами Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области».

Решением Кировской городской Думы от 19.06.2019 на 08 сентября 2019 года назначены дополнительные выборы депутатов Кировской городской Думы шестого созыва по Ленинским одномандатным избирательным округам № 5 и № 6.

В соответствии с частью 8 статьи 35.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатов представительного органа муниципального образования в поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие пунктов 3 - 7 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 37 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены статьей 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В частности, согласно подпункту «д» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата указано в пункте «ж» части 3 статьи 30.10 Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области».

В пункте 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ указано, что Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30.9 Закона Кировской области №346-ЗО от 28.07.2005 «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области» в случае представления подписных листов соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.

В силу пункта 8 статьи 30.9 названного Закона области для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, списка кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей соответствующая избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа своих членов, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. В соответствии с законодательством к такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.

Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Согласно пункту 11 статьи 30.9 Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области» по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Требования к форме, заполнению и заверению подписных листов установлены в статье 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

В силу положений пункта 9 статьи 30.6 Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области» избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов.

В соответствии с пунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к указанному федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 данного федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего федерального закона

Согласно подпунктам «в» и «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего федерального закона, иного закона, а также недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Постановлением Кировской городской избирательной комиссии от 14.06.2019 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов, выдвинутых по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 5 и Ленинскому одномандатному избирательному округу № 6 при проведении дополнительных выборов депутатов Кировской городской Думы шестого созыва по Ленинским одномандатным избирательным округам № 5 и № 6 08 сентября 2019 года» определено количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам. По Ленинскому одномандатному избирательному округу № 5 для регистрации необходимо собрать 107 подписи избирателей.

Как видно из материалов административного дела, 29.07.2019 Туруло В.Н. для регистрации в качестве кандидата в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 5 в Кировскую городскую избирательную комиссию, наряду с иными документами, представлено 17 подписных листов, содержащих 117 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения от Кировского регионального отделения политической партии «РотФронт», прошитых и пронумерованных в одном томе.

Согласно заключению рабочей группы о результатах проверки документов и сведений для регистрации кандидата в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 5 Туруло В.Н. городская избирательная комиссия признала недействительными все 117 подписей избирателей, содержащихся в 17 подписных листах, представленных Туруло В.Н., на основании подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Суд первой инстанции с указанными выводами избирательной комиссии согласился.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым указать следующее.

Требования к форме подписных листов, порядку их заполнения и представления в избирательные комиссии при проведении выборов в представительные органы и глав муниципальных образований в Кировской области предусмотрены положениями Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области», постановлением Кировской городской избирательной комиссии от 14.06.2019 «О Порядке приема Кировской городской избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва, иных связанных с ними документов, проведения их проверки в период избирательной кампании по дополнительным выборам депутатов Кировской городской Думы шестого созыва по Ленинским одномандатным избирательным округам № 5 и № 6 8 сентября 2019 года».

В частности, пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ закреплено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.

Суд первой инстанции установил, что 29.07.2019 Туруло В.Н. в Кировскую городскую избирательную комиссию представил 17 подписных листов, содержащих 117 подписей избирателей, оформление и содержание которых не соответствует названному приложению № 8 к федеральному закону.

Во всех представленных административным истцом подписных листах, в их верхней части, в строке о наименовании представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования указано следующее: «Дополнительные выборы депутата Кировской городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному округу № 5», а также в нижней части в строке о фамилии, имени, отчестве, подписи и дате ее внесения указано: «Уполномоченный представитель избирательного объединения». Данные обстоятельства повлекли признание всех подписей избирателей недействительными и отказ в регистрации кандидата.

Проанализировав приведенные нормы законодательства Российской Федерации о выборах, судебная коллегия пришла к выводу о том, что указание в подписных листах, в строке о наименовании представительного органа муниципального образования более подробной информации, касающейся вида выборов и номера избирательного округа, а также вместо «наименование кандидата» - «уполномоченный представитель избирательного обединния», не свидетельствует о несоблюдении формы подписного листа, и не влечет признание всех подписей избирателей в данных подписных листах недействительными, поскольку подобное, более расширенное изложение наименования представительного органа муниципального образования при правильном указании в подписном листе самого наименования данного органа и даты проведения выборов, а также что подписные листы подписаны лично кандидатом в депутаты Туруло В.Н., не искажает смысла содержащихся в подписном листе сведений, не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах и не нарушает принципа равенства кандидатов.

Вместе с тем, в строке о наименовании избирательного объединения, от которого выдвинут кандидат в депутаты, указано: «первого секретаря Кировского регионального отделения Политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт», что по мнению судебной коллегии может вводить в заблуждение избирателей о политической принадлежности кандидата в депутаты, поскольку не все избиратели могут прийти к выводу о том, что Туруло В.Н., являясь секретарем Кировского регионального отделения Политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт», одновременно является членом этой политической партии.

В соответствии с подпунктами «в», «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются:

подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Аналогичные случаи признания подписей избирателей недействительными указаны в подпунктах «в», «е» пункта 13 статьи 30.9 Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области».

В соответствии с пунктом 3.1 постановления ЦИК России от 13.06.2012 № 128/986-6 «О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации» в ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо справки уполномоченного органа. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями. Эксперты-почерковеды, привлекаемые к проверке подписных листов, в рамках данной деятельности имеют статус специалиста-почерковеда по проверке подписных листов. Документ, подготавливаемый ими по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов.

Специалист по проверке подписных листов должен являться экспертом-почерковедом государственного судебно-экспертного учреждения (экспертного подразделения) и иметь право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз.

Каждая запись изучается экспертом-почерковедом визуально, при необходимости используются технические средства (например, лупы с 10-кратным увеличением с подсветкой), делается разработка почерка, проводится сравнительное исследование. Любые возникающие сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и даты трактуются в пользу достоверности подписи.

Согласно материалам дела, подписные листы проверялись рабочей группой избирательной комиссии, созданной постановлением Кировской городской избирательной комиссией, исполняющей обязанности окружных избирательных комиссий Ленинских одномандатных избирательных округов № 5 и № 6 от 14.06.2019 , деятельность которой регламентирована Положением о Рабочей группе по приему и проверке документов, представленных кандидатами при выдвижении и регистрации в Кировскую городскую избирательную комиссию при проведении дополнительных выборов депутатов Кировской городской Думы шестого созыва по Ленинским одномандатным избирательным округам № 5 и № 6 08 сентября 2019 года (далее – Положение) (л.д. 111-121).

По результатам проверки подписных листов, избирательная комиссия признала недостоверными (недействительными) 15 подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты Туруло В.Н. в связи с тем, что сведения не соответствуют действительности; 4 подписи - дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно; 2 подписи - неоговоренные исправления в сведениях об избирателе; 1 подпись - дата внесения подписи избирателя проставлена не собственноручно; 1 подпись - не указана дата внесения сведений избирателем собственноручно.

В соответствии с письмом Кировской городской избирательной комиссии от 25.07.2019 врио начальника УМВД России по Кировской области было издано распоряжение от 01.07.2019 о создании рабочей группы из сотрудников ЭКЦ УМВД по проведению почерковедческих исследований для проверки достоверности и действительности подписей в подписных листах на период подготовки и проведения на территории Кировской области выборов. Руководителем группы экспертов-почерковедов назначен старший эксперт отдела криминалистических экспертиз и экспертно-криминалистических учетов С.., членом рабочей группы – эксперт отдела криминалистических экспертиз С. (л.д. 151, оборотная сторона).

Данные сведения об экспертах-почерковедах 25.07.2019 были направлены председателю Кировской городской избирательной комиссии (л.д. 151).

Для участия в проверке подписей, собранных в поддержку кандидата Туруло В.Н., избирательной комиссией в состав рабочей группы был привлечен эксперт ЭКЦ УМВД С. Согласно заключению эксперта, оформленному в виде ведомости проверки подписных листов, от 31.07.2019 недействительными признано 5 подписей.

Таким образом, приведенное выше заключение эксперта полностью соответствует указанным выше методическим рекомендациям, поскольку оформлено в письменном виде, составлено экспертом Экспертно-криминалистического центра МВД по Кировской области, обладающим соответствующими специальными познаниями, привлеченного к проверке в установленном порядке. При этом доказательств, которые могли бы поставить под сомнение компетентность и объективность указанного эксперта, равно как и доводов, опровергающих достоверность его выводов, в суд не представлено.

Процедура проведения проверки подписных листов осуществлена в установленном законом порядке.

Судебная коллегия отмечает, что избирательным законодательством предусмотрена возможность внесения исправления в подписной лист, о чем специально должно быть оговорено избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, однако данным правом Туруло В.Н. не воспользовался, правильность заполнения подписных листов до их предоставления в избирательную комиссию не проверил, тогда как указанные недостатки препятствуют правильному восприятию даты внесения сведений, адреса места жительства избирателя, фамилии, отчества избирателя.

При таких обстоятельствах, установленные в ходе судебного разбирательства судов первой и апелляционной инстанций обстоятельства недействительности 117 подписей, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, в связи с чем иные выводы, указанные в обжалуемом судебном акте, не повлекли принятие неправомерного решения судом первой инстанции.

Доводы апелляционный жалобы о нарушении избирательной комиссией положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, выразившемся в ненаправлении административному истцу уведомления об исправлении недостатков представленных документов, в результате чего он был лишен возможности восполнить отсутствующий документ, судебной коллегией признаются несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 30.2 Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области» вместе с заявлением, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, должны быть представлены, в том числе, копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, заверенная лицом, уполномоченным на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом), а если избирательное объединение не является юридическим лиц, - также решение о его создании.

Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.

Этой же нормой предоставлено право кандидату в целях устранения выявленных недостатков в представленных для регистрации документах, не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации осуществить исключительно следующие действия:

- внести уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, также в документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению;

- заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Анализ положений названной нормы Закона в системной связи с предписаниями части 2 статьи 30 Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-ЗО, устанавливающих определенные сроки и действия избирательной комиссии и кандидата, позволяет прийти к выводу о том, что в случае отсутствия каких-либо документов на избирательную комиссию возложена обязанность известить об этом кандидата, который вправе дополнительно представить отсутствующие документы только в пределах срока, установленного законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ до окончании срока подачи документов для регистрации кандидат не вправе дополнительно представлять отсутствующие документы, если они не были представлены в установленный для этого законом срок, за исключением копии паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенной соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, копии соответствующих документов, если кандидат менял фамилию, или имя, или отчества.

Такая обязанность предусмотрена для кандидата и избирательной комиссии в случае выявления неполноты сведений о кандидате в уже представленных в установленный срок документах или несоблюдения требований закона к оформлению таких документов.

Из материалов дела следует, что субъектом выдвижения Туруло В.Н. в кандидаты в депутаты Кировской городской Думы явилась Кировская городская организация Политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт».

В результате проверки документов, представленных Туруло В.Н. в избирательную комиссию, установлено, что в пакете представленных документов отсутствует решение о создании Кировской городской организации Политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт».

Из протокола судебного заседания от 16 августа 2019 года следует, что решение о создании организации, оформленное соответствующим протоколом, административным истцом представлено только в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Ненаправление избирательной комиссией уведомления Туруло В.Н. об отсутствии в представленных им 29.07.2019 документах решения о создании Кировской городской организации Политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт», не нарушило законные права кандидата, предусмотренные в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Доводы жалобы о неправомерном отказе судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства о вызове в суд и допросе сотрудников УМВД России по Кировской области, признаются несостоятельными, поскольку не влияют на обоснованность выводов суда первой инстанции.

Доводы жалобы об отсутствии возможности для Туруло В.Н. присутствовать на заседании комиссии по проверке подписей, поскольку последний не был надлежащим образом извещен о месте и времени проведения проверки подписных листов, не могут быть признаны обоснованными, опровергаются материалами дела, в частности протоколом об итогах проверки подписных листов (л.д. 141 оборотная сторона), содержащим сведения о присутствии Туруло В.Н. при проведении проверки подписных листов. Кроме того, обстоятельства извещения Туруло В.Н. о проведении проверки 30.07.2019 административным истцом в судебном заседании суда апелляционной инстанции подтверждены, в то время как необходимость повторного уведомления кандидата в случае длящейся проверки законодательством не предусмотрено.

При рассмотрении административного дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку, не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого не допущено нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления избирательной комиссии.

С учетом изложенного, принятое судом решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Кирова от 16 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Туруло В.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-3925/2019

Категория:
Административные
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Туруло В.Н.
Ответчики
Кировская городская избирательная комиссия
Другие
Управление Министерства юстиции РФ по Кировской области
Прокуратура города Кирова
Избирательная комиссия Кировской области
Суд
Кировский областной суд
Судья
Стексов Владимир Иванович
29.08.2019[Адм.] Передача дела судье
03.09.2019[Адм.] Судебное заседание
06.09.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2019[Адм.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее