ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 ноября 2018 года с.ШигоныМировой судья судебного участка № 162 Шигонского судебного района Самарской области Дубровин М.В., рассмотрев дело № 5-426/18 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.33 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора ООО «Рассвет»
Зайцева Алексея Витальевича, <ДАТА2> рождения, проживающего по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, <АДРЕС>,
УСТАНОВИЛ:
<ДАТА3> мировому судье судебного участка <НОМЕР> Шигонского судебного района <АДРЕС> области из Филиала <НОМЕР> ГУ - Самарское региональное отделение ФСС РФ для рассмотрения по существу поступил протокол об административном правонарушении от <ДАТА4> в отношении должностного лица - директора ООО «Рассвет» Зайцева А.В. по ч.2 ст.15.33 КоАП РФ.
Основанием для составления в отношении Зайцева А.В. протокола об административном правонарушении по ч.2 ст.15.33 КоАП РФ послужили выявленные факты непредставления в установленный срок обществом, генеральным директором которого является Зайцев А.В., расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4 ФСС РФ за 6 месяцев 2018 года, а также сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, согласно которым Зайцев А.В. являлся генеральным директором общества на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения его к административной ответственности по настоящему делу.
Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, рассмотрев протокол об административном правонарушении с приложенными материалами, а также дополнительные материалы, представленные мировому судье Зайцевым А.В., прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.15.33 КоАП РФ нарушение установленных законодательством Российской Федерации о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
При рассмотрении настоящего дела Зайцев А.В. отрицал факт совершения вменяемого ему административного правонарушения с указанием на то, что с <ДАТА5> он не являлся генеральным директором общества.
В подтверждение данной позиции в материалы дела представлена копия решения от <ДАТА5> <НОМЕР>, принятого единственным участником общества с ограниченной ответственностью «Рассвет», об освобождении генерального директора ООО «Рассвет» Зайцева А.В. от занимаемой должности с указанной даты, а также копия трудовой книжки на имя Зайцева А.В. согласно 10 записи которой от <ДАТА5> Зайцев А.В. с должности генерального директора ООО «Рассвет» уволен на основании п.1 ст.77 Трудового кодекса РФ. Также имеется запись 11 от <ДАТА6>, согласно которой Зайцев А.В. принят на должность водителя автомобиля в филиал «Шигонское дорожно-эксплуатационное управление».
В пункте 2 статьи 7 Федерального закона от <ДАТА7> « 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) определено, что общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту приведенных норм данного Закона - общество) может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником. Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Положения данного Закона распространяются на общества с одним участником постольку, поскольку названным Законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников. Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи Закона об обществах с ограниченной ответственностью единоличный исполнительный орган общества, в числе прочего, действует от имени общества без доверенности.
Как указано в подпункте "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от <ДАТА8> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации), в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в частности, такие сведения и документы о юридическом лице как фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В силу положений пункта 5 статьи 5 Закона о государственной регистрации, если иное не установлено указанным Законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 названной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 указанной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI названного закона.
Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 2 статьи 51 предусматривает, что лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица. Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.
Анализ приведенного правового регулирования позволяет прийти к выводу о том, что возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в единый государственный реестр юридических лиц таких сведений не связаны. Невыполнение юридическим лицом обязанностей по внесению в единый государственный реестр юридических лиц необходимых сведений на действительность самих сведений повлиять не может.
Изложенное не было учтено директором Филиала <НОМЕР> ГУ - Самарское региональное отделение ФСС РФ при составлении в отношении Зайцева А.В. протокола об административном правонарушении.
Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения законодательства получили развитие в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА9> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В рассматриваемом случае на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для составления в отношении Зайцева А.В. протокола об административном правонарушении, он не являлся субъектом вменяемого административного правонарушения ввиду прекращения его полномочий в качестве генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Рассвет» <ДАТА5>. Доказательств обратного в материалах дела об административном правонарушении не содержится.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении в отношении Зайцева А.В. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изложенные в настоящем постановлении мотивы прекращения производства по делу об административном правонарушении соответствуют правовому подходу, выраженному Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от <ДАТА11> <НОМЕР> и <ДАТА12> <НОМЕР>.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, мировой судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Зайцева Алексея Витальевича по ч.2 ст.15.33 КоАП РФ прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловало в Шигонский районный суд через мирового судью в течение десяти суток.
Мировой судья М.В. Дубровин