Дело № 13-55/2018
УИД 29MS0013-01-2018-000528-26
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 сентября 2018 года пос.Коноша
Мировой судья судебного участка №2 Коношского судебного района Архангельской области Ламов В.Н.,
при секретаре Озеровой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление судебного пристава - исполнителя отдела судебных приставов по Коношскому району <ФИО1> о прекращении исполнительного производства в отношении Зенковой Александры Витальевны,
У С Т А Н О В И Л:
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Коношскому району <ФИО1> обратилась к мировому судье с заявлением о прекращении исполнительного производства №2585/17/29032-ИП, возбужденного 11 июля 2017 года, о взыскании с Зенковой А.В. в пользу <ФИО2> денежных средств в размере 36 253 рублей 99 копеек, на основании исполнительного листа по делу №2-440/2017, выданного 30 мая 2017 года мировым судьей судебного участка №2 Коношского судебного района. В обоснование заявления указано, что при исполнении судебного решения установлено, что должник Зенкова А.В. умерла <ОБЕЗЛИЧЕНО> наследственное дело после её смерти не открывалось.
Взыскателя <ФИО3> в судебном заседании не присутствовал, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление, согласно которому просил рассмотреть дело без его участия, в удовлетворении требований просит отказать, поскольку не установлены наследники.
Судебный пристав-исполнитель в судебном заседании также не присутствовал, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Мировой судья, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В соответствии с пп.1 п.1 ст.43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается в случае смерти должника-гражданина, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки попечительства.
В силу ч.1 ст.418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
В случае смерти должника исполнительное производство подлежит прекращению, если спорное правоотношение не допускает правопреемства.
В силу статьи 383 ГК РФ переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.
Согласно статье 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Таким образом, правопреемство в случае смерти должника невозможно только в случае, если обязательство неразрывно связано с личностью должника.
В судебном заседании установлено, что решением мирового судьи судебного участка №2 Коношского судебного района Архангельской области от 30 мая 2017 года по делу №2-440/2017 с Зенковой А.В. в пользу <ФИО4> взыскана денежная сумма, уплаченная поручителем по кредитному договору, проценты за пользование чужими денежными средствами и судебные расходы в размере 36 253 рублей 99 копеек.
11 июля 2017 года на основании указанного судебного приказа судебным приставом-исполнителем ОСП по Коношскому району <ФИО1> вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства.
Согласно ответу <ОБЕЗЛИЧЕНО> ЗАГС Архангельской области от 18 сентября 2017 года на запрос судебного пристава-исполнителя, Зенкова А.В., <ДАТА6> рождения, умерла <ОБЕЗЛИЧЕНО>.
После смерти Зенковой А.В. осталась непогашенной взысканная с неё в пользу <ФИО5> денежная сумма.
Статьей 1154 ГК РФ установлено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно статье 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу. Наследник должника при условии принятия им наследства, становится должником перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Поскольку в силу статей 383, 1112 ГК РФ указанное долговое обязательство не связано неразрывно с личностью наследодателя, то к наследникам, принявшим наследство, переходит обязанность погасить долг наследодателя в пределах наследственной массы, в порядке статьи 1175 ГК РФ. То есть указанное обязательство не относится к числу тех, которые прекращаются смертью должника.
Согласно сообщению нотариуса нотариального округа Коношского района Архангельской области <ФИО6> от 18 июня 2018 года на запрос судебного пристава-исполнителя, наследственное дело после смерти Зенковой А.В. не открывалось.
Однако сам по себе факт отсутствия у нотариуса наследственного дела не является основаниям к прекращению исполнительного производства.
В силу статьи 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство не только в случае подачи заявления нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство, но и если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
В силу пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании» получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника.
Как разъяснено в пункте 36 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом, исходя из пункта 4 статьи 1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу ст.1115 ГК РФ местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.
Заявителем не представлены доказательства того, что по исполнительному производству произведены исполнительные действия по выявлению правопреемников - наследников, установлению имущественного положения должника Зенковой А.В., а именно состава имущества, входящего в наследственную массу после смерти наследодателя, установления лиц, проживавших в жилом помещении на день смерти должника и, возможно фактически принявших наследство. Указанные юридически значимые обстоятельства не содержатся и в заявлении о прекращении исполнительного производства.
Таким образом, заявление судебного пристава-исполнителя не основано на законе и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.439, 440 ГПК РФ, мировой судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
В удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Коношскому району Архангельской области <ФИО1> о прекращении исполнительного производства в отношении Зенковой Александры Витальевны отказать.
Определение может быть обжаловано в Коношском районном суде Архангельской области в течение 15 дней со дня вынесения через мирового судью судебного участка №2 Коношского судебного района Архангельской области.
Мировой судья В.Н. Ламов