Решение по делу № 5-386/2019 от 08.10.2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

08 октября 2019 года г.о. Тольятти Мировой судья судебного участка №101 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области Костина О.Н., рассмотрев материалы дела № 5-386/2019года об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ в отношении Индивидуального предпринимателя Капустина Алексея Александровича,  <ДАТА2> рождения, уроженца: гор. <АДРЕС> области ОГРН <НОМЕР> ИНН <НОМЕР> 0 271, гражданина РФ, запись о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя внесена в ЕГРИП <ДАТА3> инспекцией ФНС РФ по <АДРЕС> району г. <АДРЕС>; проживающему и зарегистрированному по адресу: 445030, <АДРЕС> обл., г. <АДРЕС>, ул<АДРЕС>

установил:

<ДАТА4> Саратовской государственной инспекцией пробирного надзора (ФКУ «Российская государственная Пробирная палата при министерстве финансов Российской Федерации») в ходе проведения проверки по вопросам исполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ/ФРОМУ), выявлены  нарушения Индивидуального предпринимателя Капустина Алексея Александровича требований нормативных правовых документов, регламентирующих правовые основы обеспечения ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Проверкой установлено, что Индивидуальный предприниматель Капустин Алексей Александрович в период времени с <ДАТА5> по <ДАТА6> на основании распоряжения начальника Саратовской ГИПН о проведении плановой выездной проверки от <ДАТА7> <НОМЕР>. Проверяемый период деятельности Предпринимателя с <ДАТА8> по <ДАТА9> ИП Капустин А.А. включен Саратовской ГИПН в реестр специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, с выдачей бессрочного уведомления о постановке на специальный учёт от <ДАТА8> и присвоением учетного <НОМЕР>. В карте  специального учета Предпринимателя заявлен следующий вид деятельности в области обращения драгоценных металлов и драгоценных камней: торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах, а также внесены адреса 2 территориально обособленных подразделений: <АДРЕС> обл., г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 84А, офис 16; <АДРЕС> обл., г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 10А (ювелирный магазин по данному адресу на момент проведения проверки прекратил деятельность). В соответствии со ст. 5 гл. II Федерального закона от <ДАТА10> <НОМЕР> «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,и финансированию терроризма», к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом относятся, в том числе организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно- технического назначения). При проведении проверки деятельности ИП Капустина А.А. были выявлены нарушения требований нормативных правовых документов, регламентирующих правовые основы обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а именно: Федерального закона от <ДАТА10> <НОМЕР> «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон <НОМЕР>); постановления Правительства РФ от <ДАТА11> <НОМЕР> «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями» (далее - постановление Правительства <НОМЕР>); постановления Правительства РФ от <ДАТА12> <НОМЕР> «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям» (далее - постановление Правительства <НОМЕР>);соответствующего основания, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; б)         в случае принятия Предпринимателем решения об отказе от проведения операции, предусмотренного пунктом 11 статьи 7 Федерального закона <НОМЕР>, клиент с учетом полученной информации о причинах принятия соответствующего решения вправе представить в эту организацию документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения; в)   Предприниматель обязан рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом. Также не внесены определение и понятие личного кабинета уполномоченного органа - как информационного ресурса, обеспечивающего электронное взаимодействие его пользователей с Росфинмониторингом, не описан порядок доступа к личному кабинету и порядок его использования а также формулировка новой пятой части статьи 8 Федерального закона <НОМЕР> (согласно новой редакции Федерального закона <НОМЕР> ФЗ в редакции Федерального закона от <ДАТА13> <НОМЕР> «О внесении изменений в Федеральный закон <НОМЕР> и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», вступил в силу <ДАТА14>). <ДАТА15> вступила в силу новая 56-я редакция Федерального закона <НОМЕР>, изменения в который внесены Федеральным законом от <ДАТА13> <НОМЕР> «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения».

Таким образом, Индивидуальным предпринимателем Капустиным Алексеем Александровичем допущено бездействие, выразившееся в неисполнении законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

За данные действия предусмотрена ответственность по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном  правонарушении - директор Капустин А.А. в судебном заседании вину признал, в содеянном раскаялся. Пояснил, что в настоящее время все пункты нарушений устранены, просил назначить наказание в виде предупреждения. 

Выслушав  представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав представленные материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности,  мировой судья приходит к выводу о том, что вина  Индивидуального предпринимателя Капустина Алексея Александровича в совершении им административного правонарушения установлена и полностью доказана по следующим основаниям.

Факт совершения Индивидуального предпринимателя Капустина Алексея Александровича вышеуказанного административного правонарушения подтверждается: актом проверки <НОМЕР> от <ДАТА6> года,  предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований обязательных требований законодательства РФ <НОМЕР> от <ДАТА6> года, распоряжением <НОМЕР> от <ДАТА7> года, выпиской из ЕГРИП от <ДАТА7> года,  уведомлением от <ДАТА3> года, уведомлением от постановке на специальный учет юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными металлами и присвоении ему учетного номера, картой специального учета,  правилами внутреннего контроля от <ДАТА19>, приказом от  <ДАТА20>, должностной инструкцией от <ДАТА20>, свидетельством от <ДАТА21>, сведениями о продажах.

Суд считает, что данные доказательства собраны с соблюдением процессуальных норм.

Часть 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля.

Внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Квалификация по ч. 1 статьи 15.27 КоАП РФ осуществляется в случае совершения действия (бездействия), не повлекшего непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо подозрительных операциях (операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма), но повлекли представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Предметом противоправного посягательства выступает установленный порядок осуществления противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Неисполнение обязанности по документальному фиксированию и представлению указанных сведений, хранению соответствующих документов, а также неисполнение любой из обязанностей по осуществлению внутреннего контроля образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.

Субъектами административного правонарушения могут являться организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, а также ее должностные лица.

Предусмотренные ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ административные правонарушения совершаются умышленно.

Согласно ст. ст. 5, 7 Федерального закона от <ДАТА10> <НОМЕР> «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, относятся к организациям, которые осуществляют операции с денежными средствами и обязаны осуществлять внутренний контроль. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Порядок разработки правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, утверждён постановлением Правительства РФ от <ДАТА22> <НОМЕР> «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от <ДАТА23> <НОМЕР> «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Вышеуказанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о факте нарушения Индивидуальным предпринимателем Капустиным Алексеем Александровичем на протяжении длительного времени требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выразившееся в неисполнении законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

При таких обстоятельствах, действия Индивидуального предпринимателя Капустина Алексея Александровича следует квалифицировать по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, так как последнее допустило неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является признание вины.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также исключающих производство по делу об административном правонарушении, мировым судьей не установлено.

Исследовав материалы дела, учитывая обстоятельства совершенного правонарушения, мировой судья приходит к выводу о необходимости назначения наказания в виде предупреждения, предусмотренного санкцией данной статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 15.27 ч. 1, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Индивидуального предпринимателя Капустина Алексея Александровича (ИНН <НОМЕР>), виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток с момента получения его копии в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> области через мирового  судью.


Мировой судья                                                                   О.Н. <ОБЕЗЛИЧЕНО>