Дело <НОМЕР>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Анадырь 22 июня 2020 года
Мировой судья судебного участка Анадырского района Чукотского автономного округа Иванова А.С., исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка г. Анадырь Чукотского автономного округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Хостел», ОГРН 1178709000580, ИНН/КПП 8709907450/870901001, юридический адрес: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Рультытегина, д. 45, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
у с т а н о в и л :
Общество с ограниченной ответственностью «Хостел» допустило непредставление в государственный орган, осуществляющий государственный надзор, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности.
Законный представитель ООО «Хостел» Трибуцкий А.Г. в судебное заседание не явился. О месте, дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Руководствуясь частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ, в соответствии с которой дело может быть рассмотрено в отсутствие законного представителя или защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если имеются данные о надлежащем извещении указанных лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя (защитника) ООО «Хостел».
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - специалист-эксперт отдела по защите прав субъектов персональных данных - Антипова Е.А<ФИО1> в судебное заседание также не явилась. О месте, дате и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. Просила рассмотреть дело в своё отсутствие, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.
Явка должностного лица административного органа обязательной не признана. Необходимости вызова указанного должностного лица в судебное заседание не имеется.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.
В силу пунктов 2 и 7.1.4.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, утверждённого приказом Роскомнадзора от 25 января 2016 года № 47, Управление осуществляет государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных на территории Чукотского автономного округа.
В силу части 3 статьи 23 Закона о персональных данных уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию.
Согласно части 4 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон о персональных данных) оператор обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение тридцати дней с даты получения такого запроса.
Из материалов дела следует, что в целях исполнения Управлением Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу возложенных полномочий по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в адрес ООО «Хостел» был направлен запрос от 14 февраля 2020 года № 598-05/49 о предоставлении сведений в виде надлежащим образом оформленного уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных, либо в виде информационного письма с указанием в нём законных оснований, в соответствии с которыми ООО «Хостел» (оператор) вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления Управления Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, предусмотренных частью 2 статьи 22 Закона о персональных данных.
Указанный запрос получен ООО «Хостел» 10 марта 2020 года, следовательно, запрашиваемую информацию Обществу надлежало представить в административный орган не позднее 10 апреля 2020 года.
Поскольку в установленный частью 4 статьи 20 Закона о персональных данных 30-дневный срок запрашиваемая информация Обществом в Управление Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу предоставлена не была, в отношении указанного юридического лица был составлен протокол от 22 апреля 2020 года № АП-49/05/70 об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: запросом Управления Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от 14 февраля 2020 года № 598-05/49, почтовым уведомлением с отметкой о получении ООО «Хостел» данного запроса 10 марта 2020 года, Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, утверждённого приказом Роскомнадзора от 25 января 2016 года № 47, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Хостел» и другими материалами дела.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона. Каждое из имеющихся в деле доказательств является относимым, допустимым и достоверным, а в совокупности все доказательства - достаточными для разрешения дела по существу.
Действия ООО «Хостел», допустившего непредставление в государственный орган, осуществляющий государственный надзор, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, вина ООО «Хостел» в совершении административного правонарушения, предусмотренного данной статьёй КоАП РФ, установлена.
Обсуждая вопрос о наличии (либо отсутствии) у ООО «Хостел» обязанности уведомлять уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, прихожу к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 22 Закона о персональных данных оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, указанной правовой нормой установлены случаи, когда оператор связи обязан сообщить уполномоченному органу о намерении осуществлять обработку персональных данных, и случаи, когда оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без направления в уполномоченный орган соответствующего уведомления.
Запрос Управления Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от 14 февраля 2020 года 598-05/49 содержит требование о представлении одного из вариантов ответа:
- либо о предоставлении сведений в виде надлежащим образом оформленного уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных;
- либо в виде информационного письма с указанием в нём законных оснований, предусмотренных частью 2 статьи 22 Закона о персональных данных, в соответствии с которыми ООО «Хостел» (оператор) вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления об этом Управления Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.
Таким образом, прихожу к выводу, что в случае, если у ООО «Хостел» имелись основания, дающие ему право согласно части 2 статьи 22 Закона о персональных данных осуществлять обработку персональных данных без направления в уполномоченный орган соответствующего уведомления, ООО «Хостел» обязано было проинформировать о таких основаниях Управление Роскомнадзора в порядке, установленном частью 4 статьи 20 данного Закона, поскольку запрашиваемые Управлением Роскомнадзора сведения являются сведениями, необходимыми для осуществления Управлением деятельности по защите прав субъектов персональных данных.
При назначении административного наказания суд, руководствуясь частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитывает характер совершенного административного правонарушения, а именно тот обстоятельство, что неисполнение законных требований государственного органа посягает на установленный законом порядок осуществления контроля (надзора) и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью нормального функционирование государственных институтов. Изложенное не даёт суду оснований применить в рамках рассматриваемого дела об административном правонарушении положения статьи 2.9 КоАП РФ и признать совершённое административное правонарушение малозначительным.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд в соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ признаёт совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Судом принимаются во внимание положения части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а именно, что административное правонарушение совершено ООО «Хостел» впервые, учитывается отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба.
Срок давности привлечения ООО «Хостел» к административной ответственности, составляющий 3 месяца со дня совершения административного правонарушения (с 11 апреля 2020 года - дня, следующего за последним днём периода предоставления запрашиваемых сведений), не истёк.
Руководствуясь статьями 4.1 и 29.10 КоАП РФ, мировой судья
п о с т а н о в и л :
Признать юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Хостел» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Анадырский городской суд Чукотского автономного округа через судебный участок мирового судьи г. Анадырь в течение десяти суток с момента вручения или получения постановления.
Судебный участок мирового судьи г. Анадырь
г. Анадырь, ул. Энергетиков, д. 11
Мировой судья А.С. Иванова