ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об ответственности за административное правонарушение
09 декабря 2013 года г.о. Тольятти, ул. Шлюзовая, 4
Мировой судья судебного участка № 108 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области Гросул А.В., с участием помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Банькодут О.Ю., рассмотревматериалы дела об административном правонарушении <НОМЕР> года в отношении
БОРЮШКИНА Алексея Александровича,
<ДАТА> рождения, уроженца с. Никольское Куйбышевскогорайона респ. Татарстан, работающего <ОБЕЗЛИЧЕНО> проживающего по адресу: <АДРЕС>,
о привлечении к административной ответственности по ст. 14.1 ч. 4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановлению прокурора Комсомольского района г. Тольятти <ФИО1> о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА> установлено, что Борюшкин А.А., являясь должностным лицом <ОБЕЗЛИЧЕНО>будучи обязанным в соответствии с должностной инструкцией осуществлять организацию предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водительского состава, осуществлять контроль за соблюдением сроков медицинского переосвидетельствования, допустил грубые нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) на осуществление перевозок пассажирского автомобильного транспорта, а именно: в результате проверки 20.11.2013 года исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств и исполнении лицензионных требований выявлено грубое нарушение требований ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" - у медицинских сестер отсутствуют сертификаты специалиста; выявлены факты проведения формальных медицинских предрейсовых осмотров водителей, а также установлены факты использования помещений, в которых проводятся предрейсовые осмотры, не соответствующих требованиям действующего законодательства в области здравоохранения и недоукомплектованность медикаментами и оборудованием, работа по повышению квалификации медицинского персонала не ведется. Кроме того, выявлено, что осуществление медицинских осмотров водителей на объектах ДП «Западная», ДП «Есенина», ДП «Баныкина», ДП «Спортивная», ДП «КВЦ» осуществляется неправомерно, и в отсутствие законных оснований (диспетчерские пункты не включены в лицензию); медицинские осмотры оказываются на возмездной основе по договорам сторонним организациям (ООО «Автоградтранс», ООО «Мико Алко» и т.д.). Данные факты подтверждены выписками из журналов проведения осмотров, копиями договоров, актами. Анализ данных о ДТП, допущенных водителями МП «Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие № 3», свидетельствует о том, что по вине водителей неоднократно страдали пассажиры, которые получали телесные повреждения различной степени тяжести. Указанныенарушения свидетельствуют о грубом нарушении условий лицензирования. Неисполнение лицензионных требований, выразившихся в не соблюдении указанных выше требований, а также отсутствие контроля за проведением предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, создают угрозы обеспечения безопасности дорожного движения и его участников. Действия Борюшкина А.А. квалифицированыпо ст. 14.1 ч. 4 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Банькодут О.Ю. в судебном заседании дала пояснения, аналогичные установочной части постановления, дополнив, что полагает, что вина Борюшкина А.А. в судебном заседании полностью нашла свое подтверждение, и его действия правильно квалифицированы по ст. 14.1 ч. 4 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), поскольку Борюшкин А.А., является <ОБЕЗЛИЧЕНО> его должность относится в категории руководителей, и он обязан осуществлять организацию и контроль за проведением медицинских осмотров водительского состава. Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте проверки от 20.11.2013 года, носят грубый характер, поскольку не соответствуют требованиям и условиям лицензии, медицинская деятельность по предрейсовым и послерейсовым осмотрам осуществляется также с грубыми нарушениями, создающими угрозу обеспечения безопасности дорожного движения. Полагает, что Борюшкин А.А. должен понести наказание в соответствии с санкцией ст. 14.1 ч. 4 КоАП РФ, предусматривающей наказание для должностных лиц.
Борюшкин А.А. в судебное заседание не явился, действующий от его имени по доверенности представитель <ФИО2> в судебном заседании пояснила, что ее доверитель Борюшкин А.А. вину не признает в полном объеме, с протоколом не согласен, считает, что материал основан на неверном толковании законодательства. Медицинская деятельность по проведению предрейсовых и послерейсовых осмотров осуществляется в соответствии с нормами и требованиями действующего законодательства. Организация, руководство и контроль за проведением медицинских осмотров водительского состава осуществляется на должном уровне, в соответствии со всеми требованиями и стандартами. В настоящее время предприятием предпринимаются меры к устранению нарушения, касающегося отсутствия на предприятии специалиста, имеющего высшее медицинское образование с квалификацией врача. Другие нарушения, выявленные прокуратурой в ходе проверки не являются неоднократными и не создают угрозы обеспечения безопасности дорожного движения, следовательно грубых нарушений, как того требует состав правонарушения, вменяемого Борюшкину А.А., не имеется, следовательно производство по делу должно быть прекращено.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему: Из материалов дела следует, что МП «Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие № 3» наосновании лицензии Серии ВА <НОМЕР> осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, и имеет лицензию от <ДАТА> <НОМЕР> «На осуществление медицинской деятельности» по адресу г. Тольятти, ул. Громовой, 51. Лицензия выдана на выполнение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. В соответствии с приказом<НОМЕР> от <ДАТА> на должность <ОБЕЗЛИЧЕНО>назначен Борюшкин А.А., который согласно Должностной инструкции является руководителем, и в силу своих должностных обязанностей осуществляет организацию, руководство и контроль за проведением медицинских осмотров водительского состава, состоянием кабинетов предрейсовых осмотров и т.п. Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц. Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за данное правонарушение, исходя из положений, закрепленных в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, являются руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. В силу п.п. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, относится медицинская деятельность. Порядок лицензирования указанного вида деятельности определен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")". Настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории РФ медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями. Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню, приведенному в приложении к Положению, которые выполняются, в том числе и при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований. Согласно п. 4 указанного выше Положения следует, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются: а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям; б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке; в) наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения инойорганизации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье"; у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы"; у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, - высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием); г) наличие у лиц, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, стажа работы по специальности: не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования и не менее 3 лет при наличии среднего медицинского образования; д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием); е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности; ж) соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций; и) наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Согласно п. 5 следует, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет. Из материалов дела следует, и установлено в ходе судебного разбирательства, что на предприятии отсутствует работник из разряда руководителя организации, заместителей руководителя организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения, имеющий высшее медицинское образование.Заведующая здравпунктом <ФИО3> имеет лишь среднее - специальное образование, то есть является фельдшером. У медицинской сестры <ФИО4> отсутствует сертификат специалиста. Кроме того, на предприятии отсутствует работник имеющий квалификацию врача. МП ТПАТП № 3 на постоянной основе использует подрядные отношения с работником <ФИО5> (согласно действующего договора подряда до 30.11.2013 года), у которой отсутствует действующий сертификат специалиста. Более того, в соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров так же являются соблюдение лицензиатом требований, установленных ст. 20 Федерального закона"О безопасности дорожного движения"; осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами данного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3). Во исполнение вышеуказанных требований, в соответствии с письмом Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 года № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителейтранспортных средств» в рамках организации проведения медицинских смотров водителей медперсоналу необходимо: - ознакомление с состоянием кожных покровов водителя, с обращением внимания на наличие расчесов, ссадин, следов от инъекций на тыльной части кистей и кубитальных ямок, бледность или покраснение кожи, - определение состояния слизистых глаз и склер (гиперимия, желтушность); - определение состояния зрачков (сужены или расширены), их реакция на свет (живая, вялая или отсутствует) - при осмотре в обязательном порядке измеряется артериальное давление и частота сердечных сокращений. Однако, согласно журналов проведения осмотров, - осмотр водительского состава проводится в течение 1 минуты, что свидетельствует о проведении медицинских осмотров формально. А одним изнарушений требований лицензирования как раз и являются факты проведения формальных медицинских предрейсовых осмотров водительского состава медицинским персоналом. Лицензионными требованиями и условиями в числе прочих являются: наличие у лицензиата зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям; соблюдение им санитарных правил при осуществлении медицинской деятельности (статья 5 Положения). Медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) включены в перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности. Порядок организации указанных работ (услуг) определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приложение к Положению). Министерство здравоохранения РФ в соответствии с Федеральным законом N 128-ФЗ и в целях реализации постановлений Правительства РФ совместно с Министерством транспорта РФ 29.01.2002 утвердило Методические рекомендации "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств" (письмо Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 года N 2510/9468-03-32). В силу п. 4 приложения N 2 к Методическимрекомендациям для проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред. Помещение должно быть минимально оснащено следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью: кушетка медицинская; письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф; прибор для определения артериального давления - 2 шт., термометр - 3 шт., стетофонендоскоп - 2 шт.; прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе - 2 шт.; алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры - 2 шт., экспресс-тесты на наркотики - 10 шт.; столик для медицинского оборудования - 1 шт.; шпатели медицинские - 10 шт.; сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 шт.; оборудованную комнату для отбора биологических сред. Помещение должно быть оборудовано средствами связи. Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 года N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" минимальная площадь помещения (кабинет предрейсовых (послерейсовых) осмотров) составляет 12 квадратных метров. Из приведенных норм следует, что Министерство здравоохранения РФ (уполномоченный орган) определило порядок проведения предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей, который обязателен для соблюдения лицами, оказывающими данный вид услуг. Согласно материалам дела, в ходе проверкиустановлено, что на объекте, являющемся местом осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Тольятти, ул. Громовой, 51 отсутствуют: прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе (согласно справки о помещении, в котором проводятся медицинские осмотры, за подписью директора предприятии <ФИО6> в наличии имеется лишь один указанный прибор), напольный коврик, кабинеты осмотров водителей недоукомплектованы соответствующей мебелью и мед. оборудованием. Кроме того, в ходе проверки прокуратурой установлены факты использования объектов, невключенных в перечень мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Так, объектами, на которых производятся медицинские осмотры водителей являются: ул. Громовой,51; ДП «Западная» (ул. Спортивная, 34); ДП «Есенина» (ул. Коммунистическая, 2 г); ДП «Баныкина» (ул. Баныкина, 3), ДП «Спортивная» (ул. Спортивная, 3); ДП «КВЦ» (ул. Южное шоссе, 151). Однако, осуществление медицинских осмотров водителей на объектах ДП «Западная», ДП «Есенина», ДП «Баныкина», ДП «Спортивная», ДП «КВЦ» не правомерно, поскольку МП ТПАТП № 3 не обратилось в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии либо изменении условий лицензии и включении указанных объектов в перечень мест осуществления лицензируемого вида деятельности, в связи с чем, не является соискателем лицензии, а обладает статусом лицензиата. Более того, использование объектов ДП «КВЦ» и ДП «Спортивная» производится в отсутствие законных оснований, - сроки действия договоров аренды по данным помещениям истекли, дополнительные соглашения не предоставлены, в связи с чем, объекты, на которых лицензиатом осуществляется медицинская деятельность, не имеют законных оснований для их использования, что также является нарушением условий лицензирования. В рамках проведения проверки, прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти установлены факты оказания МП ТПАТП № 3 услуг по проведению медицинских осмотров сторонним организациям, не связанных с основным видом деятельности по перевозкам пассажиров различными видами транспортных связей. Проведение медицинских осмотров с нарушением изложенных выше требований оказывается предприятиям по договорам на возмездной основе (МКУ «Центр социальной помощи семье и детям Комсомольского района г. Тольятти», МОУДОД Центр «Гранит» г.о. Тольятти, ООО «Автоградтранс», ГКУ СО «Служба транспортного обеспечения», ООО «ВПТ-МП» и т.д.). Учетные данные о ДТП совершенных по вине водителей МП ТПАТП № 3 свидетельствуют, что работниками предприятия допускаются ДТП с участием других транспортных средств, наезды на пешеходов, падение пассажиров в салонах. Анализ выявленных в ходе проверки нарушений указывает на то, что цели лицензирования не только не исполняются самим предприятием МП ТПАТП № 3, но и должностные лица предприятия также допускают грубые нарушения требований лицензии, так заместителем директора по безопасности движения Борюшкиным А.А. должностные обязанности, связанные с организацией предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей исполняются ненадлежащим образом, допущенные нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) являются грубыми. Достоверных, объективных и неопровержимых доказательств в подтверждение возражений ни самим Борюшкиным А.А., ни его представителем<ФИО2>, мировому судье в ходе судебного разбирательства не предоставлено, самим мировым судьей не добыто, то есть в действиях Борюшкина А.А. содержится состав вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 ч.4 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). В соответствии с примечанием к ст. 14.1 ч.4 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", которойпредусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства. Таким образом, оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, мировой судья приходит к выводу, что действия Борюшкина А.А. правильно квалифицированы по ст. 14.1 ч. 4 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальнымразрешением (лицензией), поскольку выявленные нарушения не обеспечивают безопасности движения при транспортном обслуживании населения и создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, в том числе, пассажиров.
При назначении наказания мировой судья учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, личность Борюшкина А.А., отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность, и считает возможным назначить ему наказание в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией ст. 14.1 ч. 4 КоАП РФ для должностных лиц. На основании изложенного, руководствуясьст.ст. 4.1-4.3, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
БОРЮШКИНА Алексея Александровича признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 ч. 4 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа, в законную силу на расчетный счет: Получатель - ЦФК по Самарской области (Прокуратура Самарской области), р/с 4010181020000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области г. Самара, ИНН 6317010714, БИК 0436011001, КПП 631701001, ОКАТО 36440000000, КБК 41511690040046000140.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии постановления в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области.
Мотивированное постановление изготовлено 11.12.2013 года.
Мировой судья: А.В. Гросул