Решение по делу № 2-22/2019 (2-925/2018;) ~ М-950/2018 от 26.09.2018

Дело № 2-22/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 февраля 2019 года судья Зеленоградского районного суда Калининградской области Реминец И. А., с участием прокурора Терещука И. Д., при секретаре Голишниковой М. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ к Додонову Анатолию Александровичу, Додоновой Лине Ивановне, Додоновой Карине Анатольевне об устранении нарушения прав собственника, прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения

по встречному иску Додонова Анатолия Александровича к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, заключении договора социального найма

УСТАНОВИЛ:

Истец Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ обратилось в суд с иском к Додонову А. А., Додоновой Л. И., Додоновой К. А. об устранении нарушения прав собственника, прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» были представлены документы, из которых следует, что ответчики Додонов А. А., Додонова Л. И., Додонова К. А. незаконно удерживают жилое помещение по адресу: <адрес>. В ходе инвентаризации жилищного фонда Минобороны России установлено, что Додонов А. А. и члены его семьи проживают в служебном жилом помещении без законных на то оснований, документы, послужившие основанием для вселения Додонова А.А. и членов его семьи в жилое помещение у истца отсутствуют. Требование освободить незаконно занимаемое жилое помещение ответчики не исполнили, жилое помещение не освободили, сравку о сдаче жилого помещения, предусмотренную приказом Министра обороны Российской Федерации № 1280 от 30 сентября 2010 г., в уполномоченный жилищный орган - ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не представили, лицевой счёт не закрыли.

Проверкой фактического проживания установлено, что в квартире проживают Додонов Анатолий Александрович, Додонова Лина Ивановна, Додонова Карина Анатольевна, постоянную регистрацию в служебном жилом помещении имеют с 10.03.1999.

Истец просит:

- устранить нарушения прав собственника в отношении жилого помещения по адресу: <адрес> прекратить право пользования Додонова Анатолия Александровича, Додоновой Лины Ивановны, Додоновой Карины Анатольевны указанным жилым помещением;

- выселить Додонова А. А., Додонову Л. И., Додонову К. А. из жилого помещения по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

В свою очередь Додонов А. А. обратился в суд с встречным иском к Министерству обороны РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, заключении договора социального найма.

В обоснование заявленных требований указал, что проходил военную службу в <адрес>, в войсковой части 09956. Согласно протоколу заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему и членам его семьи было выделено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором он проживает и зарегистрирован до сих пор, так как другого жилья я не имеет. Ссылаясь на то, что спорные правоотношения между ним и Министерством обороны РФ по вопросу обеспечения его жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, наступили до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до введения в действие Жилищного кодекса РФ и положения ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», а также ЖК РСФСР указывает, что на момент предоставления спорного жилого помещения стаж работы истца в войсковой части 09956 составлял менее 10 лет, при этом на момент введения в действие Жилищного кодекса РФ он отработал в войсковой части 09956 более 10 лет. Вследствие этого истец полагает, что приобрёл право на переоформление на себя служебной квартиры на условиях социального найма. Истец обращался администрацию муниципального образования «Зеленоградский городской округ» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, как ветеран боевых действий. Однако, в постановке на указанный учет ему было отказано в связи с тем, что он совместно с дочерью ФИО3 зарегистрирован в спорной квартире, общей площадью 37,5 кв.м.

Полагает, что в установленном законом порядке занимаемая им квартира не была отнесена к категории служебных жилых помещений. Ордер на вселение в жилое помещение войсковой частью 09956 не выдавался. указанное жилое помещение решением компетентного органа служебным не признавалось. В органе местного самоуправления по месту жительства Додонов А.А. на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит, не являясь малоимущим, прав на другие жилые помещения истец и его супруга не имеют, при этом истец может быть признан нуждающимся в жилом помещении по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодека РФ.

Просит:

- признать за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма;

- заключить с ним договор социального найма на занимаемое им и членами его семьи жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены отдел № 3 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, войсковая часть 45752, Жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел № 2 Филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Балтийскому флоту (далее ЖЭ(К)О № 2 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по БФ).

В судебное заседание представитель истца (ответчика) Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представили суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, заявленные требования просили удовлетворить.

В судебном заседании ответчик (истец) Додонов А. А., его представитель Фролов А. А., допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в возражениях на иск (л.д. 95-98), а также во встречном иске. Полагают, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям. Также Додонов А. А. пояснил, что с Додоновой Л. И. у него брак расторгнут в 2003 году, с этого же времени они вместе не проживают. В связи с семейными обстоятельствами ему было предоставлено другое жилое помещение, а в спорной квартире осталась бывшая супруга с дочерью, затем, когда они освободили квартиру, ему вновь предоставили данное жилье в качестве служебного, было это в 2005 году. Также просили применить срок исковой давности по заявленным требованиям. Встречные требования поддержали, в части заключения договора социального найма в отношении спорной квартиры – оставили на усмотрение суда.

В судебное заседание ответчики Додонова О. И., Додонова К. А. не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили дело рассматривать в их отсутствие, т.к. они зарегистрированы и проживают по другому адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель третьего лица ЖЭ(К)О № 2 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по БФ по доверенности Мерекина Т. В. оставила разрешение данного вопроса на усмотрение суда.

В судебное заседании представители третьих лиц ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, отдела № 3 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, войсковой части 45752 не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Заслушав участников процесса, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению в части, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.

Согласно положениям п. п. 1, 4 и 7 "Положения о Министерстве обороны Российской Федерации", утвержденного Указом Президента РФ №1082 от 16.08.2004 г., Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

Минобороны России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и настоящим Положением.

Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту "а" п. 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В соответствии с Положением, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 № 110, реализацию указанных полномочий по управлению имуществом Минобороны России осуществляет Департамент имущественных отношений Минобороны России.

В основу концепции управления военным имуществом Департаментом имущественных, отношений заложено обеспечение качественного учета и контроля за использованием военного имущества, необходимого для выполнения задач Министерством обороны Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности Департамента имущественных отношений по использованию военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, являются:

- передача в оперативное управление государственным учреждениям Министерства обороны Российской Федерации и казенным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации;

- передача в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации;

- передача объектов недвижимости в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.

В соответствии с разделом II Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности" к федеральной собственности относятся объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач. В пункте 2 данного раздела названо имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", № 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил РФ" был изменен порядок управления федеральным имуществом, закрепленным на соответствующем праве за организациями Министерства обороны России.

В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01.03.2005 года), жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.

На основании пункта 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года. № 1301), государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Нормами действующего жилищного законодательства предусмотрено, что в силу п. 1 ч. 1, 3 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в числе которых значится и закрытый военный городок <адрес>.

С учетом того, что наделение военного городка статусом закрытого было направлено на закрепление жилой площади закрытых военных городков за военным ведомством для создания служебного жилого фонда и обеспечения военнослужащих и гражданских служащих Вооруженных Сил РФ жилыми помещениям для временного проживания на период прохождения военной службы или трудовых отношений, находящиеся на территории закрытых военных городков жилые помещение подлежали предоставлению в качестве служебного жилья, независимо от того, принималось ли решение о включении данных жилых помещений в число служебных в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

В дальнейшем, Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1801-р "О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р" военный городок - <адрес>, исключен из Перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.

Однако само по себе исключение военного городка из перечня закрытых военных городков не влечет утрату жилым помещением статуса служебного.

Из материалов дела следует, что Приказом Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации № 485 от 15 февраля 2017 года «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с приведенными выше нормативными актами, прекращено право оперативного управления федерального государственного учреждения 1986 отделение морской инженерной службы» на объекты недвижимого имущества – жилые дома, расположенные по адресам с учетом их уточнения: <адрес> военный городок , в том числе по <адрес>.

Пунктом 2 названного Приказа, недвижимое имущество, указанное в Приложении к данному приказу закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Как усматривается из данного Приложения, в нем под № 16 поименована <адрес> в <адрес> площадью 37,5 кв. м.

Таким образом, Минобороны России вправе выступать в суде в качестве истца по настоящему иску, направленному на защиту имущественных прав Российской Федерации в отношении спорной квартиры, являющейся собственностью Российской Федерации и закрепленной на праве оперативного управления за ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ.

Судом установлено и не оспаривается стороной ответчика, что данная квартира была предоставлена Додонову А. А. в связи с прохождением им военной службы.

Из копии паспорта Додонова А. А. и поквартирной карточки на <адрес> в <адрес> следует, что он зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, перерегистрацию по спорной квартире, в связи с присвоением адреса, не проходил, но фактически проживал и проживает в спорной квартире, несет расходы по ее содержанию.

Как следует из искового заявления, истцом заявлены настоящие требования, в том числе и к Додоновой Л. И., Додоновой К. А., т.е. к членам семьи ответчика Додонова А. А. с указанием на то, что данные ответчики незаконно занимают спорное жилое помещение, по требованию истца не освободили его и не прекратили права пользования им.

Вместе с тем, никаких доказательств этому стороной истца суду не представлено, а имеющийся в материалах дела Акт осмотра спорного жилого помещения на предмет его фактического использования от 22 марта 2018 года об этом не свидетельствует, поскольку не содержит указания на то, что он составлен в присутствии лиц, проживающих в данном помещении, отсутствуют их подписи, либо Акт об отказе от подписи. Кроме того, как следует из данного Акта, в ходе осмотра было установлено, что в помещении проживает Додонов А. А., совместно с ним проживают еще два человека, однако личности данных лиц не установлены.

Более того, как следует из составленного по поручению суда Акта от 11 февраля 2019 года, утвержденного начальником ЖЭ(К)О № 2 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ», в <адрес> фактически проживает Додонов А. А., Ковтунова Г. Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Додонова Д. А.. ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Как пояснял суду Додонов А. а. указанные лица приходятся ему гражданской женой и дочерью соответственно, но в данной квартире они не зарегистрированы.

Из представленных по запросам суда сведений отделом адресно – справочной работы УВМ УМВД по Калининградской области, Управлением Росреестра по <адрес> следует, что Додонов А. А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по в/ч <адрес>; Додонова Л. И. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по в<адрес>; Додонова К. А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по <адрес>, т.е. по спорной квартире ни Додонова Л. И., ни Додонова К. А. не зарегистрированы, и как уже указано выше в ней не проживают длительное время.

Согласно представленным копиям паспортов – Додонова Л. И. и Додонова К. А. с 28 ноября 2018 года зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> (л.д.118-125).

Из уведомлений об отсутствии в ЕГРН сведений о правах на жилые помещения, представленных по запросу суда ДД.ММ.ГГГГ, следует, что местом жительства или местом пребывания Додоновой Л. И. и Додоновой К. А. является <адрес>.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, исковые требования Минобороны России предъявленные к Додоновой Л. И., Додоновой К. А. не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, требования истца, предъявленные к Додонову А. А. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, а встречные требования Додонова А. А. не подлежат удовлетворению, в силу следующего.

Как уже указано выше, Минобороны России осуществляет от имени Российской Федерации права собственника и выступает в суде в отношении имущества, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Судом установлено и подтверждается личным делом, что прапорщик Додонов А. А. проходил военную службу в Вооруженных силах РФ с 1993 года.

Приказом командира войсковой части 09956 № 90 от 19 мая 2005 года уводенный с зачислением в запас приказом начальника ВВС и ПВО БФ по истечение срока контракта о прохождении военной службы (пп «б» п. 1 ст. 51 ФЗ) 13 мая 2005 года, Додонов А. А. с ДД.ММ.ГГГГ был исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения. Общая продолжительность военной службы прапорщика Додонова А. А. в вооруженных силах РФ в календарном исчислении составила 11 лет 11 месяцев.

Из протоколов заседания жилищной комиссии д. 35-40) следует, что 30.04.1999 года Додонов А. А. был включен в список военнослужащих для получения жилья; 01.09.2001 ему выделена <адрес>; 20.05.2004 с учетом сложившихся обстоятельств Додонову А. А. выделили <адрес>, а <адрес> оставили временно для проживания бывшей жене Додоновой Л. И.; 14.06.2005 года бывшему прапорщику Додонову А. А. разрешили занять служебную жилую площадь ранее ему выделенную по адресу: <адрес> (ныне <адрес>).

Таким образом, вопреки утверждениям стороны ответчика (истца) о том, что спорное жилое помещение было предоставлено ему не в качестве служебного, а также таковым не является и истцом (ответчиком) не доказан данный факт, опровергается вышеизложенным.

Согласно ответу отдела № 3 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональной управление жилищного обеспечения» МО РФ от 28.12.2018 в едином реестре военнослужащих (граждан уволенных с военной службы), состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, сведения о Дадонове А. А. не содержатся; в автоматизированной базе данных, переданной в отдел в 2011 году их квартирно-эксплуатационных органов МО РФ, информация о нахождении Дадонова А. А. на учете нуждающихся в жилых помещениях отсутствует; информацией и документами, подтверждающими наличие/отсутствие у Дадонова А. А. права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, а так же о снятии с учета – отдел не располагает.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей на момент увольнения Додонова А. А. с военной службы по истечении срока контракта, устанавливалось, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.

Таким образом, с учетом приведенных положений закона, а также основания увольнения Дадонова А. А. и продолжительность его службы в Вооруженных силах РФ, суд приходит к выводу о том, что у ответчика (истца) как на момент увольнения, так ив настоящее время отсутствует право на обеспечение его жильем за счет средств Министерства обороны РФ, что не оспаривал в судебном заседании и сам Дадонов А. А.

Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем (увольнение с военной службы), предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника (увольнения военнослужащего). Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Ответчики к категории лиц, не подлежащих выселению из служебного жилого помещения (ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации), не относятся. Документов этому не представлено.

Частью 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Доводы стороны ответчика (истца) о том, что к спорным правоотношениями подлежат применению нормы Жилищного законодательства РСФСР, согласно которым из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проработавшие на предприятии более 10 лет (п.6 ч. 1 ст. 108 ЖК РСФСР в ред. от 20.07.2004) не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании закона, поскольку уволен Дадонов А. А. из Вооруженных сил РФ был уже после введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, статья 13 указанного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Жилищный кодекс Российской Федерации вступил в силу с 1 марта 2005 года. На указанную дату прекратила действие статья 108 Жилищного кодекса РСФСР, пунктом 6 которой было предусмотрено, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").

Поскольку на 1 марта 2005 года Дадонов А. А. относился к лицам, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, и не подлежал обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", гарантии указанной статьи закона на него не распространялись.

Кроме того, согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР, в том числе и по п. 8 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР в редакции до 20.07.2004.

Исходя из приведенных положений законодательства и статьи 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.). В этом случае положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.

На основании части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Как следует из материалов дела, Додонов А. А. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит, доказательств тому, что он имеет право состоять на данном учете и может быть признан малоимущим в целях такой постановки, Дадоновым А. А. суду не представлено, в связи с чем его довод о том, что он может быть признан малоимущим по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ является несостоятельным, а в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации сам по себе факт необеспеченности гражданина жилым помещением не является безусловным основанием для принятия такого лица на учет нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, ответчиком (истцом) не доказана совокупность условий, при которых он не может быть выселен из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Учитывая приведенные положения закона, требования Дадонова А. А. о признании его права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма и заключении договора социального найма на занимаемое им и членами его семьи спорное жилое помещение, нельзя признать законными и обоснованными.

Кроме того, каких-либо положений, позволяющих отнести жилое помещение социализированного фонда даже в случае нарушения порядка отнесения его к такому фонду, к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования на условиях договора социального найма действующее законодательство не содержит.

Стороной ответчика (истца) было заявлено о применении срока исковой давности по заявленным требованиям, течение которого он исчисляет с 2005 года, с момента своего увольнения из в/ч <данные изъяты> (л.д. 69), на что истцом представлены возражения (л.д. 86-87).

Данное заявление судом отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного Кодекса.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С учетом положений ч.3 ст. 104 и ч.1 ст. 103 ЖК РФ, из смысла которых следует, что прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника, а также того, что договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья, суд приходит к выводу, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения Додонова А. А. из рядов вооруженных сил, а равно и применения срока исковой давности - не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ удовлетворить частично.

Прекратить право пользования Додонова Анатолия Александровича жилым помещением – квартирой <адрес>

Выселить Додонова Анатолия Александровича из жилого помещения – <адрес> в <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

В удовлетворении исковых требований Додонова Анатолия Александровича к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением – квартирой <адрес> на условиях социального найма и заключении договора социального найма – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 18 февраля 2019 года.

Судья, подпись –

Копия верна, судья - И. А. Реминец

2-22/2019 (2-925/2018;) ~ М-950/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Ответчики
Додонова Карина Анатольевна
Додонов Анатолий Александрович
Додонова Лина Ивановна
Другие
ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, отдел № 3 (г. Калининград)
ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
Жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел № 2 филиала государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по Балтийскому флоту
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
в/ч 45752
Суд
Зеленоградский районный суд
Судья
Реминец И.А.
27.09.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2018[И] Передача материалов судье
28.09.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2018[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.10.2018[И] Предварительное судебное заседание
15.11.2018[И] Судебное заседание
13.12.2018[И] Судебное заседание
17.01.2019[И] Судебное заседание
12.02.2019[И] Судебное заседание
18.02.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2019[И] Дело оформлено
03.04.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее