2-1147/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2017 года г. Артем
Мировой судья судебного участка № 102 судебного района г. Артема Приморского края Ступак Т.В.
при секретаре Олейник С.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <Шкуратовой В.А.1> к Департаменту труда и социального развития Приморского края о признании незаконным удержание денежных средств социальной выплаты и взыскании суммы,
У С Т А Н О В И Л:
<Шкуратова В.А.1> обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социального развития Приморского края о признании незаконным удержание денежных средств социальной выплаты и взыскании удержанных сумм мер социальной поддержки по оплате содержания жилья коммунальным платежам за период с июля 2015 года по 2016 год в размере 25609 руб.04 коп.
<Шкуратова В.А.1> в судебном заседании исковые требования поддержала, ее представитель по доверенности <Ш.2> указал, что его супруга <Шкуратова В.А.1> является инвалидом 2 группы с 1989 года, с 2003 года получает пенсию по старости. Она получает пенсию по старости в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО> руб.95 коп., ежемесячная денежная выплата как инвалиду составляет <ОБЕЗЛИЧЕНО> руб.06 коп. Согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляет компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%, а также компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт. В соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 года <Шкуратовой В.А.1> как инвалиду 2 группы назначена субсидия на оплату услуг ЖКХ. В 2016 году истец стала замечать, что в некоторые месяцы субсидия была в небольшом размере, а в некоторое месяцы субсидии совсем не было. По его подсчетам, с июля 2015 года истцу не доплачена субсидия в размере 411 руб.95 коп., за 2016 год недоплачено 25197 руб.09 коп. Согласно ответа соц.защиты, ими производились удержания в связи с излишне выплаченными суммами. Однако согласно п. 6.1 постановления Губернатора Приморского края от 15 июня 2016 года, денежные выплаты перечисляются в кредитные организации на счета получателей на основании их заявлений. Таким образом, с момента перечисления ответчиком почтовым переводом на имя истца сумм социальной выплаты за спорный период, эти денежные средства поступили в собственность истца, и возврат этих средств Департаментом труда без согласия истца является незаконным. Субсидия должна покрывать 100% расходы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Представитель Департамента труда и социального развития Приморского края отдела по Артемовскому городскому округу в судебном заседании по доверенности <М.3> иск не признала, указав, что <Шкуратова В.А.1> состоит на учете как получатель ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее ЕДВ на ЖКУ) как инвалид 2 группы и как получатель субсидии. Ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предусмотрено предоставление компенсации расходов в размере 50% на оплату коммунальных услуг и жилых помещений, проживающим в государственном и муниципальном жилищных фондах. Меры социальной поддержки предоставляются в форме компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, то есть компенсация должна предоставляться на фактический объем потребленных и оплаченных ЖКУ (по показаниям приборов учета). Согласно п. 3.3, 3.6 Порядка ЕДВ на оплату ЖКУ, утвержденных постановлением Губернатора № 63-пг от 16 июля 2008 года, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг или с учетом последних полученных сведений, подтверждающих фактический объем потребленных и оплаченных коммунальных услуг, и предоставляются в месяце, за который необходимо произвести оплату, с последующим перерасчетом, с учетом данных о фактическом объеме потребленных и оплаченных услуг. Фактический объем потребления определяется по показаниям прибора учета на основании сведений, предоставляемых ежемесячно ресурсоснабжающими организациями. Согласно п. 3.5 Порядка, в случае, если размер ЕДВ превысил размер ЕДВ, рассчитанной с учетом данных о фактическом объеме потребленных услуг и оплаченных услуг, определяемых по показаниям прибора учета, и оплате жилого помещения, излишне выплаченные гражданину суммы ЕДВ, полученной в результате перерасчета, подлежат удержанию из ЕДВ, причитающихся в последующем периоде, до полного удержания излишне выплаченных сумм. С июля 2015 года по январь 2016 года <Шкуратовой В.А.1> назначена и выплачена ЕДВ исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, которая пересчитана в феврале 2016 года на основании данных о фактических расходах, начиная с июля 2015 года по декабрь 2015 года, предоставленных организациями. Излишне выплаченная сумма ЕДВ удержана из сумм, начисленных в последующем месяце. С февраля 2016 года ЕДВ рассчитана исходя из факта предыдущего месяца, которая пересчитана на основании полученных от организации данных о фактических расходах с последующей доплатой или удержанием, в связи с чем изменился размер ЕДВ. В дальнейшем ЕДВ предоставляются истцу с учетом данных о фактическом объеме потребленных коммунальных услуг. Субсидия предоставляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства от 14 декабря 2005 года, гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии, и размера региональных стандартов стоимости ЖКУ, превышают 22% максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При расчете субсидии истцу применены региональные стандарты, утвержденные постановлениями администрации Приморского края. Согласно заявлениям <Шкуратовой В.А.1> и предоставленному пакету документов, ей назначена субсидия: за период с 01.06.2015 года по 30.11.2015 года в размере 12131 руб.29 коп., с 01.12.2015 года по 31.05.2016 года в размере 10112 руб.75 коп., с 01.06.2016 года по 30.11.2016 года в размере 3510 руб.56 коп. В связи с изменениями региональных стандартов стоимости ЖКУ в сторону их уменьшения, уменьшился размер субсидии.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований <Шкуратовой В.А.1>
В соответствии со ст. 17 ФЗ № 181 от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно постановлению Губернатора Приморского края № 63-пг от 16 июля 2008 года «О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края» (далее по тексту Порядок), гражданам, в том числе, инвалидам, меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются в форме ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ).
Согласно п. 3.3 Порядка, предоставление ежемесячной денежной выплаты получателям осуществляется ежемесячно в месяце, за который необходимо произвести оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу п. 3.4 Порядка, общий размер ежемесячной денежной выплаты состоит из сумм ежемесячных денежных выплат на оплату жилых помещений и каждого вида коммунальных услуг, которыми получатель пользуется и в отношении которых имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг согласно действующему законодательству, рассчитанных в соответствии с абзацами вторым-девятым пункта 3.2 настоящего Порядка.
В соответствии с п. 3.6 Порядка, размер ежемесячной денежной выплаты, рассчитанный в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка, ежемесячно подлежит перерасчету с учетом данных о фактическом объеме потребленных и оплаченных коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, и оплате жилого помещения на основании сведений, предоставляемых ежемесячно не позднее 17 числа месяца, следующего за истекшим, субъектами предоставления данных, на основании соглашений об информационном обмене, заключенных с департаментом.
В случае если размер ежемесячной денежной выплаты, рассчитанный в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка, превысил размер ежемесячной денежной выплаты, рассчитанный с учетом данных о фактическом объеме потребленных и оплаченных коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, и оплате жилого помещения, излишне выплаченные гражданину суммы ежемесячной денежной выплаты, полученной в результате перерасчета, подлежат удержанию из ежемесячных денежных выплат и (или) ежегодных денежных выплат получателей, причитающихся в последующем периоде, до полного удержания излишне полученных сумм.
Согласно ч. 1 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Частью 6 ст. 159 ЖК РФ предусмотрено, что при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.
Согласно ч. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в соответствии с «Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ № 761 от 14 декабря 2005 года (далее по тексту Правила).
Субсидия предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают 22% максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Согласно п. 22(1) пп. «а» Правил, региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые раздельно по поселениям одного субъекта Российской Федерации, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам, устанавливаются в зависимости от стоимости коммунальных услуг в отопительный и межотопительный периоды, определяемой в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в случае если органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке не принято решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. Сезонные региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг применяются для расчета и предоставления субсидий начиная с установленного органом местного самоуправления соответственно дня начала или окончания отопительного периода.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что <Шкуратова В.А.1> является инвалидом 2 группы по общему заболеванию с <ДАТА12>, с <ДАТА13> получает пенсию по старости в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО> руб.95 коп., ежемесячная денежная выплата как инвалиду составляет <ОБЕЗЛИЧЕНО> руб.06 коп. Является собственником и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <АДРЕС>.
Согласно представленных истцом квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг, квитанций о получении мер социальной выплаты, представленных ответчиком сведений о назначении и выплате ЕДВ, с июля 2015 года по январь 2016 года <Шкуратовой В.А.1> назначена и выплачена ЕДВ на оплату жилищно-коммунальных услуг исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, которая пересчитана в феврале 2016 года на основании данных о фактических расходах, начиная с июля 2015 года по декабрь 2015 года, сведения о которых предоставлены ресурсоснабжающими организациями. Излишне выплаченная сумма ЕДВ удержана из сумм, начисленных в последующем месяце. С февраля 2016 года ЕДВ рассчитана исходя из фактических данных предыдущего месяца, которая пересчитана на основании полученных от ресурсоснабжающих организаций данных о фактических расходах с последующей доплатой либо удержанием, что соответствует п. 3.3-3.6 Порядка.
Согласно заявлениям от 26 мая, 30 ноября 2015 года и представленному пакету документов, <Шкуратовой В.А.1> за период с 01 июня 2015 года по 30 ноября 2015 года назначена субсидия в размере 12131 руб.29 коп., за период с 01 декабря 2015 года по 31 мая 2016 года назначена субсидия в размере 3510 руб.56 коп.
При расчете размера субсидии <Шкуратовой В.А.1> ответчиком правомерно применены региональные стандарты, утвержденные постановлениями администрации Приморского края № 157-па от 26.05.2015 года, № 102-па от 21.03.2016 года «О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2015, 2016 год» (в ред. постановления Администрации Приморского края № 269-па от 04.08.2015г., № 343-па от 26.07.2016г.) с учетом регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для одиноко проживающего гражданина, являющегося собственником жилого помещения и оплачивающего коммунальную услуг по отоплению в течение года, площади квартиры, регионального стандарта нормативной площади для одиноко проживающих граждан, размера стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. дополнительной площади жилого помещения, используемый для расчета регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для пенсионера в случае оплаты услуги по отоплению в течение года, процента максимально допустимой доли расходов граждан, среднедушевого дохода истца за предыдущие 6 месяцев, изменения прожиточного минимума. За период с 01.05.2016 года по 31.07.2016 года ответчик правомерно производил расчет субсидии с применением регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в межотопительный период.
При этом размер субсидии уменьшился в связи с уменьшением регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Представленный ответчиком расчет сумм ЕДВ и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является верным, обоснованным, который произведен в соответствии с вышеуказанными Порядком и Правилами, и истцом не оспаривается.
Представленный истцом расчет ЕДВ и субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является неверным, основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
При данных обстоятельствах <Шкуратовой В.А.1> в иске к Департаменту труда и социального развития Приморского края о признании незаконным удержание денежных средств социальной выплаты и взыскание суммы в размере 25609 руб.04 коп. должно быть отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 14, 194-199 ГПК РФ, мировой судья
Р Е Ш И Л:
В иске <Шкуратовой В.А.1> к Департаменту труда и социального развития Приморского края о признании незаконным удержание денежных средств социальной выплаты и взыскании суммы в размере 25609 руб.04 коп., отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в апелляционном порядке в Артемовский городской суд Приморского края путем подачи апелляционной жалобы мировому судье судебного участка № 102 судебного района г. Артема.
Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2017 года.
Мировой судья: подпись Т.В.Ступак