Дело № 2-18-788/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камышин«25» апреля 2019 года
Мировой судья судебного участка № 18 Волгоградской области
Кухарева И.А.,
при секретаре Сергеевой Н.Б.,
с участием представителя истца Шестакова А.В.,
третьего лица Батяркина В.П.,
представителя ответчика Араловой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батяркиной Ирины Алексеевны к Товариществу собственников жилья «Наш дом» о признании незаконными действий руководящих органов по начислению платы по обращению с твердыми коммунальными отходами, возложении обязанности произвести перерасчет платы по обращению с твердыми коммунальными отходами, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Батяркина И.А. обратилась в суд с иском к ответчику ТСЖ «Наш дом» о признании незаконными действий руководящих органов по начислению платы по обращению с твердыми коммунальными отходами, возложении обязанности произвести перерасчет платы по обращению с твердыми коммунальными отходами, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что истец является сособственником жилого помещения, расположенного по адресу: <АДРЕС>
03 декабря 2018 года истцом по требованию ответчика были представлены сведения о количестве зарегистрированных в квартире лиц - 5 человек и фактически проживающих - 3 человека.
Однако, за январь 2019 года ТСЖ «Наш дом», не учитывая указанные и отраженные в извещении-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг данные, а также п.148(34) постановления Правительства №354 от 06 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», необоснованно начислена плата по обращению с твердыми коммунальными отходами, рассчитанная исходя из пяти человек по 114 руб. 92 коп. на каждого, а не троих фактически проживающих человек.
На основании чего, истец Батяркина И.А., просит признать незаконными действий руководящих органов ТСЖ «Наш дом» по начислению за январь 2019 года платы по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества пяти человек, вместо трех фактически проживающих по 114 руб. 92 коп. на каждого, и возложить обязанность произвести перерасчет платы по обращению с твердыми коммунальными отходами за январь 2019 года из количества трех человек на сумму 229 руб. 84 коп., а также взыскать с ТСЖ «Наш дом» в свою пользу за нарушение прав как потребителя компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 5 000 рублей.
Истец Батяркина И.А., извещённая в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об уважительности причины неявки не сообщила, представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие, обеспечила участие в деле представителя Шестакова А.В.
Представитель истца Шестаков А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, и просил удовлетворить их в полном объёме. Дополнил, что в соответствии с требованиями постановления Правительства №354 от 06 мая 2011 года начисления платы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - ТКО) производится по количеству постоянно проживающих, а не зарегистрированных лиц. Ответчику были представлены и приняты соответствующие сведения, о чем отражено в извещениях-квитанциях по оплате жилищно-коммунальных услуг. Батяркин А.В. и Батяркина Т.В. по месту регистрации не проживают, учатся и работают в <АДРЕС>.
В судебном заседании третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Батяркин В.П., действующий в своих интересах и интересах третьего лица - <ФИО1> полностью.
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Батяркин А.В. и Батяркина Т.В., извещённые в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причины неявки не сообщили.
Представитель ответчика ТСЖ «Наш дом» Аралова Л.Г. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в многоквартирном доме <АДРЕС> создано ТСЖ «Наш дом». В связи с изменением норм и правил расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, в декабре 2018 года собственникам жилых помещений разослана форма для заполнения. В ней указывалось количество зарегистрированных и фактически проживающих граждан в квартирах. До этого эти данные не требовались, так как жилищно-коммунальные услуги начислялись исходя из площади жилого помещения. Сведения о количестве зарегистрированных граждан необходимы были для заключения договора с Региональным оператором по обращению с отходами на территории Волгоградской области - ООО «Управление отходами - Волгоград» и начисления коммунальной услуги. Согласно решению общего собрания соответствующие документы для заключения договора 03 марта 2019 года были поданы через АУ «МФЦ» Региональному оператору, которым уже выставлены счета-фактуры для оплаты услуги по обращению с ТКО за январь и февраль 2019 года. Сам договор еще в ТСЖ не поступил, в связи с чем не могут провести оплату счетов. В соответствии с законодательством размер платы по обращению с ТКО всем собственникам рассчитывается исходя из числа зарегистрированных в жилом помещении граждан. В случае временного отсутствии потребителя в жилом помещении, производится перерасчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу на основании заявления и подтверждающих документов. Батяркины за перерасчетом услуги по обращению с ТКО не обращались. Извещения-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг формирует бухгалтер ТСЖ. Указание в квитанции количества также проживающих граждан значения для начисления размера платы по обращению с ТКО не имеет. Просит в иске отказать в полном объеме.
Представители третьих лиц ООО «Управление отходами - Волгоград» и АО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда», извещённые в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представитель ООО «Управление отходами - Волгоград» просил рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие.
С учётом положений ст.167 ГПК РФ мировой судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Выслушав пояснения представителей истца и ответчика, третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, мировой судья приходит к следующему.
В силу ч.3 ст.30 ЖК РФ, ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами. При этом в соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (ч.2 ст.155 ЖК РФ).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами гражданского дела, истец Батяркина И.А. является собственником 4/5 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <АДРЕС>. Сособственником 1/5 доли указанного жилого помещения является третье лицо Батяркина Т.В., что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от 07 апреля 2015 года. Согласно копии домовой книги и справок ОВМ МО МВД России «Камышинский» в жилом помещении помимо собственников зарегистрированы члены семьи истца: муж Батяркин В.П. и сыновья Батяркин А.В., Батяркин М.В. (л.д.4, 5, 6-8, 18-22).
В жилом многоквартирном доме <НОМЕР> по <АДРЕС> в г.Камышине <АДРЕС> области собственниками помещений создано ТСЖ «Наш дом» для совместного управления и обеспечения эксплуатации жилья, пользования общим имуществом в многоквартирном доме. 19 февраля 2002 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1043400590969 о государственной регистрации Товарищества собственников жилья «Наш дом», о чем свидетельствует выписка из ЕГРЮЛ от 13 марта 2019 года (л.д.17).
Согласно п.3 Устава предметом деятельности ТСЖ «Наш дом» является: управление общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации многоквартирного дома: заключение договоров на выполнение работ и оказание услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, … Представление законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме в договорных отношениях с ресурсоснабжающими, обслуживающими, управляющими и иными организациями. Заключение от имени членов ТСЖ договоров по предоставлению коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений (л.д.69-85).
В силу пункта 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в абз.2 п.35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем, управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №10а по ул.Мира в г.Камышине Волгоградской области от 17 января 2019 года было принято решение о заключении договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО через ТСЖ. Указанное решение общего собрания собственников многоквартирного дома недействительным не признавалось (л.д.66-67).
Как следует из заявления ТСЖ «Наш дом» исполнительному директору АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» от 06 марта 2019 года последнему направлены документы, необходимые для заключения договора с региональным оператором на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01 января 2019 года. Количество расчетных единиц (зарегистрированных человек) - 107 (л.д.65).
В соответствии со сведениями ООО «Управление отходами - Волгоград» от 01 апреля 2019 года №974, АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» от 03 апреля 2019 года №4154/19 и ООО «ТрансСервис» от 11 апреля 2019 года, ТСЖ «Наш дом» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО. Услугу по сбору и вывозу ТКО в г.Камышине (включая адрес <АДРЕС>) оказывает с 01 января 2019 года компания-подрядчик Регионального оператора по обращению с отходами на территории Волгоградской области ООО «Управление отходами - Волгоград» - ООО «ТрансСервис». Документы на заключение договора с региональным оператором направлены в адрес ТСЖ «Наш дом» для подписания, оформленный договор назад не возвращался. Начисление платы произведено АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» от имени регионального оператора за период с 01 января 2019 года по 31 марта 2019 года. Начисление платы за обращение с ТКО за январь-февраль 2019 года также подтверждается копиями счетов-фактур №№1-983, 1-984 от 31 марта 2019 года (л.д.124-127).
С учетом вышеуказанного, даже при отсутствии заключенного в письменном виде договора с Региональным оператором, ТСЖ «Наш дом» с 01 января 2019 года является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО по адресу: <АДРЕС>
В судебном заседании также установлено, что 03 декабря 2018 года по требованию ТСЖ «Наш дом» истцом представлены сведения о количестве зарегистрированных и фактически проживающих лиц в жилом помещении по адресу: <АДРЕС>, а именно зарегистрированных 5 человек: Батяркина И.А., Батяркин В.П., Батяркин А.В., Батяркина Т.В. и Батяркин М.В., фактически проживающих 3 человека: Батяркина И.А., Батяркин В.П. и Батяркин М.В. При этом, документы подтверждающие указанные сведения не требовались и не предоставлялись (л.д.3, 34).
Как следует из извещения-квитанции для внесения платы за предоставленные жилищно-коммунальные услуги с января 2019 года ТСЖ «Наш дом» ввело в платежных документах (квитанциях) по оплате коммунальных услуг строку «обращение с ТКО» и истцу Батяркиной И.А., при начислении платы за обращение с ТКО за январь 2019 года применен норматив и количество зарегистрированных в жилом помещении - 5 человек, в связи с чем начислено 574 руб. 60 коп. (114,92 руб. х 5 чел.), без учета представленных сведений о количестве лиц, которые в квартире фактически не проживают. Начисления произведены по формуле 9(1) Приложения №2 к Правилам №354 (л.д.3).
Согласно п.148(22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 (далее - Правила №354) исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (пп.«г»).
Согласно п.148(30), п.148 (34) Правил №354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из количества граждан, постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В силу п.148(44) Правил №354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом, место жительства гражданина совпадает с местом его регистрационного учета (часть четвертая статьи 2 и часть вторая статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места проживания и жительства в пределах Российской Федерации».)
Таким образом, начисления по коммунальным платежам за обращение с ТКО истцу были произведены в соответствии с действующим законодательством, в соответствии с количеством постоянно проживающих (зарегистрированных) потребителей в жилом помещении.
Сведений о том, что сторона истца обращались в ТСЖ «Наш дом» по поводу перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил №354, материалы дела не содержат.
Исходя из вышеизложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований о признании незаконными действий руководящих органов ТСЖ «Наш дом» по начислению платы по обращению с твердыми коммунальными отходами и обязании произвести перерасчет платы.
Кроме того, истцами в данном случае избран ненадлежащий способ защиты, поскольку в отсутствие доказательств, свидетельствующих о требовании уплаты на основании произведенных начислений, само по себе начисление платы прав истцов не нарушает, в связи с чем, признание незаконными действий по начислению платы не повлечет восстановления нарушенного права.
Доводы представителя истца и третьего лица о том, что Батяркин А.В. и Батяркина Т.В. длительное время не проживают в жилом помещении, в подтверждение чему представлены копии справок СПбГУ от 12 ноября 2018 года и СПГУ от 07 ноября 2018 года (л.д.9, 10), а также наличие в извещении-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг в первом разделе дополнительных сведений о количестве проживающих (фактически), не являются основанием для вывода о незаконности действий ответчика, поскольку согласно пункту 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Относительно доводов третьего лица Батяркина В.П. о незаконном взимании платы ТСЖ «Наш дом» за коммунальную услугу по обращению с ТКО, то соответствующие действия не являются предметом рассмотрения дела, поскольку истцом оспариваются действия ответчика только по начислению в своем платежном документе указанной коммунальной услуги.
Поскольку нарушений прав истца Батяркиной И.А., как потребителя, не установлено, у суда не имеется оснований для взыскания с ответчика ТСЖ «Наш дом» компенсации морального вреда.
В связи с отказом в удовлетворении иска, суд, руководствуясь требованиями ст.98 ГПК РФ, отказывает истцу во взыскании с ответчика судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, мировой судья
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №18 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 07 ░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ - ░.░.░░░░░░░░