№ 5-229/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Калуга 08 июня 2016 года
Мировой судья судебного участка № 51 Калужского судебного района Калужской области Кондратенко Н.В. (248016, г.Калуга. ул.Баррикад, д.116),
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ООО «Новосел», юридический адрес: <ОБЕЗЛИЧЕНО>,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Новосел» зарегистрировано в качестве юридического лица и осуществляет деятельность агентства недвижимости, при которой осуществляется обработка персональных данных клиентов (физических лиц), в связи с чем общество является оператором персональных данных, в соответствии положений ст.3 ФЗ от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
10.05.2016 в период времени с 14.00 до 15.30 в помещении ООО «Новосел» по адресу: г. Калуга, ул. Суворова, д. 154а, старшим помощником прокурора г. Калуги <ФИО1> при участии специалиста - эксперта Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калужской области <ФИО2>, сотрудника УФСБ России по Калужской области <ФИО3>, специалиста ЗАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» <ФИО4> проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», а именно:
- в нарушение ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 152-ФЗ бухгалтерские услуги в организации по устной договоренности оказывает лицо, не являющееся сотрудником Оператора. Все документы, необходимые для формирования бухгалтерской отчетности и начисления заработной платы также хранятся у данного лица. Таким образом, бухгалтер имеет доступ к персональным данным работников ООО «Новосел». При этом поручение на обработку персональных данных (договор или иной документ), предусмотренное ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 152-ФЗ, отсутствует. - в нарушение ст. 7 Федерального закона № 152-ФЗ договор на оказание услуг с лицом, оказывающим бухгалтерские услуги, не заключался, обязательство о неразглашении персональных данных или иной документ, касающийся неразглашения конфиденциальной информации, к которой бухгалтер получает доступ при оказании услуг, также отсутствует. - в нарушение частей 1,2 ст. 18.1, ч. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" Оператором не представлено подтверждение осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к их защите (ч. 1 ст. 18.1, также в соответствии с пп. 1 ч. 4 ст. 22.1 Федерального закона № 152-ФЗ осуществление внутреннего контроля также является обязанностью лица, ответственного за организацию обработки персональных данных). - в нарушение пункта 13 Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» документы, необходимые для формирования бухгалтерской отчетности и начисления заработной платы, согласно пояснениям директора, хранятся за пределами организации, у бухгалтера, не являющегося сотрудником Оператора. При этом ответственность указанного лица за сохранность и неразглашение персональных данных не установлена локальными актами оператора, или поручением на обработку персональных данных, или иными документами. в нарушение пункта 15 Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» меры, направленные на защиту персональных данных, доступ к которым получает бухгалтер, не являющийся сотрудником оператора, не определены. Таким образом, ООО «Новосел» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения,использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
Защитник ООО «Новосел» <ФИО5> в судебном заседании указала на согласие с вынесенным первым заместителем прокурора города Калуги 13.05.2016 года постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и признала вину в совершении инкриминируемого административного правонарушения. При этом пояснила, что в настоящее время указанные в постановлении нарушения законодательства о порядке сбора, хранения, использования и распространения персональных граждан, устранены, о чем направлено уведомление руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калужской области. Изложенные фактыи вина ООО «Новосел» в совершении указанного правонарушения подтверждается представленными доказательствами:
- постановлением первого заместителя прокурора города Калуги <ФИО6> о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.05.2016 года, из которого усматриваются обстоятельства, изложенные в установочной части постановления;
- заключением от 10.05.2016 года о результатах проведенной проверки ООО «Новосел», из которого следует, что ООО «Новосел» , являясь оператором персональных данных, в нарушение требований Федерального закона от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных», ООО «Новосел» в установленный срок не предоставило сведения в уполномоченный орган по защите правсубъектов персональных данных о местонахождении баз данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации; обработка персональных данных ведется без согласия субъекта персональных данных; отсутствует в поручении лицу, которому оператором поручается обработка персональных данных, обязанности соблюдения конфиденциальности персональных данных и обеспечения их безопасности, а также требований к защите обрабатываемых персональных данных; нарушены требования конфиденциальности при обработке персональных данных, выявлены несоответствия требованиям законодательства РФ типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных;
- свидетельством о постановке на учет ООО «Новосел» в налоговом органе от 10.11.2011 года;
- уставом ООО «Новосел» от 23.04.2007 года;
- изменениями к уставу ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», утвержденными решением <НОМЕР> Единственного Участника ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» от 22.03.2010 года;
- приказами о назначении ответственных за обеспечение безопасности персональных данных и ответственных за обработку персональных данных от 01.09.2006 г., из которых следует, что ответственными за обеспечение безопасности персональных данных и ответственных за обработку персональных данных назначены <ФИО5>, <ФИО7> А.С.;
- положением о персональных данных, утвержденным директором ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» <ФИО8> от 01.09.2006 г.;
- положением об обработке и защите персональных данных, утвержденным директором ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» <ФИО8> от 01.09.2006 г.;
- иными материалами дела.
Представленные доказательства относимы и допустимы, оснований не доверять им у суда не имеется.
В статьях 23, 24 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных юридическими лицами с использование средств автоматизации или без использования таких средств, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 года. № 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014г.) «О персональных данных», и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. В соответствии с п.2 ст.3 ФЗ «О персональных данных» оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющиеобработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными
В соответствии с п.1 ст.3 Закона персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Оператор - это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или)_ осуществляющие обработку персональных данный, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
В ст. 6 Закона закреплено, что обработка персональных данных допускается только при наличии согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Обязанность оператора, получившего доступ к персональным данным, не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, закреплена в ст. 7 Закона. Также, в ст. 19 Закона закреплено, что оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
Согласно положениям ст. 9 Закона, субъект персональных данных приминает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме.
В соответствии с ч.1 ст.22 ФЗ «О персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.
В соответствии с ч.2 ст.18.1 ФЗ «О персональных данных» оператор обязан принимать меры по изданию документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений
Согласно ч.ч.1,4 ст.22.1 ФЗ «О персональных данных» оператор, являющийся юридическим лицом, назначает лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных. Лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных, в частности, обязано осуществлять внутренний контроль за соблюдением оператором и его работниками законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требований к защите персональных данных; доводить до сведения работников оператора положения законодательства Российской Федерации о персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, требований к защите персональных данных; организовывать прием и обработку обращений и запросов субъектов персональных данных или их представителей и (или) осуществлять контроль за приемом и обработкой таких обращений и запросов.
Таким образом, ООО «Новосел», являясь оператором по обработке персональных данных, осуществляя работу с персональными данными абонентов, не организовало работу по соблюдению порядка распространения информации о гражданах-абонентах, то есть их персональных данных, тем самым нарушило вышеуказанные требования законодательства.
Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, мировой судья считает, что вина ООО «Новосел» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, полностью доказана, поскольку оно нарушило установленный законом порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в п. 21 Постановления N 5 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отсутствие указанных последствий, равно как и устранение выявленных нарушений не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей, в частности к исполнению законодательства о порядке сбора, хранения, использования и распространения персональных данных.
В связи с чем, учитывая конкретные обстоятельства дела, а также то, что действиями оператора обработки данных затронуты права значительного числа потребителей, оснований для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения и применения положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеется.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает признание вины и раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, мировым судьей не установлено.
В соответствии с ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
При назначении наказания мировой судья учитывает характер правонарушения, совершенного ООО «Новосел», конкретные обстоятельства его совершения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, имущественное и финансовое положение юридического лица, и считает возможным назначить административное наказание в виде предупреждения, не применяя более строгого наказания.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 13.11 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 30.3 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░. 30.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 51 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.