Мотивированное постановление составлено 28.05.2021 г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е №5-294/2021
г. Тутаев Ярославской области 26 мая 2021 г.
Мировой судья судебного участка № 1 Тутаевского судебного района Ярославской области Смолина Н.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении
Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, юридический адрес: АДРЕС, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,
у с т а н о в и л:
Администрация ТМР не выполнила предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: в период с ДАТА по ДАТАпри проведении плановой, выездной, документарной проверке по надзору за выполнением требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций департаментом региональной безопасности Ярославской области выявлено нарушение администрацией Тутаевского муниципального района, требований: ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, приказа МЧС РФ от 25.10.2004 г. № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (зарегистрированного в Минюсте России 23.11.2004 № 6144), приказа МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2020 № 60567), выразившееся в том, что план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с приложениями не согласован с ГУ МЧС России по ЯО, не созданы запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения, предоставленный паспорт безопасности территории муниципального образованияс приложениями не согласован с территориальным органом МЧС России.
В судебном заседании представитель администрации ТМР по доверенности Онучин В.В. не согласился с нарушением указав, что п. 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приказа МЧС РФ от 25.10.2004 г. № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» не содержат требования обязательного согласования плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и паспорта безопасности территории муниципального образования с МЧС России, в ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» речь идет о создании резерва финансовых и материальных ресурсов, администрацией района резерв материальных ресурсов на ***. создан на сумму 3 млн. рублей, согласно решениюМС ТМР «О бюджете ТМР на *** год и плановый период **** года».
Суд, выслушав представителя администрации ТМР, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся:
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (п.7);
-организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.21).
Согласно ч.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 ст. 14 для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 ст. 14, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, а именно:
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п.8);
- организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.23);
- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения (п.24).
В статье 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), согласно пункту 3 которого единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Пунктом 14 Положения N 794 предусмотрено, что в состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта 16 Положения N 794 привлечение сил постоянной готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых ими объектах и территориях, планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях.
В соответствии с пунктом 23 Положения N 794 проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Из перечисленных положений правовых норм следует, что согласование в установленном порядке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с ГУ МЧС России является обязательным.
Согласно ст.25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются, в том числе, органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления определяют порядок создания и использования указанных резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов.
Согласно приказа МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2020 № 60567, создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами местного самоуправления по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).Номенклатура, объем, порядок создания и использования устанавливаются создающими резерв технических средств оповещения органами местного самоуправления.
Согласно приказу МЧС России от 25 октября 2004 года N 484, типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежит согласованию начальником Главного управления МЧС России по субъекту РФ.
Уставом Тутаевского муниципального района Ярославской области в ст.11 к вопросам местного значения Тутаевского муниципального района отнесены: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Тутаевского муниципального района (п.7); организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории Тутаевского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.22). Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения Тутаевского муниципального района, исполняются за счет средств бюджета Тутаевского муниципального района (за исключением субвенций, предоставляемых бюджету Тутаевского муниципального района из федерального и областного бюджетов) (п.4 ст.11).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок в возникновении чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (ст. 7 Федерального закона от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Судом установлено, что администрация ТМР не выполнила предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, допустив нарушение требований: ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, приказа МЧС РФ от 25.10.2004 г. № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (зарегистрированного в Минюсте России 23.11.2004 № 6144), приказа МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2020 № 60567), выразившееся в том, что план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с приложениями не согласован с ГУ МЧС России по ЯО, не созданы запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения, предоставленный паспорт безопасности территориимуниципального образования с приложениями не согласован с территориальным органом МЧС России.
Изложенные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от ДАТА, копией приказа о проведении проверки от ДАТА НОМЕР, копией уведомления о проведении проверки, копией акта проверки от ДАТА НОМЕР, копией титульного листа плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, копией титульного листа паспорта безопасности Тутаевского района.
Таким образом, действия администрации ТМР образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, как не выполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,.
Доводы представителя администрации ТМР суд считает несостоятельными, как основанные на неверном толковании закона.
При назначении наказания судом учитываются характер совершенного правонарушения, имущественное положение юридического лица.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность администрации ТМР, судом не установлено.
На основании изложенного, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, руководствуясь положениями ст.ст. 3.2, 3.3 КоАП РФ, постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 г. №4-П, суд назначает администрации ТМР наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, т.е. ниже низшего предела, поскольку, наложение административного штрафа в установленном санкцией ч.1 ст.20.6 КоАП РФ размере, не будет отвечать целям административной ответственности и повлечет избыточное ограничение прав юридического лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
п о с т а н о в и л :
Признать Администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере **** рублей.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы непосредственно в Тутаевский городской Ярославской области либо мировому судье, которым вынесено постановление по делу.
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Ярославской области (Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области) Банк получателя: Отделение Ярославль БАНКА РОССИИ//УФК по Ярославской области г.Ярославль корреспондентский счет 40102810245370000065 счет получателя 03100643000000017100 БИК ТОФК 017888102 ИНН 7603066526 КПП 760301001 ОКТМО по месту нахождения судебного участка КБК 962 116 01203 01 0006 140 УИН 0 Тип платежа: оплата штрафа по постановлению
Неуплата штрафа в 60-дневный срок с момента вступления постановления в законную силу, является административным правонарушением, предусмотренным ст.20.25 ч. 1 КоАП РФ, влекущим наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Срок предъявления 2 года.
Мировой судья судебного участка № 1
Тутаевского судебного района
Ярославской области Н.С.Смолина