Дело № 5.5 - 308/2019 год
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
19 апреля 2019 года город Ярославль
Мировой судья судебного участка № 5 Фрунзенского судебного района г. Ярославля Бачигина С.В., с участием <ФИО1> и его защитника <ФИО2>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренномч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица
<ФИО1>, <ДАТА> рождения, уроженца <АДРЕС>, гражданина РФ, русским языком владеющего, зарегистрированного и проживающего по адресу: <АДРЕС>, работающего председателем правления Товарищества собственников жилья «Ньютона, 9»(далееТСЖ «Ньютона, 9»), ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица <ДАТА>, юридический адрес: г. Ярославль, ул. Ньютона, д. 9 офис (кв.) 68, сведения о привлечении к административной ответственности за однородные административные правонарушения по гл. 19 КоАП РФ - отсутствуют
У С Т А Н О В И Л :
Председатель правления ТСЖ «Ньютона, 9» <ФИО1> привлекается Департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области (далее по тексту Департамент) к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА> указывается, что <ДАТА> проведена проверка соблюдения правил содержания и ремонта жилого дома по адресу: город Ярославль, улица Ньютона, д. 9 (далее по тексту Дом), находящегося в управлении ТСЖ «Ньютона, 9», юридический адрес: г. Ярославль, улица Ньютона, д. 9.
По результатам проверки Департаментом составлен акт от <ДАТА> <НОМЕР> и выдано предписание от <ДАТА> <НОМЕР> на устранение нарушений требований предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 по сроку исполнения <ДАТА>
В ходе проверки <ДАТА> установлено невыполнение по сроку исполнения <ДАТА> предписания от <ДАТА> <НОМЕР>, что подтверждено актом проверки <НОМЕР> от <ДАТА>, где установлены неисполнение п. № 1: <ДАТА> установлен факт нарушения температурного уровня внутреннего воздуха в квартире <АДРЕС>, не соответствие ее требованиям п. 15 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011.
В судебном заседании <ФИО1> с протоколом об административном правонарушении не согласился, указал, что с его стороны виновного поведения не имеется, им были приняты все зависящие от него меры по исполнению выданного предписания, коммунальные услуги поставляются надлежащего качества, на неоднократные просьбы об организации доступа в квартиру заявителя требования не были удовлетворены. Квартира предоставлена жильцу <ФИО4> в качестве служебной квартиры, в которой никто не проживает.
Защитник <ФИО1> <ФИО2> в судебном заседании поддержала поданные в адрес суда письменные возражения, указала, что с протоколом об административном правонарушении не согласна. Обратила внимание, что Департаментом ранее уже выдавалось аналогичное предписание, но его исполнимость не удалось проверить ввиду не предоставления как ТСЖ, так и Департаменту жильцом <ФИО5> доступа в квартиру. В течение предоставленного Департаментом срока исполнения предписания наниматель квартиры <АДРЕС> уклонялся от предоставления доступа в квартиру, от ТСЖ не получал уведомления, на связь не выходил, в результате его действий у председателя правления отсутствовала реальная возможность попасть в квартиру и произвести замеры. Председателем <ФИО1> предпринимались меры о необходимости организации доступа в квартиру 30 Дома, <ФИО4> направлялись уведомления об организации доступа в квартиру, а именно: на <ДАТА> (еще до вынесения настоящего предписания Департамента), <ДАТА> и <ДАТА> (в период действия предписания). Председателем правления ТСЖ были приняты все меры по выявлению причин нарушения температурного режима квартиры 38.
Дополнительно сообщила, что при одной из проверок Департамента в квартире 38 Дома присутствовала лично, ввиду поломки термометра сотрудники Департамента замеры температурного режима не произвели, тогда как было обращено внимание на наличие значительных щелей и неплотного примыкания балконной двери, откуда попадали воздушные массы с улицы.
Заслушав <ФИО1> и его защитника <ФИО2>, исследовав письменные материалы дела, в том числе дополнительно представленные <ФИО1> и его защитником, суд приходит к следующему.
Ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Объектом правонарушения является нарушение установленного порядка управления.
Объективная сторона названного правонарушения выражается в невыполнении виновным лицом в установленном законом срок законного предписания (постановления, решения, представления) об устранении нарушений законодательства, выявленных в ходе проверки должностным лицом, вынесшим такое предписание.
Состав указанного правонарушения является формальным, наступления вредных последствий не требуется. Нарушение длящимся не является и считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В судебном заседании установлено, что управление Домом осуществляется ТСЖ «Ньютона,9». Председателем правления ТСЖ «Ньютона, 9» является <ФИО1> Указанные обстоятельства не оспариваются.
Из материалов дела усматривается, что в результате проведения Департаментом проверки с целью контроля исполнения ТСЖ «Ньютона,9» ранее выданного предписания, направленного на устранение нарушений п. 15 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 Кодекса РФ об АП, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события правонарушения, лицо, его совершившее, виновность этого лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие его ответственность, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все эти обстоятельства, согласно ст.26.2-26.3 Кодекса РФ об АП, подлежат доказыванию, органом, должностным лицом, привлекающим виновное лицо к административной ответственности.
В соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ, уполномоченные государственные органы (должностные лица) вправе осуществлять надзорные (контрольные) функции в отношении граждан, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих коммерческую и некоммерческую деятельность. При этом указанные органы и должностные лица могут выносить обязательные для исполнения предписания (постановления, предписания, решения) о прекращении нарушений тех или иных норм закона, устранении негативных последствий, восстановлении первоначального положения и т.д.
Граждане, должностные лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные со сферой их деятельности, выполнять адресованные им предписания органов государственного надзора и контроля.
Департамент является органом государственного контроля (надзора). Предписания, выданные им, подлежат исполнению.
В соответствии со ст. 25 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Жилищного кодекса РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в целях и в предусмотренных федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения. Право на неприкосновенность жилища является личным неимущественным правом и составляющей права на неприкосновенность частной жизни (ст. 150 ГК РФ).
Эти правовые нормы защищают от незаконных проникновений в жилище от любых лиц, будь то граждане, должностные лица, представители государственных органов, коммерческих структур. Если кто-либо нарушает право на неприкосновенность жилища, пострадавший вправе обжаловать такие действия в вышестоящие органы, прокуратуру или в суд. У пострадавшего также возникает право требования возмещения ущерба, который он может понести в результате незаконных действий.
Таким образом, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено только федеральным законом или на основе судебного решения. Иные нормативные акты, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, локальные акты управляющей организации либо его решения не могут служить основанием для нарушения права на неприкосновенность жилища.
В жилое помещение без согласия проживающих могут войти только определенные федеральными законами лица, и только в случаях, прямо указанных в федеральных законах.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо, должностное лицо или индивидуального предпринимателя может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретнее указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного правонарушения.
Судом установлено, что <ФИО1> неоднократно в целях исполнения предписания Департамента принимались попытки об организации доступа в квартиру с целью произведения замеров температурного режима и установления причин установившегося температурного режима, не соответствующего установленным нормам, а именно: о необходимости организации доступа в квартиру 30 Дома, <ФИО4> направлялись уведомления об организации доступа в квартиру, а именно: на <ДАТА> (еще до вынесения настоящего предписания Департамента), <ДАТА> и <ДАТА> (в период действия предписания). Доступ в квартиру предоставлен не был, чем председатель правления был лишен возможности произвести соответствующие замеры температурного режима и проконтролировать причины их возникновения. При этом материалы дела не содержат информации, что коммунальные услуги (отопление) являются некачественными, нарушений параметров температурного режима в теплоузле Дома не обнаружено - отражено в акте проверки <НОМЕР>.
Факты не предоставления доступа в квартиру, в т.ч. сотрудникам Департамента имели место со стороны <ФИО4> неоднократно, а именно актом проверки <НОМЕР> - <ДАТА>.
Таким образом, предписание нельзя признать исполнимым в случае, когда его исполнение поставлено в зависимость от воли третьих лиц или предположительно возможно событий, указанный вывод отражен в определении Верховного суда РФ от <ДАТА> <НОМЕР> по делу <НОМЕР>.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Часть 2 ст. 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Отсутствие у <ФИО1> реальной возможности для исполнения предписания Департамента в установленный срок и принятие <ФИО1> мер по его исполнению свидетельствует об отсутствии вины лица в его неисполнении.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, статьями 29.9-29.11, 30.1-30.3 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 19.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ <░░░6> ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░