ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении и других
материалов дела должностному лицу, составившему протокол
село Богатое Самарской области 20 сентября 2016 года
Мировой судья судебного участка № 126 Богатовского судебного района Самарской области Л.Н. Донских, рассмотрев протокол серии 63 СК <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 (2) ст. 12.26 КоАП Российской Федерации, составленный 9 сентября 2016 г. инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «<ФИО1> в отношении Федорова <ФИО2>
УСТАНОВИЛ:
Начальник ОГИБДД МО МВД России <ФИО3> А.И<ФИО4> в соответствии со ст. 28.8 и ст. 23.1 КоАП Российской Федерации направил мировому судье судебного участка <НОМЕР> <ФИО1> судебного района <АДРЕС> области протокол серии 63 СК <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 (2) ст.12.26 КоАП Российской Федерации, составленный 9 сентября 2016 г. в отношении <ФИО5>, приложив к протоколу другие материалы дела, включая: протокол серии 63 АК <НОМЕР> об отстранении от управления транспортным средством, протокол серии 63 АЕ <НОМЕР> о направлении на медицинское освидетельствование, протокол серии 63 АК <НОМЕР> о задержании транспортного средства, список нарушителей Правил дорожного движения, карточку учета водительского удостоверения, карточку операций с ВУ, сведения ФИС ГИБДД М, видеозаписи на двух носителях (DVD-дисках).
Рассмотрев протокол серии 63 СК <НОМЕР> об административном правонарушении от 9 сентября 2016 г., составленный инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России <ФИО3> <ФИО6> в отношении <ФИО5>, и другие материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к выводу о необходимости возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившему протокол, вследствие неправильного составления протокола и оформления других материалов дела.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП Российской Федерации в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП Российской Федерации или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с абз. 7 п. 36 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Приказом МВД России от <ДАТА3> N 185 (далее - Административный регламент), внесенные исправления (дополнения) в процессуальные документы (кроме постановления и определения по делу об административном правонарушении) должны быть оговорены и заверены подписью сотрудника, составившего процессуальный документ. Соответствующие участники производства по делу об административном правонарушении должны быть ознакомлены под роспись с внесенными исправлениями (дополнениями), а при невозможности этого копия исправленного (дополненного) процессуального документа высылается им в течение трех дней со дня внесения исправления (дополнения). В случае отказа указанных лиц от подписи об этом делается соответствующая запись в процессуальном документе.
Между тем в протоколе об административном правонарушении в графе «время совершения административного правонарушения» и в графе, предусматривающей квалификацию нарушения, внесены исправления.
В нарушение указанного положения Административного регламента, допущенные в протоколе исправления не заверены подписью должностного лица, отсутствует также подпись <ФИО5>, подтверждающая его ознакомление с внесенными в протокол об административном правонарушении изменениями либо запись об отказе указанного лица от подписи.
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица и являющийся необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.
В статье 28.2 КоАП Российской Федерации подробно регламентируется процедура составления протокола об административно правонарушении. Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные ст. 28.2 КоАП Российской Федерации, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в качестве доказательства, поскольку в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП Российской Федерации не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона, несоблюдение процессуального порядка получения доказательств делает его недопустимым.
Указанный недостаток протокола об административном правонарушении является существенным и препятствует рассмотрению дела по существу.
Наряду с этим имеются и другие существенные недостатки оформления материалов дела:
- в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование не указано основание для направления на медицинское освидетельствование (ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП Российской Федерации, п. 136 Административного регламента);
- записи с видеорегистраторов, установленных в патрульном автомобиле ДПС, воспроизводятся без звука.
В силу положений пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА4> N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Поскольку несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, учитывая, что в нарушение указанных выше норм содержащиеся в протоколе исправления не заверены подписью должностного лица, отсутствует также подпись <ФИО5>, подтверждающая его ознакомление с внесенными в протокол об административном правонарушении изменениями либо запись об отказе указанного лица от подписи; в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование не указано основание для направления на медицинское освидетельствование; представленные записи с видеорегистраторов, установленных в патрульном автомобиле ДПС, воспроизводятся без звука; указанные недостатки, по мнению мирового судьи, являются существенными и являются основанием для возвращения протокола об административном правонарушении с приложенными к нему документами должностному лицу, составившему протокол.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч.1 ст. 29.4, 29.12 КоАП Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол серии 63 СК <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 (2) ст. 12.26 КоАП Российской Федерации, составленный 9 сентября 2016 г. инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «<ФИО1> в отношении Федорова <ФИО2> с приложенными к нему документами, должностному лицу, составившему протокол.
Разъяснить инспектору ДПС ОГИБДД МО МВД России <ФИО3> <ФИО6>, составившему протокол об административном правонарушении, что недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении, согласно ч. 3 ст. 28.8 КоАП Российской Федерации, устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанному судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
Мировой судья Л.Н. Донских