Решение по делу № 5-271/2021 от 29.07.2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возвращении протокола об административном правонарушении

30 июля 2021 года с.Курах<АДРЕС>

Мировой судья судебного участка №68 Курахского района Республики Дагестан Эскендаров М.Н., изучив протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ, составленный в отношении <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, и приложенный к протоколу материал,

УСТАНОВИЛ:

Мировому судье судебного участка №68 Курахского района Республики Дагестан для рассмотрения по существу повторно поступил протокол серии 05 АБ <НОМЕР> от <ДАТА3> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ, составленный в отношении <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, и приложенный к протоколу материал.

Изучив протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет вопрос, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении.

Положения п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ предусматривают, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА4> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", даны разъяснения, согласно которым, в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, ключевое доказательство по административному делу, поскольку в силу закона должен содержать безусловные основания для привлечения к административной ответственности, полное и достоверное описание признаков вменяемого привлекаемому к ответственности лицу правонарушения, отсутствие которых является существенным недостатком.

Установленные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях требования к протоколу об административном правонарушении свидетельствуют, что данный процессуальный документ относится к основным доказательствам.

Определением мирового судьи судебного участка №68 Курахского района Республики Дагестан от <ДАТА5> протокол об административном правонарушении серии 05 АБ <НОМЕР> от <ДАТА3> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ, составленный в отношении <ФИО1> был возвращен в связи с выявлением в нем недостатков.

<ДАТА6> протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы были повторно направлены мировому судье с указанием на устранение недостатков.

<ДАТА7> определением мирового судьи судебного участка №68 Курахского района Республики Дагестан от <ДАТА5> протокол об административном правонарушении серии 05 АБ <НОМЕР> от <ДАТА3> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ, составленный в отношении <ФИО1> был возвращен в связи с неисполнением определения мирового судьи от <ДАТА8>

<ДАТА9> протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы были повторно направлены мировому судье с указанием на устранение недостатков

Изучив поступившие материалы, мировой судья полагает, что указания мирового судьи должным образом выполнены не были, что препятствует рассмотрению дела об административном правонарушении, по существу.

Часть 1 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА10> N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Данная норма закона направлена на соблюдение процессуальных прав, в том числе, и права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении в отношении <ФИО1> от <ДАТА11> этим требованиям закона не отвечает, поскольку, квалификация правонарушения не соответствует описанию события правонарушения.

Как усматривается из протокола об административном правонарушении от <ДАТА12> <ФИО1> <ДАТА12> в 09 часов 00 минут незаконно реализовала алкогольную продукцию пиво различного вида в период времени, когда его реализация запрещена, тем самым нарушила закон РД от <ДАТА13> <НОМЕР>.

Однако санкция ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ предусматривает наказание за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Таким образом из описанного в протоколе события инкриминируемого <ФИО1> правонарушения следует, что оно не соответствует диспозиции ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ.

Из повторно поступивших материалов следует, что содержание протокола об административном правонарушении серии 05 АБ <НОМЕР> от <ДАТА3> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ, составленного в отношении <ФИО1> изменено, указано место совершения административного правонарушения - улица <АДРЕС>.

Между тем, Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в постановленных судебных актах, что толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в названный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.

Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него.

Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол (Постановление Верховного Суда РФ от <ДАТА14> N 22-АД20-1).

Из поступивших материалов следует, что должностным лицом, без извещения лица, привлекаемого к административной ответственности о месте и времени внесения изменений в протокол об административном правонарушении и в отсутствие такого лица были внесены изменения, что недопустимо по приведенным выше правилам.

Доработанный протокол, направленный в суд после устранения недостатков, послуживших основанием для его возвращения административному органу, должен отвечать требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, предъявляемым к его содержанию и порядку составления.

Следовательно, в случае возвращения протокола административному органу лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о внесении в него изменений и ему должна быть направлена копия уточненного протокола. Соответственно, в материалах дела, переданных на рассмотрение судьи после доработки, должны содержаться доказательства, документально подтверждающие факт осведомленности лица обо всех изменениях, внесенных в протокол. В противном случае такой протокол не может служить процессуальной основой для рассмотрения дела и вновь должен быть возвращен административному органу.

Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений об извещении <ФИО1> о внесении в протокол об административном правонарушении изменений. Копия протокола об административном правонарушении с внесенными в него изменениями <ФИО1> не высылалась, как и лично не вручалась. К повторно поступившему материалу приобщено письмо, направленное в адрес <ФИО1>, с извещением об изменениях уже внесенных в протокол об административном правонарушении.

Таким образом, суд считает необходимым на основании ст. 29.4 КоАП РФ возвратить данный материал должностному лицу для устранения недостатков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.1 и ст.29.4 КоАП РФ, мировой судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

Возвратить протокол серии 05 АБ <НОМЕР> от <ДАТА3> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ, составленный в отношении <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, и приложенный к протоколу материал, УУП ОМВД России по <АДРЕС> району <ФИО2> для устранения недостатков, выявленных судом.

Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, опротестовано прокурором в течение 10 дней в <АДРЕС> районный суд Республики <АДРЕС>.

Вместе с тем КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования такого определения, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении (абзац 6 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА15> <НОМЕР> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Мировой судья                                                                                М.Н. Эскендаров

5-271/2021

Категория:
Административные
Статус:
Определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела
Ответчики
Гюльахмедова Б. .
Суд
Судебный участок № 68 Курахского района
Судья
Эскендаров Мурад Нусретуллахович
Статьи

ст. 14.17.1 ч. 1

Дело на странице суда
68.dag.msudrf.ru
30.07.2021Подготовка к рассмотрению
29.07.2021Переоформление
20.08.2021Окончание производства
18.08.2021Сдача в архив
29.07.2021
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее