Решение по делу № 3а-38/2019 ~ М-47/2019 от 30.07.2019

    Дело № 3а-38/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    2 августа 2019 года    г. Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего судьи Кондрак Н.И.,

при секретаре Михайловой В.Г.,

с участием:

прокурора Ведмидь А.И.,

административного истца Мамутдинова Э.Т., его представителя адвоката Коптева И.Б.

представителя административного ответчика Басовой Л.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мамутдинова Энвера Талятовича к Севастопольской городской избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 8) об отмене постановления об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Законодательного Собрания города Севастополя Х сессии 1 созыва № 500 от 4 июня 2019 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва.

Для подготовки и проведения указанных выборов постановлением Севастопольской городской избирательной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 8 по выборам депутатов Законодательного Собрания города Севастополя 2 созыва были возложены на территориальную избирательную комиссию Нахимовского района города Севастополя. Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ абзац пятый пункта 1 вышеназванного постановления признан утратившим силу и полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 7 по выборам депутатов Законодательного Собрания города Севастополя 2 созыва возложены на Севастопольскую городскую избирательную комиссию.

Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за истцу, выдвинутому Региональным отделением Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя 2 созыва по одномандатному избирательному округу N 8 по основаниям отсутствия достаточного количества подписей избирателей.

Оспаривая законность отказа в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания 2 созыва по одномандатному избирательному округу N 8, истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Севастопольский городской суд с данным административным исковым заявлением.

В обоснование своего заявления указал на нарушение его пассивного избирательного права. В частности, указывает, что СГИК не выдала и не составила итоговый протокол проверки подписных листов, не провела проверку подписных листов и иных документов, представленных ею на регистрацию. Полагает, что СГИК пришла к необоснованному выводу о том, что представленные им списки лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, не соответствуют положениям части 3 статьи 37 Закона города Севастополя от 30.04.2014 года № 4-ЗС «О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя» (далее Закон № 4-ЗС), поскольку они составлены по установленной СГИК форме и личности сборщиков удостоверены нотариусом города Севастополя Кирюхиной Н.А., а содержащиеся в нем неточности в части указания места жительства Ибрагимовой З.Р. и Усеинова С.Р. сделаны не по его вине, так как он не принимал участи в формировании списков, которые были сформированы нотариусом. Полагает, что эти неточности являются техническими ошибками, которые могут быть устранены. Подписные листы заполнялись лицами, подписи которых были нотариально заверены и которые внесены в указанные списки.

Истец и его представитель в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просили их удовлетворить. Истец так же пояснил, что на заседании комиссии, на котором было принято оспариваемое решение, он присутствовал, лично подписи избирателей не собирал, не оспаривает Итоговый протокол проверки и признание <данные изъяты> подписей избирателей в подписных листах недостоверными.

Представитель административного ответчика просила в удовлетворении иска отказать, полностью поддержала представленные в материалы дела письменные возражения, полагала, что действия комиссии по отказу в регистрации истцу кандидатом в депутаты соответствовали требованиям Законов N 67-ФЗ и № 4-ЗС; обращала внимание на то, что Севастопольская городская избирательная комиссия принимала оспариваемое решение исходя из имеющихся у нее полномочий окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 8, а доводы истца основаны на неверном толковании норм избирательного законодательства.

Выслушав истца, его представителя, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, подписные листы, заслушав заключение прокурора Ведмидь А.И., полагавшей, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом, равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).

Частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Положениями статей 33, 34, 37 и 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ урегулирован порядок выдвижения и регистрации кандидатов, в том числе сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата и представления избирательных документов для регистрации кандидата.

Положения пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ устанавливают основания к отказу в регистрации кандидата, среди которых как основание для отказа указано недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункты «в1», "д").

Аналогичные положения об основаниях к отказу в регистрации кандидата, а также отмене решения соответствующей комиссии об отказе в регистрации содержатся в статьях 35, 36, 37, подпунктах 5, 8 части 4 статьи 41 Закона № 4-ЗС.

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Частью 5 статьи 35 Закона № 4-ЗС предусмотрено, что на выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя в поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие частей 2 - 4 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, муниципального списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

Указанное положение соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет <данные изъяты> процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

Согласно постановлению Севастопольской городской избирательной комиссии от 06.06.2019 года (приложение ) количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата применительно к одномандатному избирательному округу № 8 на выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя составляет не менее <данные изъяты>, но не более <данные изъяты> подписей избирателей.

В подтверждение поддержки своего выдвижения ДД.ММ.ГГГГ среди прочего истцом представлены подписи <данные изъяты> избирателей, <данные изъяты> списка лиц, осуществлявших сбор подписей.

Согласно положений части 9 статьи 40 Закона № 4-ЗС проверке были подвергнуты все представленные подписи избирателей.

Как следует из итогового протокола проверки подписных листов, представленных кандидатом Мамутдиновым Э.Т., рабочей группой установлено <данные изъяты> недостоверных (недействительных) подписи, или <данные изъяты>. Достоверными признано <данные изъяты> подписей. При этом административный истец с этим согласился и недостоверность подписей не оспаривает.

Положениями части 3 статьи 37 Закона города Севастополя № 4-ЗС в рамках дискреции, предусмотренной частью 16 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что кандидат, избирательное объединение обязаны составить и представить в избирательную комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей, составленный по форме, установленной Севастопольской городской избирательной комиссией. Сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей и подписи этих лиц в указанном списке удостоверяются нотариально в установленном законом порядке.

Форма списка лиц, осуществлявших сбор подписей, утверждена постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ - Приложение к Перечню (обязательная форма). В примечаниях указаны требования к ее заполнению.

Обязанность составить и представить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, возложена, согласно части 3 статьи 37 Закона города Севастополя именно на кандидата, в связи с чем сам кандидат несет ответственность за не соблюдение требований, установленных для списка лиц, осуществлявших сбор подписей в поддержку его выдвижения, в связи с чем доводы о допущенных нотариусом нарушениях несостоятельны.

В нарушение требований части 3 статьи 37 Закона города Севастополя, списки лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не соответствуют форме, утвержденной постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ .

Так, Мамутдиновым Э.Т. представлены два списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (на 1 листе и на 4-х листах). В титульной части списков лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, отсутствуют сведения о кандидате, в поддержку выдвижения которого осуществляется сбор подписей и наименование политической партии, его выдвинувшей.

Таким образом, из указанных списков вопреки доводам истца и его представителя невозможно установить, что указанные в списках лица осуществляли сбор подписей в поддержку выдвижения истца.

Каждый из листов списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, составленного на 4-х листах, не соответствует утвержденной в отношении такого документа форме: листы списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не заверены кандидатом. Удостоверительная надпись нотариуса и заверительная подпись кандидата указаны только на четвертом листе списка. На первом, втором и третьем листе списка отсутствуют какие- либо обязательные реквизиты, позволяющие отнести его по форме списку лиц, осуществлявших сбор подписей, в том числе, не указано, в поддержку какого кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей.

Кроме того, указаны недостоверные сведения: в отношении сборщика подписей Усеинова Сервера Рустемовича в списке лиц указан адрес регистрации <адрес>, однако согласно представленной копии паспорта Усеинова Сервера Рустемовича, достоверным является адрес места жительства: <адрес>. В отношении сборщика подписей Ибрагимовой Зеры Решатовны в списке лиц указан адрес регистрации <адрес> А, однако согласно представленной копии паспорта Ибрагимовой Зеры Решатовны, достоверным является адрес места жительства: <адрес>. Факт указания недостоверных данных в списке лиц, осуществляющих сбор подписей согласно требованиям пункта 8, 12 части 14 статьи 40 Закона города Севастополя № 4-ЗС влечет недействительность всех содержащихся в таком подписном листе подписей избирателей.

Суд так же отмечает, что примечания являются неотъемлемой частью формы списка. В них указаны требования именно к форме списка и его заполнению. В частности указано, что каждый из листов списка составляется по настоящей форме. Удостоверительной надписью нотариуса заверяются сведения и подлинность подписи каждого лица либо нескольких лиц, осуществлявших сбор подписей, сделанных в присутствии лица, осуществляющего нотариальное удостоверение. Каждый лист заверяется кандидатом.

Надлежит отметить, что аналогично урегулированы вопросы относительно формы документов и федеральным законодателем, так как в приложениях к Федеральному закону № 67-ФЗ, которыми установлены формы документов, так же имеются примечания, в которых изложены правила составления данных документов.

Суд так же полагает необходимым отметить, что данное нарушение является неустранимым, поскольку согласно положений 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ вносить уточнения и дополнения в подписные листы с подписями избирателей и список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не допускается.

Доводы иска о незаконности действий СГИК, непроведении проверки, несоставлении Итогового протокола несостоятельны.

Так, согласно положений части 2 статьи 15 Закона № 4-ЗС Севастопольская городская избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами и законами города Севастополя среди прочего организует подготовку и проведение выборов, руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий (п. 1); формирует окружные избирательные комиссии и назначает их председателей (2).

Согласно части 7 статьи 40 Закона № 4-ЗС для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, городских списков кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей окружная избирательная комиссия, Севастопольская городская избирательная комиссия могут своими решениями создавать рабочие группы из числа своих членов, работников своих аппаратов и привлеченных специалистов.

Таким образом, Территориальная избирательная комиссия по Нахимовскому району г. Севастополя и в дальнейшем СГИК действовали как окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 7 и исходя из установленных судом обстоятельств дела создавать новую рабочую группу для повторной проверки подписных листов СГИК не должна была.

Статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых решений органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, которые обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. В свою очередь, административный истец, обратившийся в суд в защиту своих прав, свобод и законных интересов обязан указать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречит данное решение, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований. Суд полагает, что административный ответчик законность оспариваемого решения доказал, административный истец же, напротив нарушение своих прав, свобод и законных интересов не доказал.

В силу предписания пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией только при наличии предусмотренного избирательным законодательством пакета документов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, поэтому выявленные судом факты наличия среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ и Закона № 4-ЗС, недостаточное количество достоверных подписей избирателей (в том числе признанных недостоверными по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 4 подпункта «м» пункта 6.4 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 12 части 14 статьи 40 Закона № 4-ЗС) исключают возможность регистрации заявителя кандидатом в депутаты и препятствуют удовлетворению его требований, в противном случае решение суда об удовлетворении заявления будет противоречить закону и следует из разъяснений, данных в абзаце шестом пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которым суд вправе возложить на избирательную комиссию обязанность зарегистрировать кандидата, если при рассмотрении дела не были установлены иные основания для отказа в регистрации.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает, что при рассмотрении дела доводы административного иска своего объективного подтверждения не нашли; проверка документов, представленных истцом для выдвижения и регистрации, проводилась в соответствии с требованиями статей 33, 34, 37, 38 Федерального закона N 67-ФЗ, статей 35, 36, 37, 41 Закона № 4-ЗС, оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями данных Законов и по доводам иска оснований для его удовлетворения не имеется, вследствие чего в удовлетворении административного искового заявления о защите избирательных прав надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Мамутдинова Энвера Талятовича к Севастопольской городской избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 8) об отмене постановления об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья Севастопольского

        городского суда        Н.И. Кондрак

Мотивированное решение изготовлено 2 августа 2019 года

3а-38/2019 ~ М-47/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мамутдинов Э.Т.
Ответчики
Севастопольская городская избирательная комиссия
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Кондрак Наталья Иосифовна
30.07.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
30.07.2019[Адм.] Передача материалов судье
30.07.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.07.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2019[Адм.] Судебное заседание
02.08.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее