Дело № 2-1574/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июля 2015 года г. Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Геновой О.В.,
при секретаре Нечипоровой Ю.С.,
с участием представителя истца -
помощника прокурора г. Ельца Липецкой области Луганцева Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Ельца Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ельца Липецкой области о возложении обязанности привести автомобильные дороги в соответствии с требованиями государственного стандарта Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Ельца Липецкой области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ельца Липецкой области о возложении обязанности привести автомобильные дороги в соответствии с требованиями государственного стандарта Российской Федерации. Требования мотивировал тем, что 26.05.2015 прокуратура города совместно с госинспектором ОГИБДД ОМВД России по городу Ельцу провела обследование улично-дорожной сети г. Ельца, участок дороги МБОУ Гимназия №11 ул. Радиотехническая, возле школы, ул. Черокманова, возле кольца, ул. Черокманова, в районе «Чайная 48», на предмет обеспечения безопасности дорожного движения. В ходе проверки выявлены следующие недостатки: МБОУ Гимназия № 11 ул. Радиотехническая, возле школы - дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 не на щитах с флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, дорожная разметка 1.14.1 изношена, требует обновления; дорожный знак 1.23 не на щитах с флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета; светофорные объекты типа Т-7 и искусственные неровности отсутствуют; ул. Черокманова, возле кольца - дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 не на щитах с флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, дорожная разметка 1.14.1 изношена, требует обновления; дорожный знак 1.23 не на щитах с флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета; светофорные объекты типа Т-7 и искусственные неровности отсутствуют; ул. Черокманова в районе «Чайная 48» - дорожная разметка 1.14.1 изношена, требует обновления; светофорные объекты типа Т-7 и искусственные неровности отсутствуют.
28.02.2014 вступили в действия изменения в ГОСТ Р 52605-2006. Внесенными изменениями нормативно закреплены требования по благоустройству искусственных неровностей в местах обустройства пешеходных переходов у детских образовательных учреждений и местах массовой концентрации пешеходов, а также оборудования таких пешеходных переходов светофорами типа Т7, дорожными знаками 5.19.1 (5.19.2) - пешеходный переход и 1.23 «Дети» выполненными на щитах с флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета. Дорожная деятельность по содержанию, ремонту дорог городского округа город Елец относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа город Елец. Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такового движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года №221. Проверкой установлено, что администрация городского округа г. Елец Липецкой области своевременно не принимает мер к контролю и проведению проверок эксплуатационного состояния улично-дорожной сети города, не обеспечивает надлежащее содержание и ремонт вышеназванной дороги города Ельца, создав тем самым реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровью и имуществу населения г. Ельца. Просит обязать администрацию городского округа город Елец до 01 сентября 2015 года привести автомобильную дорогу, участок дороги МБОУ Гимназия № 11 ул. Радиотехническая, возле школы, ул. Черокманова, возле кольца, ул. Черокманова, в районе «Чайная 48» г. Ельца, в соответствии с требованиями Государственных стандартов РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
В судебном заседании помощник прокурора г. Ельца Луганцев Д.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив их, просил обязать администрацию города Ельца до 1 сентября 2015 года привести участки дороги в г. Ельце возле МБОУ Гимназия № 11 по ходу движения по ул. Радиотехническая по направлению в ДК «Эльта» (ул. Радиотехническая, д. 6а) перед перекрестком с круговым движением, возле МБОУ Гимназия № 11 по ходу движения по ул. Черокманова по направлению к ДК «Эльта» (ул. Радиотехническая, д. 6а) перед перекрестком с круговым движением, возле МБОУ Гимназия № 11 по ходу движения по ул. Черокманова по направлению к ДК «Эльта» (ул. Радиотехническая, д. 6а) в районе д. № 5а по ул. Радиотехническая в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", ГОСТ Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения", ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", а именно: возле МБОУ Гимназия № 11 по ходу движения по ул. Радиотехническая по направлению к ДК «Эльта» (ул. Радиотехническая, д. 6а) перед перекрестком с круговым движением: обновить дорожную разметку 1.14.1; установить дорожные знаки 1.23, 5.19.1, 5.19.2 на щитах с флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета; установить светофорные объекты типа Т-7 и искусственные неровности. Возле МБОУ Гимназия № 11 по ходу движения по ул. Черокманова по направлению к ДК «Эльта» (ул. радиотехническая, д. 6а) перед перекрестком с круговым движением: обновить дорожную разметку 1.14.1; установить дорожные знаки 1.23, 5.19.1, 5.19.2 на щитах с флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета; установить светофорные объекты типа Т-7 и искусственные неровности. Возле МБОУ Гимназия № 11 по ходу движения по ул. Черокманова по направлению к ДК «Эльта» (ул. Радиотехническая, д. 6а) в районе д. № 5а по ул. Радиотехническая: обновить дорожную разметку 1.14.1; установить искусственные неровности.
Представитель ответчика и третьего лица Семенова О.В. исковые требования не признала, объяснила, что у администрации г. Ельца отсутствуют денежные средства для приведения автомобильных дорог в соответствии с требованиями ГОСТ, поэтому исковые требования не могут быть исполнены администрацией г. Ельца в срок указанный прокурором. В случае удовлетворения иска просила установить срок для исполнения решения до 1 июня 2016 года.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит заявленные прокурором города Ельца Липецкой областитребования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором определено, что пользователями автомобильными дорогами являются физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.
Согласно части 2 статьи 46 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Анализируя вышеприведенные нормы федеральных законов, суд приходит к выводу о том, что прокурор города Ельца Липецкой области, осуществляющий надзор за соблюдением законов, вправе обратиться в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц - физических и юридических - являющихся пользователями автомобильными дорогами.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения (пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Аналогичное положение закреплено и в пункте 5 статьи 9 Устава городского округа город Елец Липецкой области Российской Федерации: к вопросам местного значения города относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вышеприведенные нормы свидетельствуют о том, что деятельность по содержанию дорог городского округа город Елец относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа город Елец. Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов и государственных стандартов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (статья 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В статье 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
В соответствии с положениями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, и введенного в действие 01.07.1994, установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. С 01.01.1995 указанные требования распространяются на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
В соответствии с указанным ГОСТом автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие. Разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами, дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии), дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
В п. 6.2 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 г. №295-ст) отражено, что ИН устраивают за 15 м. до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
В соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2.
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Ненадлежащее состояние проезжей части указанной автомобильной дороги представителем ответчика не оспаривается и подтверждается актом обследования улично-дорожной сети г. Ельца, участок дороги МБОУ Гимназия №11 ул. Радиотехническая, возле школы, ул. Черокманова, возле кольца, ул. Черокманова, в районе «Чайная 48» от 26.05.2015, проведенного комиссией в составе старшего помощника прокурора г. Ельца Савчук В.И. и госинспектора ОГИБДД ОМВД России по г. Ельцу капитана полиции Кабанова Г.Н., которым установлены следующие недостатки: МБОУ Гимназия № 11 ул. Радиотехническая, возле школы - дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 не на щитах с флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, дорожная разметка 1.14.1 изношена, требует обновления; дорожный знак 1.23 не на щитах с флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета; светофорные объекты типа Т-7 и искусственные неровности отсутствуют; ул. Черокманова, возле кольца - дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 не на щитах с флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, дорожная разметка 1.14.1 изношена, требует обновления; дорожный знак 1.23 не на щитах с флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета; светофорные объекты типа Т-7 и искусственные неровности отсутствуют; ул. Черокманова в районе «Чайная 48» - дорожная разметка 1.14.1 изношена, требует обновления; светофорные объекты типа Т-7 и искусственные неровности отсутствуют.
Содержание дорог города Ельца Липецкой области относится к компетенции ответчика - администрации города Ельца Липецкой области. Автомобильные дороги местного значения в границах города, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог, находятся в муниципальной собственности города Ельца. Эти обстоятельства подтверждаются постановлением администрации г. Ельца от 12.02.2014 № 163 «О внесении изменений в постановление администрации города Ельца от 26.11.2012 № 2800 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ельца» и приложенным перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ельца к нему, в состав которых входит улица Радиотехническая, ул. Черокманова, Уставом городского округа город Елец Липецкой области Российской Федерации.
Ответчик не представил суду доказательств того, что вышеназванные участки дороги к моменту рассмотрения дела в суде приведены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", ГОСТ Р51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования".
На основании изложенного суд находит исковые требования прокурора города Ельца Липецкой области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении конкретного срока для приведения автомобильных дорог в соответствии с требованиями Государственных стандартов Российской Федерации суд исходит из объема работ (количества подлежащих устранению нарушений), погодных и климатических условий для проведения работ, а также из того, что указанный в иске участок автомобильной дороги расположен вблизи учебного заведения и приведение его в соответствие необходимо к началу учебного года. Таким образом, для исполнения решения необходимо установить срок - до 01 сентября 2015 года.
Прокурор при подаче иска согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Оснований для взыскания судебных расходов с ответчика нет, поскольку государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора города Ельца Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ельца Липецкой области о возложении обязанности привести автомобильные дороги в соответствии с требованиями государственного стандарта Российской Федерации - удовлетворить.
Обязать администрацию города Ельца Липецкой области в срок до ДД.ММ.ГГГГ годапривести участки дороги в г. Ельце возле МБОУ Гимназия № 11 по ходу движения по ул. Радиотехническая по направлению в ДК «Эльта» (ул. Радиотехническая, д. 6а) перед перекрестком с круговым движением, возле МБОУ Гимназия № 11 по ходу движения по ул. Черокманова по направлению к ДК «Эльта» (ул. Радиотехническая, д. 6а) перед перекрестком с круговым движением, возле МБОУ Гимназия № 11 по ходу движения по ул. Черокманова по направлению к ДК «Эльта» (ул. Радиотехническая, д. 6а) в районе д. № 5а по ул. Радиотехническая в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", ГОСТ Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения", ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", а именно:
1.возле МБОУ Гимназия № 11 по ходу движения по ул. Радиотехническая по направлению к ДК «Эльта» (ул. Радиотехническая, д. 6а) перед перекрестком с круговым движением:
- обновить дорожную разметку 1.14.1;
- установить дорожные знаки 1.23, 5.19.1, 5.19.2 на щитах с флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета;
- установить светофорные объекты типа Т-7 и искусственные неровности;
2. возле МБОУ Гимназия № 11 по ходу движения по ул. Черокманова по направлению к ДК «Эльта» (ул. радиотехническая, д. 6а) перед перекрестком с круговым движением:
- обновить дорожную разметку 1.14.1;
- установить дорожные знаки 1.23, 5.19.1, 5.19.2 на щитах с флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета;
- установить светофорные объекты типа Т-7 и искусственные неровности;
3. возле МБОУ Гимназия № 11 по ходу движения по ул. Черокманова по направлению к ДК «Эльта» (ул. Радиотехническая, д. 6а) в районе д. № 5а по ул. Радиотехническая:
- обновить дорожную разметку 1.14.1;
- установить искусственные неровности.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: О.В. Генова
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 21.07.2015.