Решение по делу № 5-117/2016 от 10.03.2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

10 марта 2016 года                                                                                                        г. Тольятти

Мировой судья судебного участка № 103 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области (расположенного по адресу: г.о. Тольятти, ул. Дзержинского, 17 «б») Скоромыкин С.А., рассмотрев дело об административном правонарушении № 5-117/2016 по ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении Тарасова <ФИО1>, <ДАТА2>,

установил:

21.01.2016 года заместителем прокурора Автозаводского района г. Тольятти младшим советником юстиции <ФИО2> в отношении генерального директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Тарасова <ФИО1> было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, из которого следует, что генеральный директор ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Тарасов А.Б. не исполнил требование прокурора от 07.12.2015 года <НОМЕР> и не представил выписки по расчетному счету ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» за период с января 2015 года по декабрь 2015 года.

В судебном заседании Тарасов А.Б. пояснил, что до 24.12.2015 года замещал должность генерального директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>». Требование прокурора о предоставлении выписок по банковскому счету ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не представил, поскольку данная информация составляет банковскую тайну. Кроме того прокуратура не вправе требовать от кредитных организаций предоставления информации, составляющей банковскую тайну, а должностные лица могут предоставить информацию только с их согласия.

Выслушав пояснения Тарасова А.Б., исследовав материалы дела, мировой судья приходит к убеждению, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

В соответствии с диспозицией ст. 17.7 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае умышленного невыполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Пункт 2 ст. 1 и п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» определяют, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Целью подобного надзора является обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В силу требований п. 2 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц коммерческих организаций предъявления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

В ходе рассмотрения дела установлено, что основанием для привлечения Тарасова А.Б. к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, послужило то, что последний, являясь генеральным директором ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не предоставил по требованию прокуратуры Автозаводского района г. Тольятти выписки по расчетному счету ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», за период с января 2015 года по декабрь 2015 года, запрашиваемые в рамках прокурорской проверки по обращениям <ФИО3>, <ФИО4> по вопросу нарушения трудового законодательства руководством ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», то есть Тарасов А.Б. не выполнил требование прокурора, вытекающее из его полномочий.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, состоит в невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Пунктом 6 Приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» предусмотрено, что при осуществлении надзора в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской и иной охраняемой законом тайне, прокуроры должны руководствоваться установленным законодательством порядком.

Статья 26 ФЗ от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», регулирующая порядок предоставления банками справок по операциям и счетам их клиентов, содержит исчерпывающий перечень лиц, которые вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну. При этом органы прокуратуры РФ и их должностные лица не указаны в данном перечне. Специальные федеральные законы, регламентирующие деятельность конкретных органов, могут содержать нормы, предусматривающие право этих органов получать информацию, составляющую банковскую тайну. Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не содержит норм, предоставляющих органам прокуратуры Российской Федерации и их должностным лицам право получать от банков информацию, относящуюся к банковской тайне. В п. 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2003 года № 8-П указано, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекают как право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом, так и соответствующая обязанность банков, иных кредитных организаций хранить банковскуютайну, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменении.

По смыслу Конституции РФ, институт банковской тайны по своей природе и назначению имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников, одновременно данный институт гарантирует основные права граждан и защищаемые Конституцией РФ интересы физических и юридических лиц. Этим должны предопределяться устанавливаемые федеральным законодателем объем и содержание правомочий органов государственной власти и их должностных лиц, являющихся носителями публичных функций, в их отношениях с банками, иными кредитными организациями и их клиентами, а также объем и содержание прав и обязанностей клиентов в их отношениях как с банками, иными кредитными организациями, являющимися носителями финансовой информации, так и с органами государственной власти и их должностными лицами, могущими лишь в целях реализации указанных функций пользоваться банковской тайной, затрагивая тем самым частную жизнь и личную тайну граждан.

В п. 4 названного Постановления Конституционного Суда РФ указано, что согласно Гражданскому кодексу РФ, конкретизирующему и развивающему приведенные положения Конституции РФ в соответствии с основными началами гражданского законодательства, банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте; сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям; государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом; в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Банковская тайна, таким образом, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента. Предусматривая обязанность банка обеспечить банковскую тайну и определяя ее основные объекты, субъекты права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, Гражданский кодекс РФ одновременно устанавливает, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются законом.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 8-П, федеральный законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую тайну, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции РФ целей, включая публичные интересы и интересы других лиц.

Принимая во внимание требования норм ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Закона №395-1 и Закона №2202-1, а также изложенную выше позицию Конституционного Суда Российской Федерации, органы прокуратуры РФ не вправе требовать от кредитных организаций предоставления информации, составляющей банковскую тайну. Из анализа изложенных норм закона в их системной взаимосвязи следует, что генеральный директор ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Тарасов А.Б., руководствуясь положениями ст. 26 Закона №395-1, правомерно отказал в предоставлении по требованию прокурора выписки по расчетному счету ООО«<ОБЕЗЛИЧЕНО>», в связи с чем полагать о невыполнении указанным должностным лицом законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, оснований не имеется.

При указанных обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях Тарасова А.Б. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.10 КоАП РФ, мировой судья,

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении Тарасова <ФИО1> прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Автозаводский районный суд г.о. Тольятти Самарской области в течение 10 суток через мирового судью.

Мировой судья                                                                                  С.А. Скоромыкин