дело №2-55/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута --- года
Воркутинский гарнизонный военный суд в составе судьи Смирнова Ю.В., при секретаре Юрченко Е.Г., с участием заявителя Васильевой М.В. и её представителя Ромашкина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению старшего сержанта Васильевой М.В. об оспаривании действий командира войсковой части ***, связанных с оформлением документов для получения государственного жилищного сертификата,
у с т а н о в и л:
Васильева обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконными действия командира войсковой части ***, связанные с отказом в направлении документов для оформления государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС) и возложить на ответчика обязанность направить документы в вышестоящий орган военного управления для оформления ГЖС.
В судебном заседании Васильева и её представитель требования поддержали, заявитель пояснила, что проходит военную службу по контракту в войсковой части ***, имеет календарную выслугу более 10 лет. --- года решением жилищной комиссии войсковой части *** она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в постоянно избранном после увольнения месте жительства в ... посредством ГЖС с составом семьи *** человека. Однако командиром войсковой части *** заявителю было сообщено об отказе в направлении пакета документов на получение ГЖС в связи с тем, что она не включена в единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях Департамента жилищного обеспечения МО РФ. Данные действия командира войсковой части *** она считает незаконными.
Представитель командира войсковой части *** просил рассмотреть дело в его отсутствие, в поданной в суд телефонограмме заявленные требования не признал и указал, что документы Васильевой на ГЖС не направлены в вышестоящий орган военного управления в связи с тем, что заявитель не включена в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Начальник ФБУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу", надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения заявителя и исследовав в судебном заседании представленные доказательства, суд установил следующее.
Васильева проходит военную службу по контракту в войсковой части *** с --- года по настоящее время, имеет календарную выслугу - более *** лет, льготную - более *** лет.
Из справки следует, что Васильева будет уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в июне 2012.
Финансовую помощь на строительство и покупку жилья, ГЖС за период прохождения службы Васильева не получала, жильем от военного ведомства не обеспечивалась.
Из справки о составе семьи, поквартирной карточки усматривается, что заявитель со своими членами семьи (супруг - Н., сыновья - Д. --- г.р., В. --- г.р.) зарегистрированы и проживают в трёхкомнатной муниципальной квартире по адресу: ..., ..., ..., .... Общая площадь квартиры *** кв.м., жилая - *** кв.м.
Из рапорта заявителя и выписки из протокола заседания жилищной комиссии следует, что Васильева изъявила желание участвовать в программе ГЖС, в войсковой части *** она и её члены семьи --- года признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства ....
Согласно списку получателей ГЖС Васильева включена в него с общим составом семьи *** человека. Список подписан командиром, председателем жилищной комиссией, старшим помощником начальника штаба по кадрам и строевой, начальником финансовой службы войсковой части *** и согласован начальником Воркутинской КЭЧ района.
Из письма командира войсковой части *** от --- года в адрес заявителя видно, что в направлении её документов для получения ГЖС в адрес вышестоящего органа военного управления отказано. В качестве причины указано не включение заявителя в единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях Департамента жилищного обеспечения МО РФ.
Исследовав материалы дела, суд считает заявление Васильевой обоснованным по следующим основаниям.
Согласно статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обязанность по обеспечению жильём военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи ГЖС.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. №153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от --- года *** военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий имеют право на получение ГЖС. Порядок оформления документов для получения гражданами ГЖС, устанавливается федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Министра обороны РФ от 10 июня 2006 года №215 утвержден Порядок формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ граждан - получателей ГЖС и граждан, включенных в резерв на получение ГЖС, оформления и выдачи ГЖС (далее - Порядок).
Согласно данному Порядку для получения ГЖС военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), подают заявление (рапорт) в воинскую часть, об участии в подпрограмме и прилагают к нему ряд документов. После проверки документов командир воинской части включает военнослужащего в списки получателей ГЖС, которые, после согласования в КЭЧ района, направляются на утверждение в соединение (п.12).
Таким образом, законодательством определены конкретные основания предоставления ГЖС и порядок оформления документов для их получения военнослужащими.
Следуя изложенным нормам закона суд находит, что заявитель как военнослужащая, подлежащая увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и имеющая выслугу более 10 лет, при наличии своего желания изменить место жительство после увольнения может претендовать на обеспечение её жильем по избранному месту жительства, в том числе и посредством получения ГЖС.
Для этого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, вышеуказанным Порядком, заявитель должна была подать командованию соответствующее заявление (рапорт).
В судебном заседании установлено, что указанного рода заявление об участии в программе ГЖС заявителем подавалось, решением жилищной комиссии от --- года Васильева и её члены семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства, затем командованием войсковой части *** Васильева включена в списки на получение ГЖС, которые согласованы в КЭЧ района.
Однако ответчиком утвержденные и согласованные в КЭЧ района списки получателей ГЖС в адрес вышестоящего командования не направлены по причине отсутствия сведений о заявителе в едином реестре.
Между тем, довод об отсутствии у заявителя права на получение ГЖС в связи с её отсутствием в едином реестре граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд находит необоснованным, так как действующее законодательство такого требования для получения ГЖС не содержит.
В вышеуказанных нормах лишь содержится требование о том, чтобы военнослужащий был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
С вступлением в силу приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 года №1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (п.7 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма).
Требования о включении в этот реестр получателей ГЖС в приказе не содержится. Кроме того, Васильева признана нуждающейся в получении жилья по избранному месту жительства до издания приказа №1280.
С учетом изложенного суд находит оспариваемые действия командира войсковой части *** незаконными и возлагает на него обязанность устранить нарушение прав заявителя.
Согласно статей 88 и 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. При этом к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы. Расходы на оплату услуг представителя взыскиваются судом в разумных пределах (ст.100 ГПК РФ).
Заявитель за оказание юридической помощи и представительство в суде выплатила представителю *** рублей, однако разумным пределом по данному делу суд полагает сумму в *** рублей (учитывая сложность дела, продолжительность судебного разбирательства). Общий размер судебных расходов составляет *** рублей (*** руб. оплата услуг представителя + госпошлина *** рублей).
Указанные сумма в силу ч.1 ст.98 ГПК РФ подлежит взысканию с ФБУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу", так как на эту организацию с 1 января 2011 года возложено финансовое обеспечение войсковой части ***
Руководствуясь ст.ст.88-100, 194 - 199, 258 ГПК РФ, военный суд
р е ш и л:
Заявление Васильевой М.В. - удовлетворить.
Признать незаконными действия командира войсковой части ***, связанные с отказом в направлении документов для получения государственного жилищного сертификата на Васильеву М.В. в соответствующий орган военного управления.
Обязать командира войсковой части *** направить в установленном приказом Министра обороны РФ от 10 июня 2006 года №215 порядке пакет документов для оформления государственного жилищного сертификата на Васильевой М.В. в соответствующий орган военного управления.
Взыскать с федерального бюджетного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу" в пользу Васильевой М.В. судебные расходы по делу в размере *** рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Воркутинский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.В.Смирнов