Решение по делу № 2-3643/2020 от 15.10.2020

Дело № 2-3643/2020                     

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2020 года                                                                          г. Холмск

Мировой судья судебного участка № 19 Холмского района Сахалинской области Анисимов А.С., при секретаре Вельяниновой К.М.,

с участием: представителя истца Трифонова М.В., ответчика Шелест В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Холмского отделения филиала ПАО «ДЭК» - «Сахалинэнергосбыт» к Шелест Виктору Алексеевичу о взыскании задолженности за потребленные коммунальные услуги (отопление) за период с 01.09.2018 года по 31.04.2019 года, пени, государственной пошлины,

У С Т А Н О В И Л:

ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Холмского отделения филиала ПАО «ДЭК» - «Сахалинэнергосбыт» (далее - ПАО «ДЭК») обратилось в суд с иском к Шелест Виктору Алексеевичу о взыскании задолженности за коммунальные услуги, указывая, что ответчик, являясь потребителем коммунальной услуги - централизованного отопления по адресу: <АДРЕС> не вносит плату за указанную коммунальную услугу. Сумма задолженности за период с 01.09.2018 года по 31.04.2019 года составляет 11200 (одиннадцать тысяч двести) рублей 31 (тридцать одна) копейка.

Обосновывая наличие права требования к ответчику, истец указывает, что между ПАО «ДЭК» и МУП «Тепло», МУП «Водоканал», Управляющей компанией заключены агентские договоры, согласно которых ПАО «ДЭК», как агент берет на себя обязательства  по предъявлению в суд исковых заявлений на потребителей, имеющих дебиторскую задолженность за коммунальные услуги и обязательства по оплате жилищно - коммунальных услуг.

         Истец просит суд взыскать с ответчика задолженность за отопление в сумме 11200 (одиннадцать тысяч двести) рублей 31 (тридцать одна) копейка, пени в сумме 203 (двести три) рубля 56 (пятьдесят шесть) копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 456 (четыреста пятьдесят шесть) рублей 15 (пятнадцать) копеек.

Судом к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечены МУП «Водоканал» и МУП «Тепло».

В судебном заседании представитель истца настаивает на заявленных исковых требованиях, просит их удовлетворить в полном объеме.

Третьи лица на стороне истца, будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени рассмотрения судом настоящего гражданского дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

Ответчик Шелест В.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что ПАО «ДЭК» не является надлежащим истцом, поскольку ресурсоснабжающей  потребителя организацией в данном случае является МУП «Тепло».

Ответчик обращает внимание суда, что в спорный период в его квартире не имелось центрального отопления. В связи с ненадлежащим оказанием услуг отопления в 2002 году произведено отключение от централизованного отопления. Полагает, что не требуется получать какого-либо разрешительного документа, поскольку отключение от отопления состоялось до издания и вступления в силу ЖК РФ.  

В связи с изложенным, ответчик полагает, что не обязан оплачивать фактически не предоставляемые ему услуги по центральному отоплению  занимаемого им жилого помещения.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, мировой судья полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело, в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 1005 ГК РФ, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

 Суду представлена выписка из агентского договора № 01/19 ДЭК - 71 - 13/32 от 15.01.2019 года, в силу п. 1.1.10 которого принципал  (МУП Тепло») поручает, а ПАО «ДЭК» (агент) берет на себя обязательства  по взысканию с потребителей просроченной задолженности  по оплате коммунальных услуг.

Таким образом, ПАО «ДЭК», вопреки доводам ответчика, является надлежащим истцом,  управомоченным взыскивать в судебном порядке задолженность по оплате коммунальной услуги по теплоснабжению.

Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В силу ст.ст. 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставку бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги, согласно ст. 155 ЖК РФ, подлежит внесению ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, п. 159 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, ответственности, а также порядка контроля качества предоставления коммунальных услуг; определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии; порядка перерасчета размера платы за отельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяются Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.

 П. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов регламентировано, что при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, в соответствии с установленной формулой. При этом, указанными Правилами регламентировано, что объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на одно помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в  конкретном жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство данного жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10 июля 2018 года N 30-П).

Судом установлено, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: по адресу<АДРЕС> является Шелест Виктор Алексеевич, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.09.2020 года.

Как следует из адресной справки от 27.10.2020 года, Шелест В.А. зарегистрирован и проживает в указанном жилом помещении с 02.07.2013 года.

Квартира, в которой проживает ответчик, находится в многоквартирном жилом доме, имеющем центральное отопление. Оказание услуг теплоснабжения жильцам дома сторонами не оспаривается.

В подтверждение доводов о том, что квартира ответчика отключена от системы централизованного теплоснабжения, ответчиком представлены: акт  обследования квартиры ответчика  по адресу: <АДРЕС>  представителем МУП ЖКХ «Вега» от 04.11.2002 года, которым подтверждается факт отключения в жилом помещении ответчика радиаторов отопления в помещении кухни и комнаты, отсутствие разрешения на такое отключение; акт выполненных ООО «Холмск» работ по замене в указанном жилом помещении стояков отопления от 17.12.2014 года, которым также подтверждается факт наличия автономного отопления; обращение Шелест В.А. в МУП «Тепло» от 17.04.2020 года, в котором заявитель обращает внимание ресурсоснабжающей организации, что жилое помещение по указанному выше адресу (помещение, кухни, комната) оборудованы автономным отоплением, стояк в ванной комнате пришел в негодность и его работоспособность не восстановлена, вследствие чего длительное время не работает полотенцесушитель и необходим перерасчет за данную услугу; ответ руководителя МУП «Тепло» об отсутствии оснований для перерасчета размера платы за предоставленную услугу по теплоснабжению.

Таким образом, из материалов дела следует, что в жилом помещении ответчика Шелеста В.А. по адресу: <АДРЕС> по состоянию на 2002 год отсутствовало центральное отопление в помещении кухни и в комнате.

Переоборудование жилых помещений включает в себя перенос нагревательных, сантехнических и газовых приборов; устройство и переоборудование туалетов, ванных комнат, вентиляционных каналов.

Действовавшие на момент производства переустройства системы инженерных сетей, санитарно-технического оборудования Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные приказом Госстроя РФ от 26 декабря 1997 года N 17-139, устанавливали, что переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения разрешения межведомственной комиссии местного органа исполнительной власти на основании утвержденных проектов, согласованных с соответствующими заинтересованными организациями.

Порядок оформления документов о разрешении перепланировки помещений определяется органами местного самоуправления (п. 1.13.1).

В силу пункта 1.13.4 Правил, перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.

Согласно пункту 1.13.5 Правил, для получения разрешения на переоборудование или перепланировку жилого дома, квартиры (комнаты) их собственник или по его поручению уполномоченный управляющий или наниматель (арендатор) по соглашению с собственником подают заявление в межведомственную комиссию местного органа исполнительной власти с приложением: поэтажных планов (а в необходимых случаях и выкопировки из генерального плана участка домовладения), заверенных бюро технической инвентаризации; проект переустройства; заключение организации, обслуживающей жилищный фонд; заключение территориального органа Госсанэпиднадзора, Госпожнадзора, Государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации, а для товариществ собственников, кроме того, - решения общего собрания товарищества.

Пунктом 1.13.6 Правил установлено, что результаты работы межведомственной комиссии оформляются протоколом, в котором излагается сущность рассмотренного вопроса и утверждается проект переустройства здания и помещения. Заявителю надлежит выдавать выписку из протокола вместе с одним экземпляром проекта.

Окончательное решение о возможности переоборудования или перепланировки жилого дома, квартиры (комнаты) принимается органом местного самоуправления и оформляется распоряжением главы администрации.

Аналогичные предписания содержали Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05 января 1989 года N 8, действовавшие в период демонтажа приборов отопления.

Таким образом, переустройство системы отопления (замена, увеличение числа, перенос отопительных приборов) согласно действующим на момент произведения такого переустройства в 2002 году правилам могло быть произведено только с разрешения органа местного самоуправления. Отключение квартиры от системы центрального отопления могло повлечь ухудшение проживания граждан.

Согласно представленной суду информации отделом архитектуры и градостроительства администрации МО «Холмский городской округ», по состоянию на 01.12.2020 года в архиве отдела отсутствуют сведения о выдаче разрешения на переустройство системы центрального отопления (отключения от центрального отопления) <АДРЕС>.

Из представленной суду МУП «Тепло» информации следует, что  по адресу: <АДРЕС> оплат  за период с 01.09.2018 года по 31.04.2020 года напрямую не производилось. В д. 3 по ул. 60 лет Октября г. Холмска прибор учета тепловой энергии не установлен.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Каких-либо доказательств соблюдения установленного законом порядка переустройства жилого помещения ответчик суду не представил, данное переустройство является самовольным. Вместе с тем, самовольное переоборудование гражданами системы центрального отопления в отдельной квартире многоквартирного дома не может служить основанием для освобождения от оплаты за предоставленные услуги теплоснабжения.

С учетом вышеизложенного собственник или наниматель жилого помещения в многоквартирном доме не вправе без разрешительных документов самостоятельно осуществлять отключение квартиры от инженерных систем, обслуживающих жилой дом. Произведенное ответчиком переустройство является самовольным и не влечет прекращение у ответчика обязанности по оплате услуг по теплоснабжению квартиры.

В силу п. 103 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, изменение размера платы за коммунальную услугу ресурсоснабжающая организация производит только в случае, если нарушено качество и (или) перерыв в предоставлении коммунальной услуги до границы раздела элементов внутри домовых инженерных сетей и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Однако доказательств, подтверждающих оказание истцом в оспариваемый период услуги по постановке тепловой энергии ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленные Правилами сроки оказания услуг отопления, в материалах дела не имеется.

         Таким образом, доводы ответчика об отсутствии в квартире отопительных приборов судом признаются несостоятельными, а требования истца законными и обоснованным и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно части 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Истцом при подаче  заявления о выдаче судебного приказа и настоящего искового заявления уплачена государственная пошлина в сумме 456 (четыреста пятьдесят шесть) рублей 15 (пятнадцать) копеек, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Изучив материалы дела в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198,  ГПК РФ, мировой судья,

                                                 

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Холмского отделения филиала ПАО «ДЭК» - «Сахалинэнергосбыт» к Шелест Виктору Алексеевичу о взыскании задолженности за потребленные коммунальные услуги (отопление) за период с 01.09.2018 года по 31.04.2019 года, пени, государственной пошлины - удовлетворить.

Взыскать с ответчика Шелест Виктора Алексеевича в пользу ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Холмского отделения филиала ПАО «ДЭК» - «Сахалинэнергосбыт» сумму задолженности за потребленные коммунальные услуги (отопление) за период с 01.09.2018 года по 31.04.2019 года в размере 11200 (одиннадцать тысяч двести) рублей 31 (тридцать одна) копейка, пеню в размере 203 (двести три) рубля 56 (пятьдесят шесть) копеек, государственную пошлину в размере 456 (четыреста пятьдесят шесть) рублей 15 (пятнадцать) копеек.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе подать мировому судье заявление о составлении мотивированного решения суда, которое может быть подано: 1) в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители присутствовали в судебном заседании; 2) в течение пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители не присутствовали в судебном заседании.

Мотивированное решение изготавливается в течение пяти дней после поступления заявления и направляется сторонам с уведомлением.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Холмский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через мирового судью СУ № 19 Холмского района Сахалинской области.

         Мотивированное решение изготовлено по заявлению ответчика 12.01.2021 года.

Мировой судья                                                                             А.С. Анисимов