Решение по делу № 2-1183/2016 от 13.09.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2016 года мировой судья судебного участка № 112 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области  Ковригина Н.Н.,

при секретаре    <ФИО1>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1183/2016 по иску ЗАО «<ФИО2>» к <ФИО3> о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг,

установил:

ЗАО «Жилой  Дом» обратилось к мировому судье с  иском  к  <ФИО3> о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Представитель истца <ФИО4> в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что ЗАО «<ФИО2>» - управляющая компания, которая осуществляла обслуживание  жилого многоквартирного дома по адресу: Самарская область, г. Тольятти, бульвар <АДРЕС>, до 31.05.2015г. Ответчик <ФИО3> является собственником и проживает в квартире <НОМЕР>  указанного дома. За период с 01.04.2015г. по 31.05.2015г.  у ответчика образовалась задолженность  по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 3 967,39 руб.  Долг образовался  из задолженности по корректировке и по текущему ремонту.  Корректировка по отоплению за 2014г. составляет  2 149,30 руб.,  перерасчет по текущему ремонту - 904,58 руб., что указано в квитанции за апрель 2015г.  Корректировка по отоплению за 2015 г. - 914,85 руб., что указано в квитанции за май 2015г.  Корректировка по отоплению за 2015г. произведена  в мае 2015г., поскольку ЗАО «<ФИО2>» прекратило обслуживание данного дома.   В квитанции за май 2015г. указано о произведенном возврате денежных средств по статье «текущий ремонт». На сумму задолженности начислены пени в размере 126,11 руб. Просит взыскать с ответчика задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в указанном  размере, пени,  государственную пошлину в размере 400  рублей.

Ответчик <ФИО3> в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила,  что при начислении платы за коммунальную услугу «отопление» в спорный период управляющие организации должны были руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.Порядок      расчета      платы      за коммунальную      услугу      «отопление» зависит    от    наличия    или    отсутствия    общедомового    прибора    учета    и индивидуального прибора учета. Многоквартирный дом по адресу: бульвар <АДРЕС> оснащен общедомовым прибором учета коммунальной услуги «отопление», а также жилое помещение <НОМЕР> оснащено индивидуальным прибором учета коммунальной услуги «отопление».  Согласно пп. «б» п.23 Правил 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном, индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения № 2 Правилам 307. Данный порядок позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году исходя из среднемесячного объема потребления отопления. При этом, вышеуказанный порядок, предусмотренный постановлением Правительства РФ, не соответствовал порядку начисления платы за коммунальную услугу «отопление», произведенному ЗАО «<ФИО2>».  Государственной жилищной инспекцией Самарской области в отношении ЗАО «<ФИО2>» в период с 27.03.2015г. по 23.04.2015г. была проведена внеплановая документарная проверка, в том числе, по вопросу соблюдения порядка начисления платы за коммунальную услугу «отопление» потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: бульвар <АДРЕС>. По результатам контрольных мероприятий в действиях ЗАО «<ФИО2>» выявлены нарушения, а именно: начисление платы за отопление противоречит пп. «б» п.23 Правил 307.  Таким образом, несоблюдение ЗАО «<ФИО2>» установленного Правилами порядка начисления платы за отопление влечет за собой нарушение порядка произведенной корректировки платы за отоплениев спорный период. Сумма корректировки по строке «Текущий ремонт» в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг за апрель 2015г. начислена также необоснованно. Согласно пп. 1 ч.2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД. На основании ч. 1 и ч. 7 ст. 156 ЖК РФ тариф на содержание и ремонт жилого помещения определяется на общем собрании собственников помещений с учетом предложений управляющей организации и устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества МКД в соответствии с требованиями законодательства на срок не менее чем один год. Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491  установлено, что собственники помещений многоквартирного дома на их общем собрании должны утвердить перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества исходя из требований, установленных Правилами № 491, и Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290. При этом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному собственниками помещений многоквартирного дома перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома (пункт 35 Правил № 491). Если собственники помещений на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то в соответствии с ч.4 ст. 158 ЖК РФ данные тарифы устанавливаются органом местного самоуправления. С 01.07.2014г. до 31.12.2015г. действовало постановление Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 30.05.2014 № 1768-п/1 «Об оплате жилого помещения муниципального жилищного фонда населением городского округа Тольятти», в котором утверждены тарифы на содержание и текущий ремонт жилого помещениядля разных категорий МКД в зависимости от степени благоустройства, применяемые для собственников помещений МКД, которые не утвердили указанные тарифы на общем собрании. Таким образом, в целях реализации пункта 35 Правил № 491, при установлении Постановлением № 1768 размера платы за содержание и ремонт общего имущества использовался подход по установлению такой платы исходя из конструктивных особенностей многоквартирных домов в целях соблюдения Минимального перечня. По сведениям ЗАО «<ФИО2>» в расчетах за текущий ремонт общего имущества по указанному МКД применяло тариф, утвержденный Постановлением 1768, в размере 0,96 рублей за 1 кв.м. Таким образом, работы по текущему ремонту общего имущества, выполняемые управляющей организацией, должны быть произведены управляющей организацией в рамках тарифа, утвержденного Постановлением 1768. Порядок начисления платы за текущий ремонт, установленный жилищным законодательством РФ, не предусматривает начисление корректировки платы за данную жилищную услугу. Просит в  удовлетворении  заявленных  требований  ЗАО «<ФИО2>» отказать.

Представитель ответчика <ФИО6> в судебном заседании поддержала доводы <ФИО3> и  пояснила, что  начисление по отоплению идет в течение всего года.   Правила начисления платы за отопления, согласно пп. «б» п.23 Правил 307, зависят от оборудования многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений,  в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном, индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения № 2 Правилам 307. Данный порядок позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году исходя из среднемесячного объема потребления отопления. При этом, вышеуказанный порядок, предусмотренный постановлением Правительства РФ, не соответствовал порядку начисления платы за коммунальную услугу «отопление», произведенному ЗАО «<ФИО2>». Начисления по факту по показаниям общедомового прибора учета, не индивидуальных, а именно общедомового прибора учета,  возможно только при наличии  протокола общего  собрания собственников, только они могут принять решение начислять по факту. Если данного протокола у управляющей организации нет, то  начислять по факту  управляющая организация не имеет право.  В ситуации, когда дом <АДРЕС> оборудован общедомовым прибором учета и все либо частично  жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета,  применяется порядок начисления следующий:  это произведение  общей площади жилого помещения среднемесячного объема потребления за предыдущий год  (т.е. 2014г.)  и  тариф.   ГЖИ выявила нарушения порядка начисления и выдал истцу предписание,  и они могли данное предписание исполнить, несмотря на то, что дом перестал ими управляться, и сделать жильцам перерасчет. Если УК применят тариф по постановлению мэра, то она принимает на себя обязательства, что готова за эти деньги сделать текущий ремонт в этом доме  в течение года. У управляющей компании перерасход по текущему ремонту идет за 2013-2014г. Они не уложились в те средства, которые им разрешили использовать собственники. ЖК РФ предусмотрено, что только собственники имеют право решать, что им нужно сделать по текущему ремонту и как.  И не важно коммерческая они организация или благотворительная. Форс-мажор заложен в статью «содержание», где учтены аварийные работы.  Просила  в иске отказать.

Выслушав пояснения стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, мировой судья полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

            Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований  в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В силу ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

            В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Согласно ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Согласно ст. 155 ч. 14 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

            Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. «в» п.2 п.6 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению, до 01.01.2015г. продолжали действовать пункты 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг».

Мировым судьей установлено, что <ФИО3> является собственником квартиры <НОМЕР>, расположенной по адресу: г. Тольятти, б-р <АДРЕС>, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

До 31.05.2015г. управление многоквартирным домом, в котором ответчику принадлежит квартира, осуществляло ЗАО «<ФИО2>». С 01.06.2015г. данный дом перешел на самоуправление после расторжения договора на его управление с ЗАО «<ФИО2>».

Представитель истца пояснила, что задолженность у <ФИО3> возникла вследствие того, что управляющая компания произвела перерасчет (корректировку) платы за отопление и за текущий ремонт. В 2015г. перерасчет платы за отопление в данном доме уже был произведен за 2014г., однако это не снимает с ЗАО «<ФИО2>» обязанности произвести перерасчет за отопление за 2015г. Учитывая,  что обязанности по управлению домом у ЗАО «<ФИО2>» прекратилось с 01.06.2015г., то истец вынужден был произвести перерасчет (корректировку) платы за топление за 2015г., в том же 2015г. 

Согласно выписке из лицевого счета, за период с 01.04.2015г. по 31.05.2015г., задолженность ответчика по оплате за содержание жилого помещения и коммунальные услуги составляет 3967,39 руб.

Допрошенная по ходатайству  представителя истца свидетель <ФИО7> пояснила, что она начальник финансового отдела ЗАО «<ФИО2>». Корректировка по отоплению производилась на основании действующего законодательства за 2014 и 2015г. практически одновременно, так  как дом менял способ управления, жильцы данного дома уходили от управления управляющей компанией в ТСЖ на самообслуживание. Постановлением Правительства РФ № 307 предусмотрено, что  если дом оборудован индивидуальными приборами учета отопления один раз в год производит корректировку. На основании этого произвели корректировку за 2014г.  по срокам - в году следующем за отчетный период, а за 2015 г. - в связи с уходом дома. Дом они перестали обслуживать с 01.06.2015г. Что касается текущего ремонта, то на основании действующего законодательства, в связи с расторжением договора на управление многоквартирным домом они произвели доначисления. 23.04.2015г.  ГЖИ предписала им начать  производить начисления  по 1/12, несмотря на то, что весь дом оборудован индивидуальными приборами учета отопления. Они это предписание уже не смогли исполнить, поскольку дом ими не обслуживается. В 2015 г. заканчивался срок действия приборов  учета отопления, и по действующему законодательству они должны были  быть собственниками либо поверены, либо заменены на новые. В связи с тем, что  у них в городе  нет организаций, который проводят  поверку таких приборов учета отопления,  приборы направлялись ими (по другому дому) в г. Екатеринбург.  Естественно все собственники не могли одновременно  провести эту поверку, а если  менее чем 50% имеют индивидуальные приборы учета отопления, тогда начисляется 1/12.  В статье «содержание» как правило заложены работы аварийные на случай аварии, когда  они должны быстро реагировать, это аварийные работы,  например, приостановить  течь, если это произошло ночью. Они заключают договора с аварийными службами. Управляющая компания по закону должна обеспечивать безопасность жизни людей. По данному  конкретно дому доначисления связаны с тем, что  производили подпор колодцев, поскольку   жители вели  ремонтные работы в своих квартирах, и  подвалы дома просто «плавали». Среди ночи они вызывали аварийную службу,  но  потом все  эти  последствия требовали устранения, а это все стоит денег.  Доначисления произведены правомерно. Они вынуждены были проводить эти работы, в связи с тем, что  была угроза  жизни людей.

У мирового судьи нет оснований подвергать сомнению представленный истцом расчет задолженности ответчика. Нарушений положения Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», не установлено.

Довод ответчика о том, что собственники дома не получили отчет управляющей организации ЗАО «<ФИО2>» о расходовании денежных средств, поступивших на текущий ремонт, а так же что  размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному собственниками помещений многоквартирного дома перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома, не может быть принят, поскольку истцом представлены документы, подтверждающие произведенные работы по текущему ремонту. Так был произведен текущий ремонт МКД по бульвару <АДРЕС> г.Тольятти, на что указывают Отчеты по текущему ремонту за 2013-2014г. Акты выполненных работ за 2013-2014г.  Оснований подвергать их сомнению у мирового судьи нет.  Нормативными положениями не предусмотрена обязанность управляющей компании знакомить собственников с отчетами о своей работе и расходовании денежных средств лично или под роспись. Гражданское законодательство предусматривает при  досрочном расторжении договора одна сторонам должна возместить другой стороне убытки. 

 Жилищное законодательство не содержит требований об обязательном оформлении письменного договора между собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией. Отсутствие договора между собственником помещений и управляющей компанией само по себе не означает отсутствие правоотношений по оказанию коммунальных услуг, поскольку собственники помещений пользуются услугами, предоставляемыми управляющей организации при управлении многоквартирным домом.

Акт проверки, составленный  Государственной Жилищной Инспекцией Самарской области 23.04.2015г. выявил нарушения ЗАО «<ФИО2>» по начислению платы за отопление, потребителями спорного дома. Однако там не указано, что истец обязан произвести перерасчет за отопление. Кроме того,  начальник финансового отдела ЗАО «<ФИО2>» дала пояснения по этому вопросу, и объяснила причину, почему производились такие начисления. Оснований не доверять  ее показаниям у мирового судьи нет. Она была предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и отказ отдачи показаний.

Оценивая доказательства в совокупности, мировой судья считает, что истец обоснованно обратился к мировому судье с указанным иском и сумма задолженности подлежит взысканию с ответчика.

Другие доводы ответчика и ее представителя сводятся к переоценке собранных и исследованных в судебном заседании доказательств.

В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ истец начислил пени на сумму взыскиваемой задолженности. Согласно расчету истца сумма пени составляет 126,11 руб., что так же подлежит взысканию с ответчика.

Согласно ст. 98 ГПК РФ  стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Так как требования истца подлежат удовлетворению, мировой судья полагает, что с ответчика в пользу истца необходимо взыскать государственную пошлину в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309 ГК РФ, ст. ст. 98, 197-199, ГПК РФ, мировой судья

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с <ФИО3> в пользу ЗАО «<ФИО2>» задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.04.2015 г. по 31.05.2015 г - 3967,39 руб., пени - 126,11 руб., государственную пошлину - 400 руб., всего 4493 (четыре тысячи четыреста девяносто три)  руб. 50 коп.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Центральный районный суд г. Тольятти.

 Решение в окончательной форме изготовлено 19.09.2016 г.

Мировой судья                                                                                                       Н.Н.Ковригина