Дело <НОМЕР>.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<ДАТА1> <АДРЕС>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> <ФИО1>, при секретаре <ФИО2>,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску <ФИО3>» к <ФИО4> Гусейну Байкиши Оглы о взыскании суммы переплаты субсидии предоставленного на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Истец <ФИО5> обратился в мировой суд судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> Республики <АДРЕС> с иском к <ФИО6> о взыскании суммы выплаченной субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в размере 3 231 руб., в бюджет из которого была предоставлена субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Из искового заявления усматривается, что Постановлением Правительства РФ от <ДАТА2> <НОМЕР> "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Размер субсидий зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (п.20 Правил).
Правительством Республики <АДРЕС> было принято Постановление от <ДАТА3> <НОМЕР> "О внесении изменений в Постановление Правительства Республики <АДРЕС> от 26.08.2011 г. №294 ", согласно которому Министерство экономики и территориального развития Республики <АДРЕС> определено уполномоченным органом на принятие решения о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Приказом Министерства экономики и территориального развития Республики <АДРЕС> от <ДАТА4> <НОМЕР> Государственное автономное учреждение Республики <АДРЕС> "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике <АДРЕС>; (далее- <ФИО5> правомочен на принятие решения о предоставлении субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
<ФИО6> обращался в филиал <ФИО5> за государственной услугой "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". ему была назначена субсидия на период: с марта по август 2016 года;
Ответчик получил на свой расчетный счет денежные средства в размере 14 405 руб., из которых 11174 руб.- эта сумма инвентаризационной задолженности, выплаченной по долгам муниципальных отделов субсидий.
Получатель субсидий не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы или их копии, подтверждающие физические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные ежемесячно в течение срока получения последней субсидии.
В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.
Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п.27 Правил).
В июле 2018 года, ответчику был произведен перерасчет размера предоставленной субсидии на оплату ЖКУ с марта по август 2016 года, по итогам которого выявлено, что сумма предоставленной субсидии превышает фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.49 Правил).
Представитель истца <ФИО5> <ФИО8>, в заявлении представленном в суд, просила рассмотреть гражданское дело без ее участия в судебном заседании.
Ответчик <ФИО6> в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени проведения судебного разбирательства был извещен в надлежащем порядке.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решений суда.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что <ФИО6> обращался в филиал <ФИО5> за государственной услугой "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". По заявлению последнего была назначена субсидия.
В июле 2018 года, ответчику был произведен перерасчет за второй период субсидирования с марта по август 2016 года, по итогам которого выявлено, что сумма предоставленной субсидии превышает фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно п.60 постановления Правительства РФ от <ДАТА5> <НОМЕР> (ред. от <ДАТА6>) " О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных" предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии:
а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии;
б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);
(пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от <ДАТА7> N 734)
в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования);
г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
В материалах дела отсутствуют доказательства о наличии вышеперечисленных условий.
Согласно п.61 постановления Правительства РФ от <ДАТА5> <НОМЕР> (ред. от <ДАТА6>) " О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных" Возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от <ДАТА8> N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Установлено, что <ФИО6> <ФИО3>» были произведены ежемесячные жилищно-коммунальные выплаты в качестве меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в период с <ДАТА9> по <ДАТА10>
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Следовательно, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной имеющему право на получение мер социальной поддержки гражданину компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальной услуг, в данном случае в форме ежемесячных жилищно-коммунальных выплат, подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Для первичного установления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты граждане представляют в учреждение документы, перечень которых определен Правилой предоставления субсидий. В числе этих документов - заявление о назначении ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты с указанием способа осуществления выплаты, копии документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг.
В подпункте 2.8.1 Правил перечислены дополнительные документы для установления жилищно-коммунальной выплаты, среди которых справка о непредоставлении (прекращении предоставления) мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг по месту жительства (в случае установления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты по месту пребывания).
Документы и сведения, указанные в названном подпункте, запрашиваются учреждением в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от <ДАТА11> N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в том числе, при наличии технической возможности, в электронной форме с использованием средств обеспечения межведомственного электронного взаимодействия в случае, если заявитель не представил указанные документы по собственной инициативе.
Органы и организации, предоставившие указанные в названном выше документы (сведения), несут ответственность за достоверность содержащихся в них сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации .
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от <ДАТА12> N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от <ДАТА13> N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося ежемесячной жилищно-коммунальной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы пенсии подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований <ФИО3>» относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление недобросовестности в действиях <ФИО6> при получении в период с 0<ДАТА> по 31 августа 2016 г. сумм ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, а также факта надлежащего или ненадлежащего исполнения сотрудниками филиала <ФИО3>» в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, должностных обязанностей, связанных с предоставлением <ФИО6> меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, осуществляемой на территории субъекта Российской Федерации -Республике <АДРЕС> - в форме ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты.
Добросовестность гражданина по требованиям о взыскании ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты по данному делу, бремя доказывания недобросовестности <ФИО6> при получении в период с марта 2016 г. по 31 августа 2016 г. сумм ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты лежит на <ФИО3>, требующий их возврата, то есть на истца.
Сведения о том, что ответчик предоставил не достоверные сведения или злоупотребил правом при обращении в филиал <ФИО5> за государственной услугой "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в результате, которого должностным лицом была допущена ошибка, при начислении субсидии <ФИО6> в материалах дела отсутствует и в судебном заседании не исследовано.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца (статья 333.36 НК РФ).
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В иске <ФИО3>» к <ФИО4> Гусейну Байкиши Оглы о взыскании суммы переплаты субсидии предоставленного на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 3 231 руб., отказать.
Резолютивная часть решения суда составлено <ДАТА15>, а мотивированное решение суда составлено <ДАТА16>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии со ст. 320- 321 ГПК РФ, в <АДРЕС> городской суд через мирового судью в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мировой судья <ФИО1>
ГАУ РД "МФЦ в РД
____________________________
РД, г.Махачкала, ул.Насрутдинова, д.1
<ФИО4> Гусейну Байкиши Оглы
________________________________________
РД, <АДРЕС>, ул. Заводская, д.67
Направляем копию мотивированного решения по гражданскому делу №2-563/2021 по иску <ФИО3>» к <ФИО6> о взыскании излишне выплаченной субсидии по оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Приложение: Копия мотивированного решения на 6 л.
Мировой судья <ФИО1>