Решение по делу № 5-349/2019 от 24.06.2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении                                                                                      

  г. Тольятти, ул. Шлюзовая, 4 24 июня 2019 года Мировой судья судебного участка № 109 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области Тютина Е.П.,с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - Щукиной <ФИО1>, действующей на основании доверенности от <ДАТА2>,

            рассмотрев дело <НОМЕР>  об административном правонарушении по                 ч. 13 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица - заведующей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада <НОМЕР> «Муравьишка» городского округа <АДРЕС> (сокращенное наименование МБУ детский сад <НОМЕР> «Муравьишка») Панковой <ФИО2>, <ДАТА3> рождения<ОБЕЗЛИЧЕНО>, зарегистрированной по адресу: <АДРЕС>У С Т А Н О В И Л:

<ДАТА4> в 16.00, на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от <ДАТА5> <НОМЕР>, была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении МБУ детский сад <НОМЕР> «Муравьишка» расположенного по адресу: <АДРЕС>в ходе которой выявлены нарушения требований, предусмотренных  ст. 37 Федерального закона  от <ДАТА6> <НОМЕР> «О пожарной безопасности», в части касающейся не исполнения обязанностей в области пожарной безопасности по соблюдению требований пожарной безопасности и исполнению в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Установлено, что не исполнено в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, а именно: не выполнены пункты 1,2 предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по проведению угрозы возникновения пожара от <ДАТА7> <НОМЕР>, выданного отделом надзорной деятельности и профилактической работы городских округов <АДРЕС>, Жигулевск и муниципального района  <АДРЕС> управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <АДРЕС> области юридическому лицу- МБУ детский сад <НОМЕР> «Муравьишка», сроки исполнения которого истекли <ДАТА8>

По факту совершения данного <ОБЕЗЛИЧЕНО>области по пожарному надзору составлен протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА4> года.

Выслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Основным вопросом, подлежащим доказыванию в ходе производства по делу, является вопрос о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения.

Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность элементов, при наличии которых конкретное деяние является административным правонарушением.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

Существенным обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, является установление законности предписания, неисполнение которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии в деянии лица состава вмененного административного правонарушения.В силу ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Согласно ст. 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» N 5 от 24.03.2005, в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с протоколом об административном правонарушении, составленном в отношении должностного лица - заведующей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада <НОМЕР> «Муравьишка» городского округа <АДРЕС> Панковой <ФИО2>, поводом для возбуждения настоящего дела послужило неисполнение пунктов <НОМЕР> предписания <НОМЕР> от <ДАТА7> об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, срок исполнения <ДАТА12>

<ДАТА13> было издано распоряжение <НОМЕР> о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя с целью проверки выполнения ранее выданного предписания. Срок проведения проверки с <ДАТА14> по <ДАТА15>

Согласно акту проверки <НОМЕР> от <ДАТА4>, выявлены нарушения: не выполнены пункты <НОМЕР> предписания, а именно: п. 1 - не обеспечен своевременный планово-предупредительный ремонт систем противопожарной защиты. При достижении системой противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) или ее составными частями предельного состояния (срока службы) не приняты меры к созданию новой системы или реконструкции имеющейся (Система <ОБЕЗЛИЧЕНО>) принята в эксплуатацию <ДАТА16> По факту не обеспечено исправное состояние систем <ОБЕЗЛИЧЕНО>, а именно: согласно акту первоначального технического обследования системы от <ДАТА17>, составленного <ОБЕЗЛИЧЕНО>часть дымовых пожарных извещателей вышла из срока эксплуатации, что приводит к самопроизвольным сработкам системы <ОБЕЗЛИЧЕНО> и СОУЭ и т.д.; - согласно акту технического состояния объекта от <ДАТА18>, составленного <ОБЕЗЛИЧЕНО> система <ОБЕЗЛИЧЕНО> находится в аварийном состоянии; согласно акту технического состояния объекта от <ДАТА19>, составленного <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО>» работает не корректно (при нажатии на ИПР не происходит сработка <ОБЕЗЛИЧЕНО> и <ОБЕЗЛИЧЕНО>), шлейфы пожарной сигнализации <НОМЕР>, 10, 11 - находятся в нерабочем состоянии (не ставятся на охрану), при сработке <ОБЕЗЛИЧЕНО> не включается <ОБЕЗЛИЧЕНО>, аккумуляторная батарея в блоке питания находятся в нерабочем состоянии; п. 2 - провода и кабели соединительных линий системы оповещения и управления эвакуацией (<ОБЕЗЛИЧЕНО>) проложены не в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов или иных материалов, при использовании которых выполняется требование: время до отказа работы соединительных линий <ОБЕЗЛИЧЕНО> превышает время эвакуации людей из здания (по факту соединительные линии <ОБЕЗЛИЧЕНО> проложены в пластиковых коробах или открыто).

Таким образом, все пункты предписания касаются системы пожарной сигнализации и оповещения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада <НОМЕР> «Муравьишка» городского округа <АДРЕС> (сокращенное наименование МБУ детский сад <НОМЕР> «Муравьишка» является мэрия (ныне администрация) г.о. <АДРЕС>, основной вид деятельности образовательное учреждение, лицензия выдана Министерством образования и науки <АДРЕС> области.

На основании распоряжения от 09.07.2018 № 5353-р/з о назначении на должность заведующего муниципальным бюджетным учреждением детским садом №199 «Муравьишка» городского округа Тольятти, Панкова Л.С. назначена на должность заведующего. В соответствии с ч. 1 ст. 9.2 № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Согласно ч. 7 ст. 9.2 № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания в отношении муниципальных бюджетных учреждений определяется местной администрацией. Согласно ст. 26 № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемыеот собственности некоммерческой организации; другие не запрещенные законом поступления.

Согласно ч. 1 ст. 152 Бюджетного Кодекса РФ получатели бюджетных средств являются участниками бюджетного процесса.

Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает, среди прочих, следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи.

Из пояснений защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, следует, что заведующей МБУ детский сад <НОМЕР> «Муравьишка» <ФИО3> перед учредителем, а именно администрацией городского округа <АДРЕС>, путем двух письменных обращений в департамент образования, ставился вопрос о выделении денежных средств, для выполнения капитального ремонта или замены систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (<ОБЕЗЛИЧЕНО> и <ОБЕЗЛИЧЕНО>), при этом, согласно представленному в материалах дела ответу на обращение руководителя департамента образования администрации городского округа <АДРЕС> от <ДАТА22> следует, что мероприятия по замене указанных систем включены в муниципальную программу городского округа <АДРЕС> «Защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, обеспечение первичных мер пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в городском округе <АДРЕС> на 2015<ДАТА>». Выделение финансирования в рамках реализации указанной программы по отрасли «Образование» <ДАТА> не планируется.

Согласно ответу руководителя департамента образования администрации городского округа <АДРЕС> от <ДАТА23> следует, что в условиях снижения поступления доходов в бюджет городского округа <АДРЕС>, выделение дополнительных финансовых средств на устранение нарушений требований пожарной безопасности не представляется возможным.

Со стороны учреждения были предприняты все меры для устранения нарушений: в департамент образования администрации городского округа <АДРЕС>  предоставлены: локальный ресурсный сметный расчет <НОМЕР> по капитальному ремонту  средств системы пожарной сигнализации и оповещения; предписание <НОМЕР> об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Доводы представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о невозможности своевременно выполнить предписание в связи с недостаточным финансированием, суд принимает во внимание, считает основанными на представленных защитником документах. Согласно представленной сметной документации, стоимость работ в учреждении по монтажу системы пожарной сигнализации в МБУ детский сад <НОМЕР> «Муравьишка» составит - <НОМЕР> рубля.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. При этом в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения, данные меры должны быть реальными и исполнимыми.

В ходе рассмотрения дела установлено, что заведующая МБУ детский сад <НОМЕР> «Муравьишка» <ФИО3> обращалась к руководителю департамента образования администрации г.о. <АДРЕС>, исх. 197 от <ДАТА24>, согласно которому министерство здравоохранения <АДРЕС> области надлежащим образом извещено о предписании в <НОМЕР>. Соответственно, министерство образования и науки <АДРЕС> области имело возможность своевременно рассмотреть вопрос о финансировании работ по устранению нарушений пожарного законодательства, и принять соответствующее решение.

Кроме того, срок для выполнения предписания от <ДАТА7> - до <ДАТА25>, недостаточен для устранения выявленных нарушений, т.к.  бюджет разрабатывается на каждый финансовый год, который начинается с 01 января, и на момент составления предписания бюджет уже был составлен, учреждение могло поставить вопрос о финансировании только в конце календарного года 2018. Однако в 2018 году уже был предоставлен ответ, мероприятия по замене пожарных систем включены в муниципальную программу городского округа <АДРЕС> «Защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, обеспечение первичных мер пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в городском округе <АДРЕС> на 2015<ДАТА>». Выделение финансирования в рамках реализации указанной программы по отрасли «Образование» <ДАТА> не планируется.

Со своей стороны составителем протокола не представлено доказательств того, что к моменту, обозначенному должностным лицом в предписании у МБУ детский сад <НОМЕР> «Муравьишка» имелась возможность надлежащего исполнения указанных в протоколе пунктов <НОМЕР>.

В свою очередь, заведующим МБУ детский сад <НОМЕР> «Муравьишка»            <ФИО3> приняты все возможные меры по исполнению предписания и пункты предписания, иные нарушения, предусмотренные пунктами 3,4 предписания, устранены.

Таким образом, мировым судьей установлено, что в срок до <ДАТА25> МБУ детский сад <НОМЕР> «Муравьишка» не было завершено устранение нарушений, указанных в пунктах <НОМЕР> предписания, по причинам, не зависящим от действий учреждения.

Административное правонарушение признается совершенным умышлено, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своих действий (бездействия), предвидело их вредные последствия и желало наступление таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично. В силу частей 1, 3 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к статье 1.5 КоАП РФ. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Учитывая обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к выводу о том, что вина должностного лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 13 ст.19.5 КоАП РФ административным органом не доказана, следовательно, состав указанного административного правонарушения в его действиях отсутствует.

В силу ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - заведующего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада <НОМЕР> «Муравьишка» городского округа <АДРЕС>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП  РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> области в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы мировому судье.

<ОБЕЗЛИЧЕНО>

Мировой судья                                                                                                  Е.П. Тютина