Решение по делу № 5-110/2021 от 15.02.2021

                  Дело № 5 - 110/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

                03 марта 2021 года                                                                   г. Находка Приморский край

Мировой судья судебного участка № 103 судебного района г. Находки Приморского края В.Н. Митина, рассмотрев в помещении судебного участка по адресу: г. Находка, ул. Малиновского, д. 1М, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.4 ч.1 КоАП РФ, в отношении в отношении Чернышева Дениса Владимировича, <ОБЕЗЛИЧЕНО>,

УСТАНОВИЛ:

18 декабря 2020 г. Чернышев Д.В., не явился в ИФНС по г. Находке для дачи пояснений по уведомлению № 15844466 от 30.11.2020г. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч.1 ст.19.4 КоАП РФ.

Чернышев Д.В. в суд для рассмотрения дела не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом. Следовательно, суд вправе рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие Чернышева Д.В.

Частью 1 статьи  19.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный не повинуется законным распоряжениям или требованиям должностных лиц, тем самым воспрепятствует должностным лицам в осуществлении последними служебных обязанностей.

Согласно п. 2.3 письма ФНС России от 17.07.2013 г. № АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками»  налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.

Исходя из положений ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах

Согласно протоколу об административном правонарушении от 09.02.2021 г. Чернышев Д.В. нарушил требования налогового законодательства, поскольку не представил в срок до 30 июля 2020 г. в ИФНС России по г. Находка Приморского края налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2019 года, в связи с чем, налоговым органом было выставлено требование № 15844466 от 30.11.2020 года, согласно которого предлагалось предоставить декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2019 г. или в срок до 18.12.2020 г. предоставить пояснения об отсутствии обязанности по предоставлению налоговой декларации (с приложением подтверждающих документов). Чернышев Д.В. 18.12.2020 г. не явился в инспекцию для дачи пояснений по уведомлению № 15844466 от 30.11.2020 г., в связи с чем, должностное лицо налогового органа усматривает состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ

С данными выводами должностного лица мировой судья согласится не может по следующим основаниям.

Согласно уведомлению № 15844466 от 30.11.2020 г. Чернышеву Д.В. необходимо предоставить декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2019 г. или в срок до 18.12.2020 г. предоставить пояснения об отсутствии обязанности по предоставлению налоговой декларации (с приложением подтверждающих документов). Налоговую декларацию или пояснения можно направить по почте, оставить в специальном боксе на входе в налоговую инспекцию или воспользоваться интернет-сервисом «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Таким образом, уведомлением № 15844466 от 30.11.2020г. Чернышев Д.В. не вызывался на 18.12.2020 г. в налоговый орган, что вменяется ему в вину согласно протоколу об административном правонарушении от 09.02.2021 г.

Кроме того, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Порядок уплаты налога и действия налоговых органов в связи с их взысканием регулируется Налоговым кодексом РФ. Исходя из положений ст. ст. 45, 46 НК РФ, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства. Поскольку обязанность по уплате налогов является конституционной обязанностью, исполнение которой возлагается на граждан и юридических лиц, Конституцией РФ, а не распоряжением или требованием должностного лица Федеральной налоговой службы в рамках его полномочий.

 В связи с чем, неисполнение обязанностей по уплате налогов, по мнению мирового судьи, не может быть приравнено к неисполнению распоряжения или требования должностного лица.

В соответствии со ст. 229 НК РФ, по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства лица, обязанного представить такую декларацию. При этом налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом положения ст. 19.4 КоАП РФ, не предусматривают ответственности физического лица за нарушение сроков представления или не представления налоговой декларации, поскольку только ст. 15.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.

При этом мировой судья учитывает, что согласно п. 8 ч. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований. В соответствии с п. 5 ст. 23 НК РФ, налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей. Из смысла вышеприведенных норм следует, что должностное лицо налогового органа в пределах своих полномочий вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований. Однако такая обязанность налогоплательщика в законе не закреплена, в связи с чем, неисполнение требования представления в ИФНС России по г. Находка Приморского края в срок до 18.12.2020 года налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 года, не влечет привлечение налогоплательщика к ответственности по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Кроме того, следует отметить, что за непредставление соответствующей декларации в установленный срок предусмотрена специальная административная ответственность. В связи с чем, учитывая то обстоятельство, что ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, не содержит ответственности за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, а ст. 15.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за не представление налоговой декларации только в отношении должностных лиц, а в отношении граждан такая ответственность отсутствует, следовательно, возбуждение дела об административном правонарушении в отношении Чернышева Д.В. по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, противоречит существующим нормам права.

С учетом изложенного, мировой судья приходит к выводу об отсутствии в действиях Чернышева Д.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ч. 2 ст. 29.4, ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу в отношении Чернышева Дениса Владимировича, привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Находкинский городской  суд через мирового судью судебного участка № 103 г. Находка Приморского края, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

                   

                         Мировой  судья                                                                        В.Н. Митина