Дело № 5-14-153/2018 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возврате протокола об административном правонарушении г. Камышин, ул. Леонова, дом 19 «а» «01» марта 2018 года Мировой судья судебного участка № 14 Волгоградской области Ветлугин Василий Алексеевич, в порядке подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, в отношении Скворцова Алексея Владимировича, привлекаемого к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: 01 марта 2018 года на судебный участок № 14 Волгоградской области поступил административный материал в отношении Скворцова А.В., привлекаемого к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При проведении подготовки по делу об административном правонарушении установлено, что протокол об административном правонарушении от 22 февраля 2018 года и приложенные к нему материалы дела подлежат возвращению должностному лицу, составившему протокол, для устранения нарушений КоАП РФ, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. Как установлено ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, который определяет объем инкриминируемых лицу действий и их юридическую квалификацию.
Согласно пп. 3 и 5 ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
В том случае, если при подготовке дела к рассмотрению установлено, что протокол об административном правонарушении или другие материалы дела составлены неправильно или неправомочными лицами, либо выявлена неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, судья, орган или должностное лицо, которым поступило такое дело, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выносят определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
По смыслу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, под неправильным составлением протокола об административном правонарушении и оформлением других материалов дела, которые могут повлечь возвращение дела в орган или должностному лицу, составившим протокол, следует понимать очевидные грубые нарушения требований закона при их составлении, которые, не могут быть устранены при рассмотрении дела.
В соответствии с п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», таким нарушением является отсутствие в протоколе об административном правонарушении хотя бы одного из сведений, прямо указанных в ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Часть 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток. Часть 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1). Однако, в нарушение вышеприведенных норм закона, в протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о потерпевшем его местонахождении, а также об извещении потерпевшего о составлении протокола об административном правонарушении и дате его направления в суд для рассмотрения, о направлении потерпевшему копии протокола, что противоречит требования ч. 1 ст. 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принимая во внимание, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении Скворцова А.В. судом установлено, что в протоколе об административном правонарушении от 22 февраля 2018 года отсутствуют сведения о потерпевшем, а также об извещении потерпевшего о составлении протокола об административном правонарушении и дате его направления в суд для рассмотрения, о направлении потерпевшему копии протокола, что противоречит требования ч. 1 ст. 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд возвращает протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку протокол об административном правонарушении составлен неправильно, выявлена неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела. Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Возвратить протокол об административном правонарушении от 22 февраля 2018 года и приложенные к нему материалы в отношении Скворцова Алексея Владимировича, привлекаемого к административной ответственности по части 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ОГИБДД Межмуниципальный отдел МВД России «Камышинский», для устранения недостатков. Мировой судья В.А.Ветлугин