Дело № 5-178/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
13 июня 2017 года город Архангельск
Мировой судья судебного участка № 7 Ломоносовского судебного района г. Архангельска Кирилова Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении судебного участка по адресу: г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 30 материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, поступившие из Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе в отношении индивидуального предпринимателя Неъматов Ш.М.1, <ДАТА2> рождения, <ОБЕЗЛИЧЕНО>, проживающего по адресу: <АДРЕС>, ИНН <НОМЕР>,
установил:
Индивидуальный предприниматель Неъматов Ш.М.1 (далее - ИП Неъматов Ш.М.1) виновен в уклонении от оформления трудового договора. Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
Проведённой прокуратурой г. <АДРЕС> проверкой деятельности <ДАТА3> установлено, ИП Неъматов Ш.М.1 в нарушение норм трудового законодательства не заключил трудовые договоры с работниками, осуществлявшими деятельность на объекте недвижимости - многоквартирный дом, расположенный по адресу: Архангельская область, <АДРЕС> <ФИО2>, <ФИО3>. и гражданином Таджикистана <ФИО4>., выполнявшими отделочные работы (маляр, штукатур, работы по оклейке обоев, иные) с <ДАТА9>.
На судебном заседании старший помощник прокурора г. <АДРЕС> <ФИО5> полагал необходимым привлечь ИП Неъматов Ш.М.1 к административной ответственности за совершённое деяние.
Заслушав старшего помощника прокурора г. <АДРЕС> <ФИО5>, исследовав письменные материалы дела, оценив всё в совокупности с нормами действующего законодательства, мировой судья приходит к следующему.
Диспозиция части 4 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
В силу абзаца 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьёй 67 ТК РФ закреплено, что трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трёх рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трёх рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
В соответствии с положениями статьи 68 ТК РФ приём на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключённого трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключённого трудового договора.
Приказ (распоряжение) работодателя о приёме на работу объявляется работнику под роспись в трёхдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).
При приёме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) Неъматов Ш.М.1 является индивидуальным предпринимателем с 11.10.2016 (л.д. 22).
Из положений статьи 2 ГК РФ следует, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Из материалов дела следует, что ИП Неъматов Ш.М.1 по договору субподряда № <НОМЕР> от <ДАТА6> выполняет строительные работы на объекте недвижимости - многоквартирный дом, расположенный по адресу: Архангельская область<АДРЕС> (л.д. 9-10).
<ДАТА3> заместителем прокурора г. Северодвинска на основании рапорта старшего помощника прокурора г. Северодвинска принято решение о проведении проверки ИП Неъматов Ш.М.1 в срок с <ДАТА3> (л.д. 11).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - ФЗ «О прокуратуре РФ») в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (часть 2 статьи 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки (часть 3 статьи 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки (часть 4 статьи 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
В силу части 2 статьи 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (часть 1 статьи 25 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Решение о проведении проверки от <ДАТА3> получено лично ИП Неъматов Ш.М.1 <ДАТА3> (л.д. 11).
Административным правонарушением, в силу пункта 1 статьи 2.1 КоАП РФ, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Материалами дела подтверждается, что на момент проведения проверки у ИП Неъматов Ш.М.1 с <ДАТА9> работали граждане РФ <ФИО2>, Джамолдинов З. и гражданин Таджикистана <ФИО4> (выполняли отделочные работы), однако трудовые договоры или гражданско-правовые договоры с ними заключены не были.
При указанных обстоятельствах, мировой судья находит вину ИП Неъматов Ш.М.1 в инкриминируемом деянии доказанной, его действия мировой судья квалифицирует по части 4 статьи 5.27 КоАП РФ, то есть уклонение от оформления трудового договора.
Санкцией части 4 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ИП Неъматов Ш.М.1, мировой судья признаёт совершение правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ИП Неъматов Ш.М.1, не имеется.
При назначении административного наказания ИП Неъматов Ш.М.1 мировой судья учитывает характер совершённого административного правонарушения, его семейное и имущественное положение, отсутствие отягчающих и наличие смягчающего ответственность обстоятельств.
Учитывая изложенное, мировой судья считает возможным назначить ИП Неъматов Ш.М.1 минимальное наказание, предусмотренное частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 5 000 (Пять тысяч) рублей, поскольку назначение данного наказания будет способствовать достижению целей, предусмотренных статьёй 3.1 КоАП РФ.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, представленных в материалы дела документов, с учётом характера и степени общественной опасности совершённого правонарушения и роли правонарушителя, учитывая фактическое наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, мировой судья не усматривает оснований для применения статьи 2.9, пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9-29.10 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
индивидуального предпринимателя Неъматов Ш.М.1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (Пять тысяч) рублей.
Оплату штрафа следует произвести в течение 60 дней на расчётный счёт <ОБЕЗЛИЧЕНО>, представив квитанцию об уплате штрафа в канцелярию мирового судьи судебного участка № 7 Ломоносовского судебного района г. Архангельска (г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 30, каб. 414).
В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок судья, вынесший постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 1 статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
С учётом материального положения лица, привлечённого к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьёй, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трёх месяцев (часть 2 статьи 31.5 КоАП РФ).
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Л.М. Кирилова