Решение по делу № 2-3115/2018 ~ М-2842/2018 от 18.08.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

           «12» сентября 2018г.                                                                    <адрес>

Майкопский городской суд Республики Адыгея под председательством судьи Агафонова П.Ю.,

при секретаре судебного заседания Гончаровой Л.Ю.,

с участием истца Алексеева С.Г.,

представителя ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности Такахо Р.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алексеева <данные изъяты> к Администрации МО «<адрес>» о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, взыскании расходов по оплате жилья, компенсации морального вреда и судебных расходов

У С Т А Н О В И Л:

Алексеев С.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МО «<адрес>» о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, взыскании расходов по оплате жилья, компенсации морального вреда и судебных расходов.

Свои требования мотивировал тем, что истец с 19.07.2014 состоит в браке с Алексеевой (до брака - Шеменева) <данные изъяты>, 17.05.1990 года рождения. От указанного брака имеются двое несовершеннолетних детей Максим, 25.11.2014 года рождения и Артём, 23.12.2017 года рождения. Истец является инвалидом с детства и страдает заболеванием G80: Детский церебральный паралич с тетрапарезом, больше выраженный в правых конечностях, выраженный атактический синдром, дизартрия, в связи с чем ему установлена II группа инвалидности бессрочно. С 04.12.2006 истец с составом семьи 3 человека состоит на учете в Администрации МО «<адрес>» в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения (учетное дело ) в общем списке с учетным номером 2330, в списке инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, с учетным номером 145, с 13.11.2015 в списке малоимущих граждан с учетным номером 154. Однако в связи с тем, что жилье до настоящего времени им не предоставлено, истец с семьей вынужден с 23.06.2016 года снимать жилье в <адрес>, по адресу: <адрес>. Таким образом, Администрацией МО «<адрес>» с 2006 года никаких предложений о предоставлении жилья в адрес истца не поступало, до сегодняшнего дня семья Алексеева С.Г. не обеспечена жильем. Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24.11.1995 №» 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. К числу таких гарантий относится и положение ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на предоставление жилых помещений с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Частью 6 указанной нормы предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минздрава России от 30.1 1.2012 н утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, в п. 9 которого значатся заболевания «Органические заболевания центральной нервной системы со стойкими нарушениями функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушениями функции тазовых органов» (коды заболеваний по МКБ-10: G35, G60.0, G71.2, G80, Т90.2-Т90.9, T91.1, T91.3, Z99.3, Z99.8). В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 , инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил. Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение жилых помещений с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий. Таким образом, первоочередное обеспечение жилым помещением инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, является мерой социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, нуждающихся в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных нрав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет. Для возникновения жилищного правоотношения по договору социального найма жилого помещения, в соответствии с ч.1 ст.49 Жилищного кодекса РФ необходимо наличие таких признаков как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствие со ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Принятие граждан на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является обязательным условием для заключения договора социального найма жилого помещения в соответствии с ч.1ст.57 Жилищного кодекса РФ. Следует отметить, что в соответствии ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Истец полагает, что являясь инвалидом II группы, страдающим заболеванием, дающим право на дополнительную жилую площадь, в силу прямого указания закона подлежит обеспечению жилым помещением в первоочередном порядке. В связи с тем, что на протяжении длительного времени нарушаются его жилищные права, как инвалида, истец вынужден обратиться с настоящим исковым заявлением. Кроме того, считает, что Администрация МО «<адрес>» обязана возместить ему расходы, понесенные за найм жилья и оплату коммунальных услуг. По договору найма жилого помещения от 23.06.2016 Лыкова <данные изъяты> предоставила его семье за плату во владение и пользование проживания принадлежащий ей на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес>. За время проживания в указанном жилом помещении истцом оплачено за газ - 30 146,41 руб., за воду - 6 628,19 руб., за вывоз мусора - 3 602,47 руб., за электроэнергию - 6 341,68 руб., а всего: 46 718,75 руб. Кроме того, сложившаяся по вине Администрации МО «<адрес>» ситуация причинила истцу значительный моральный вред. На фоне переживаний по факту длительного не предоставления жилого помещения у Алексеева С.Г. ухудшилось самочувствие, нарушился сон. Просил суд обязать Администрацию МО «<адрес>» предоставить ему вне очереди, как инвалиду II группы, страдающему заболеванием, дающим право на дополнительную жилую площадь, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Взыскать с Администрации МО «<адрес>» в его пользу расходы за найм жилья в размере 187 200, расходы по оплате коммунальных услуг в размере 46 718, компенсацию морального вреда в размере 200 000, а так же судебные расходы в размере 24 700.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика дминистрации МО «<адрес>» Такахо Р.Ю. возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что Алексеев С.Г. на сегодняшний день не предоставил информацию о наличии у него заболевания, позволяющую ему получить социальные гарантии, установленные федеральным законодательством. Кроме того, истец ошибочно толкует нормы закона, поскольку есть перечень заболеваний, по которым истец не подпадет под предоставление внеочередного жилого помещения по договору социального найма. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований Алексеева С.Г. в полном объеме.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные Алексеевым С.Г. исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец Алексеев С.Г. заключил брак с Алексеевой (Шеменевой) И.В., что подтверждается свидетельством о заключении брака от 19.07.2017 года серии I-АЗ . От указанного брака имеются двое несовершеннолетних детей Максим, 25.11.2014 года рождения и Артём, 23.12.2017 года рождения, что так же подтверждается свидетельствами о их рождении.

Истец является инвалидом с детства и страдает заболеванием G80: Детский церебральный паралич с тетрапарезом, больше выраженный в правых конечностях, выраженный атактический синдром, дизартрия, в связи с чем ему установлена II группа инвалидности бессрочно, что подтверждается заключением КЭК от 26.10.2017 года и выпиской из акта освидетельствования серии МСЭ – 2001 .

Согласно справки комитета по управлению имуществом Администрации МО «<адрес>», видно, что с 04.12.2006 истец с составом семьи 3 человека состоит на учете в Администрации МО «<адрес>» в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения (учетное дело ) в общем списке с учетным номером 2330, в списке инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, с учетным номером 145, с 13.11.2015 в списке малоимущих граждан с учетным номером 154.

Однако в связи с тем, что жилье до настоящего времени не предоставлено, истец с семьей вынужден с 23.06.2016 года снимать жилье в <адрес>, по адресу: <адрес>, что подтверждается договорами найма жилого помещения.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов    семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. При этом предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Следовательно, принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 ЖК РФ). При этом порядок ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в <адрес>, предусмотрен Законом Республики Адыгея от 20 января 2006 г. (далее - Закон РА ).

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учёт.

В соответствии с частью 2 статьи 57 ЖК РФ для отдельных категорий граждан предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в утверждённом Министерством здравоохранения Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ).

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181 -ФЗ (далее - Закон - ФЗ).

Согласно статье 17 Закона № 181 -ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учёт после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В настоящее время Алексеев С.Г. как было установлено ранее, состоит на учете в муниципальном образовании «<адрес>» в качестве нуждающегося (в списке малоимущих граждан).

Законом Республики Адыгея обязанность по сбору и предоставлению документов, послуживших основанием для постановки на учет возлагается на заявителя. Это касается и перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если в составе сведений, предоставленных гражданином изначально, произошли какие-то изменения, то он обязан сообщить об этом в уполномоченный орган местного самоуправления.

Из материалов дела не усматривается и не подтверждается, что до настоящего времени Алексеев С.Г. не предоставил в Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» сведения о наличии у него права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Действующим законодательством как было сказано выше предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

Указанный перечень утверждён приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (далее - приказ М3 РФ н).

В свою очередь статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Указанный перечень утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 г. н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» (далее - приказ М3 РФ н).

Истец предоставил суду заключение КЭК от 26.10.2017 (далее - заключение), которое выдано государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Адыгея «Майкопская городская поликлиника ».

В Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) нет понятия «КЭК» или «ВКК».

Статьей 48 Закона № 323-ФЗ предусмотрена деятельность врачебной комиссии, которая в рамках своей компетенции может выдавать справки и заключения.

В соответствии с пунктом 14 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 мая 2012 г. н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» медицинские заключения оформляются в произвольной форме с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем медицинской организации, заверяются личными печатями врачей- специалистов и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации. В случае вынесения медицинского заключения врачебной комиссией медицинской организации медицинское заключение также подписывается членами и руководителем врачебной комиссии.

Таким образом, заключение выдано комиссией, не уполномоченной действующим законодательством в сфере здравоохранения на принятие таких решений.

При этом в заключении отсутствуют подписи врачей-специалистов, участвующих в вынесении заключения, заверенные личными печатями и подпись главного врача. Также наименование самой комиссии не соответствует наименованиям должностей председателя и членов комиссии.

Во-вторых, заключение выдано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (далее - постановление ), которое на основании постановления Правительства РФ от 21 июля 2017 г. утратило силу с 01.01.2018.

Действующая на момент выдачи заключения редакция постановления не содержала код заболевания - G80.

При рассмотрении приказа М3 РФ н и приказа М3 РФ н, заболевание с кодом - G80 содержит в себе последний.

В случае, если Алексеев С.Г. действительно имеет заболевание с кодом - G80, то это должно быть подтверждено уполномоченной комиссией с выдачей, надлежащим образом, оформленного заключения, в рамках действующего на сегодня приказа М3 РФ н, который обязывает выделить гражданину с соответствующими заболеваниями дополнительную жилую площадь, но в порядке очередности и только после предоставления соответствующих сведений в уполномоченный орган Администрации муниципального образования «<адрес>», который ведет учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, не установлено наличие у Алексеева С.Г. законного права на внеочередное заключение договора социального найма жилого помещения, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению.

Статьей 151 ГК РФ установлено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Доводы истца о том, что он перенесен физические и нравственных страдания, с учетом вышеизложенных положений законодательства, суд считает несостоятельными.

В силу ст.ст. 98, 100 ГПК РФ оснований для удовлетворения требований о взыскании судебных расходов у суда не имеется, поскольку при отказе в иске понесенные истцом судебные расходы ответчиком не возмещаются.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Алексеева <данные изъяты> к Администрации МО «<адрес>» о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, взыскании расходов по оплате жилья, компенсации морального вреда и судебных расходов, отказать за необоснованностью.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

Председательствующий                                              П.Ю. Агафонов

2-3115/2018 ~ М-2842/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Алексеев С.Г.
Ответчики
Администрация МО "Город Майкоп"
Другие
Такахо Р.Ю.
Суд
Майкопский городской суд
Судья
Агафонов Павел Юрьевич
18.08.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2018[И] Передача материалов судье
23.08.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.08.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2018[И] Судебное заседание
17.09.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2018[И] Дело оформлено
02.11.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее