Дело № 2-1364/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2018 года город Петропавловск-Камчатский
Мировой судья судебного участка № 5 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края Довгалюк О.С.,
при секретаре Давыдовой С.А.,
с участием представителя ответчика Шпилёвой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волковой Валентины Николаевны к Государственному учреждению - Камчатскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании расходов на оплату стоимости проезда к месту лечения и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Волкова В.Н. предъявила иск к Государственному учреждению - Камчатскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ КРО ФСС РФ) о взыскании расходов на оплату стоимости проезда к месту лечения и обратно.
В обоснование исковых требований указала, что Министерство здравоохранения Камчатского края выдало ей в счет квоты талон на лечение в ФГАУ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» Минздрава России. На основании пригласительного письма от ФГАУ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» Минздрава России и протокола от 21 июля 2017 года ей 21 сентября 2017 года оказана высокотехнологичная медицинская помощь. По возвращении после лечения она обратилась с заявлением к управляющему ГУ КРО ФСС РФ, в котором изложила просьбу о компенсации стоимости авиабилетов, приобретенных ею самостоятельно, к месту лечения и обратно по маршруту: город Петропавловск-Камчатский - город Москва - город Петропавловск-Камчатский в размере 15 000 рублей. Получила ответ, что действующим законодательством не предусмотрена компенсация гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно, произведенных самостоятельно. Полагая отказ ей как инвалиду в оплате проезда к месту лечения и обратно незаконным и нарушающим ее права, просила взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно в размере 15 000 рублей.
Истец Волкова В.Н. о времени и месте судебного заседания извещена, в суд не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
В судебном заседании представитель ответчика Шпилёва Л.В., действующая на основании доверенности, не признала иск, ссылаясь на изложенные в письменном отзыве основания. Дополнительно пояснила суду, что истец не получала в Министерстве здравоохранения Камчатского края направление на лечение и талон № 2, также она не обращалась с соответствующим заявлением и необходимыми документами в региональное отделения Фонда, при этом самостоятельно за свой счет приобрела авиабилеты на проезд к месту лечения и обратно, что противоречит установленному Порядку предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан. Полагала, что поскольку действующим законодательством не предусмотрено возмещение расходов при самостоятельном приобретении проездных билетов, то отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования истца.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов (статья 7). Определение условий и порядка предоставления такой поддержки осуществляется, исходя из специфики конкретных правоотношений, законодателем.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, Волкова В.Н. <ДАТА5> рождения, является инвалидом третьей группы, что подтверждается справкой серии МСЭ-2014 <НОМЕР> (л.д. 20).
Таким образом, Волкова В.Н. относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Согласно обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении и материалам дела, на основании протокола решения комиссии по отбору пациентов на получение высокотехнологической медицинской помощи от 30 июня 2017 года, пригласительного письма Федерального государственного автономного учреждения «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаз» имени академика С.Н. Федорова» (далее ФГАУ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Фёдорова» Минздрава России»), в соответствии с которыми Волкова В.Н. приглашалась на обследование и решение вопроса об оперативном лечении, Министерство здравоохранения Камчатского края 30 июня 2017 года оформило ей талон на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), дата планируемой госпитализации 22 сентября 2017 года (л.д. 13 - 17).
Как следует из представленных истцом посадочных талонов и квитанции электронного билета, 16 апреля 2017 года Волковой В.Н. приобретен электронный билет авиакомпании Аэрофлот по маршруту: город Петропавловск-Камчатский - город Москва (дата вылета 08 августа 2017 года), город Москва - город Петропавловск-Камчатский (дата вылета 01 октября 2017 года) и совершен авиаперелет по указанным маршрутам. Расходы на приобретение авиабилета составили сумму в размере 15 000 рублей (л.д. 22).
Как усматривается из выписки из амбулаторной карты ФГАУ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» от 21 сентября 2017 года № 1582091, Волкова В.Н. находилась на обследовании в указанном медицинском учреждении (л.д. 18).
02 ноября 2017 года Волкова В.Н. обратилась в ГУ КРО ФСС РФ с заявлением о возмещении расходов на приобретение авиабилета для проезда к месту лечения и обратно. Согласно ответу ГУ КРО ФСС РФ в удовлетворении просьбы истца отказано, со ссылкой на то, что Волкова В.Н. не представила в Камчатское региональное отделение необходимые документы, а компенсация гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно, произведенных самостоятельно, действующим законодательством не предусмотрена (л.д. 19).
Полагая отказ ответчика незаконным, истец обратилась в суд с указанным иском.
Оценив в совокупности исследованные по делу доказательства, с учетом установленных обстоятельств, суд полагает требование истца необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены в Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в пункте 8 данной нормы названы инвалиды.
Пунктами 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого федерального закона, набора социальных услуг включаются, в частности предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ установлено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяющие порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (подпункт «б» пункта 1 Правил) (далее - Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг).
На основании пункта 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в частности Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Подпунктом «б» пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта: железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности) (абзац второй данного подпункта); водным транспортом третьей категории; автомобильным транспортом общего пользования; авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым данного подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
В силу пункта 22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов на оплату проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и другими транспортными организациями.
Порядок направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний и форма направления утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 года № 617 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется Талон № 2 указанного образца. Талон № 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения его специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
Порядок предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, определен Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года № 271н (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 11.2 Административного регламента предоставление заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, осуществляется не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, предусмотренных пунктом 14 Административного регламента.
Из приведенного правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд инвалида к месту санаторно-курортного лечения и обратно производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, при этом гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту санаторно-курортного лечения и обратно. Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином - получателем набора социальных услуг либо сопровождающим его лицом, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, также не предусмотрена.
Таким образом, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением об обеспечении специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов к месту лечения и обратно, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в данной социальной услуге, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой специальные талоны (именные направления) на получение бесплатных проездных документов к месту лечения и обратно должны предоставляться таким гражданам.
Между тем судом установлено, что Волковой В.Н. направление и талон № 2 в Министерстве здравоохранения Камчатского края не получены и соответственно указанные документы с заявлением об обеспечении ее именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно Волковой В.Н. в ГУ КРО ФСС РФ не представлялись.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что не имеется оснований полагать, что со стороны ответчика ГУ КРО ФСС РФ допущены нарушения прав истца по обеспечению бесплатными проездными документами для следования к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
Что касается суждения истца о нарушении ее прав на социальную помощь государства, то оно является ошибочным. Финансирование государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Таким образом, учитывая, что действующим законодательством не предусмотрено возмещение расходов при самостоятельном приобретении гражданином, имеющим право на получение набора социальных услуг, проездных билетов, а также, принимая во внимание, что истец не была лишена права на государственную социальную помощь, а самостоятельное приобретение истцом проездных билетов к месту лечения и обратно не было вынужденным, суд считает, что правовые основания для удовлетворения требования истца отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска Волковой Валентины Николаевны к Государственному учреждению - Камчатскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании расходов на оплату стоимости проезда к месту лечения и обратно в размере 15 000 рублей отказать.
Лица, участвующие в деле, их представители, присутствовавшие в судебном заседании, вправе подать мировому судье заявление о составлении мотивированного решения суда в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда.
Лица, участвующие в деле, их представители, не присутствовавшие в судебном заседании, вправе подать мировому судье заявление о составлении мотивированного решения суда в течение пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения суда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края через мирового судью в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 26 февраля 2018 года на основании заявления истца Волковой В.Н. о составлении мотивированного решения суда, поступившего мировому судье 19 февраля 2018 года.
Мировой судья О.С. Довгалюк