Дело №2-41/2012

резолютивная часть объявлена 24.01.2012 г.

решение в полном объеме изготовлено 26.01.2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2012 года                                                                                                             г. Асбест

Мировой судья судебного участка № 1 города Асбеста Свердловской области Заровнятных С.А., при секретаре Скачковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорожного агентства республики Коми к Чудову Юрию Алексеевичу о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющем перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования

установил:

Дорожного агентства республики Коми обратилось к мировому судье с исковым заявлением о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющем перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования в размере 11 614 руб. 48 коп., указав, что в результате проведения весового контроля на ПВК автодороги в обход г. Сыктывкара на 9 км. 30 июля 2010 года установлен один факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом <НОМЕР> с регистрационным знаком <НОМЕР> и прицепом марки «<НОМЕР>» с регистрационным знаком <НОМЕР>, находящимся во владении Чудова Юрия Алексеевича, под управлением водителя Потехина Сергея Геннадьевича, с нарушением требований нормативно-правовых актов, регулирующих данный вид перевозок. Установлено в частности следующее: перевозка осуществлялась с превышением установленных предельных значений осевой и полной массы транспортных средств. В связи с выявленным нарушением составлен соответственно акт контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) от 30 июля 2010 №2, на основании которого произведён расчёт суммы платы за провоз тяжеловесного груза, который составляет 10 939(Десять тысяч девятьсот тридцать девять) рублей 69 копеек. В соответствии с разъяснением по протяжённости маршрута и обоснованием суммы иска, сумма платы за провоз тяжеловесного груза по акту от 30.07.2010 года №2 составила 11 614 (Одиннадцать тысяч шестьсот четырнадцать) рублей 48 копеек Истец просит взыскать с ответчика в пользу Дорожного агентства республики Коми плату в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющем перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования в размере 11 614 руб. 48 коп.

В судебное заседание представитель истца не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Дорожного агентства республики Коми.

Ответчик Чудов Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признал, но пояснил, что действительно 30.07.2010 г. осуществлял перевозку груза из республики Коми в г. Челябинск на автомобиле марки <НОМЕР>, регистрационный знак <НОМЕР>, с прицепом марки «МАЗ-975830 3012», регистрационный знак <НОМЕР>, принадлежащие на праве собственности Чудову Ю.А., под управлением водителя Потехина Сергея Геннадьевича по доверенности. Ответчик Чудов Ю.А. допускает, что превышение нагрузок на оси могло возникнуть из-за неравномерного распределения груза на прицепе, но превышения максимальной массы всего автопоезда не было, поэтому специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза не получал. Ответчик полагает, что истцом размер ущерба не доказан и причинно-следственной связи между его действиями и причиненным ущербом нет, а также отсутствует вина ответчика. Перевозка осуществлялась на основании заявки диспетчера из г. Екатеринбурга. Потехин С.Г. состоит в трудовых отношениях с истцом. За оказанную работу получает заработную плату. Ответчик Чудов Ю.А. в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован, перевозки осуществляет не регулярно.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, изучив правовую позицию истца, выслушав ответчика Чудова Ю.А., мировой судья считает необходимым удовлетворить иск по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что Чудов Юрий Алексеевич не зарегистрирован в установленном порядке в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, в связи с чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей отсутствует соответствующая запись.

Решением Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 24.03.2005 N 85 дорожному агентству передано и закреплено за ним на праве оперативного управления государственное имущество - сеть дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Республики Коми, в том числе автодороги «Обход г. Сыктывкара», «Подъезд к промышленному узлу «Эжвинский» и «Сыктывкар - Ухта», «Ухта - Усть - Ухта».

В целях осуществления весового контроля транспортных средств на территории Республики Коми созданы посты весового контроля (ПВК) на автодорогах: Обход г. Сыктывкара (9 км); Сыктывкар - Ухта (314 км. - пост ГИБДД), а также передвижные посты весового контроля (ППВК).

30.07.2010 года сотрудником поста весового контроля инспектором ГИБДД и специалистом ГУ РК «Дорожный Контроль» на 9 км. автомобильной дороги Обход г. Сыктывкара выявлено превышение общей и осевой массы пятиосного транспортного средства ответчика: тягач Volvo FН12, регистрационный номер <НОМЕР>, с прицепом марки «<НОМЕР>», регистрационный знак <НОМЕР>, следовавшего по маршруту Ухта-Челябинск.

Так, превышение осевой нагрузки составило: на вторую ось автомобиля - 0,755 т. (фактическая нагрузка - 10,755 т., допустимая - 10 т.), на первую ось прицепа - 0,035 т. (фактическая нагрузка - 7,535 т., допустимая - 7,5 т.), на вторую ось прицепа - 0,49 т. (фактическая нагрузка - 7,99 т., допустимая - 7,5 т.), на третью ось прицепа - 0,42 т. (фактическая нагрузка - 7,92 т., допустимая - 7,5 т.); превышение полной массы составило 2,46 т. (фактическая нагрузка - 40,46 т., допустимая - 38 т.).

Результаты взвешивания автопоезда зафиксированы в акте весового контроля транспортного средства от 30.07.2010 № 2, на основании которого произведен расчет суммы платы за провоз тяжеловесного груза в размере 10 939 руб. 69 коп. /л.д. 16/. Акт с указанием суммы компенсации вреда составлен в присутствии водителя Потехина С.Г., им подписан и получен /л.д. 16/. Возражений к правильности расчетов не представлено. В акте также установлено, что ответчик осуществлял перевозку труб.

В соответствии с разъяснениями по протяженности маршрута и обоснованием суммы иска сумма платы за провоз тяжеловесного груза по акту от 30.07.2010 № 2составила 11 614 руб. 48 коп. /л.д. 10-11, 17/.

Предельные осевые нагрузки и предельные значения полной массы автотранспортных средств указаны в соответствии с Положением о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам, утвержденным Минтрансом РФ 30.04.1997, действующим в момент составления акта контроля весовых параметров.

Неуплата ответчиком в добровольном порядке указанной суммы компенсации вреда послужила основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В соответствии с ч. 8 ст. 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 №257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 №934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации". Согласно п. 2 данных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Согласно п. 5 Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.

В силу п. 2 ч. 9 ст. 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 №257-ФЗ размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 №257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, определен Постановлением Правительства Республики Коми от 14 октября 2009 года № 295, которое Решением Верховного суда Республики Коми от 08.12.2009 по делу N 3-63-2009 признано соответствующим Федеральному законодательству.

В соответствии с п. 6.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации", утвержденной Приказом Минтранса РФ 27.05.1996 г., контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.

Дорожное агентство республики Коми создано в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми №16 от 07.02.2005 г. «Об утверждении Положения о Дорожном агентстве Республики Коми» и является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального и межмуниципального назначения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности в Республике Коми и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории РеспубликиКоми.

Судом установлено, что ответчиком при эксплуатации принадлежащего ему транспортного средства марки «<НОМЕР>» с регистрационным знаком <НОМЕР> и прицепом марки «<НОМЕР>» с регистрационным знаком <НОМЕР> /л.д.37-39/ были превышены общая масса и осевые нагрузки транспортного средства. Акт весового контроля от 30.07.2010 № 2 оценен судом в соответствии со статьями 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и признан надлежащим доказательством.

Тем самым, факт осуществления ответчиком перевозки груза с нарушением требований по допустимой общей массе и осевым нагрузкам транспортного средства, а также отсутствия разрешения на перевозку тяжеловесного груза, полученного в порядке,  установленном нормативным актом, подтвержден материалами дела. Следовательно, истцом доказана противоправность действий ответчика, а также его вина, выразившаяся в неполучении разрешения на перевозку тяжеловесного груза.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.07.1998 № 22-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - она предназначена для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Соответственно, у истца отсутствует обязанность доказывания размера вреда, причиненного конкретным нарушением установленного порядка осуществления перевозок тяжеловесных грузов, поскольку размер такого ущерба определен заранее и фактически равен плате за провоз груза с превышением установленных весовых нагрузок. В связи с чем отклоняется довод ответчика о недоказанности размера ущерба и причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным ущербом, а также вины ответчика.

Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года (пункт 5 Правил возмещения вреда).

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми"; от 14 октября 2009 года N 295 размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам республиканского и межмуниципального значения на территории Республики Коми, определяется в соответствии с показателями, указанными в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».

Пунктом 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, предусмотрено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Мировым судьей по правилам статьи 67 ГПК РФ, принимая во внимание Решение Верховного суда Республики Коми от 08.12.2009 по делу №3-63-2009, проверен расчет взыскиваемой истцом суммы платы в счет компенсации вреда автомобильным дорогам общего пользования. Так, размер компенсации определен в соответствии с разъяснениями по протяженности маршрута, обоснованием суммы иска /л.д. 10-11, 17/, с учетом предельно допустимой массы транспортного средства и осевых нагрузок, протяженности участков автомобильных дорог регионального значения, размера вреда, определенного для автомобильных дорог регионального значения, базового компенсационного индекса 2010 года /л.д. 16,17/, что соответствует положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 и постановления Правительства Республики Коми "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми"; от 14 октября 2009 года N 295 и составляет 11 614 руб. 48 коп.

На основании изложенного, мировой судья, принимая во внимание обязательность получения разрешений на осуществление перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, отсутствие в материалах дела доказательств получения ответчиком указанных разрешений, нарушения им положений, установленных постановлением Правительства Республики Коми от 14.10.2009 № 295, приходит к итоговому выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика платы в счет компенсации вреда автомобильным дорогам общего пользования, являющимся собственностью Республики Коми, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами, в размере 11 614 руб. 48 коп.

На основании изложенного, с ответчика Чудова Ю.А. подлежит взысканию плата в счет компенсации вреда автомобильным дорогам общего пользования, являющимся собственностью Республики Коми, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами, в размере 11 614 руб. 48 коп.

Аналогичная позиция содержится в решении Арбитражного суда Республики Коми от 22.08.2011 по делу N А29-8745/201, Арбитражного суда Республики Марий Эл по делу <НОМЕР>,

В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истец в порядке пп. 19 п. 1 ст. 336.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Следовательно, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 464 руб. 57 коп. в доход государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мировой судья

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 614 ░░░. 48 ░░░. (░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░) ░░ ░/░ 40101810000000010004 ░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░ 048702001, ░░░ 110101001, ░░░ 84211705020020000180, ░░░░░ 87401000000, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: «░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░».

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 464 ░░░. 57 ░░░. (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №1 ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                         ░.░. ░░░░░░░░░░░