ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тольятти, ул. Шлюзовая, 4 20 июня 2018 года
Мировой судья судебного участка № 107 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области Лопатина В.В.,
с участием защитников лица, привлекаемого к административной ответственности - <ФИО1>
рассмотрев дело № 5-281/2018 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
в отношении юридического лица - ОАО «АЗОТРЕММАШ», ОГРН 1036301039631, ИНН/КПП 6320004630/632401001, юридический адрес: 445000, Самарская область, г. Тольятти, Поволжское шоссе, 34, 8(8482)601141, 8(8482)692101, в течение года, предшествующего правонарушению, к административной ответственности привлекалось,
У С Т А Н О В И Л:
14.05.2018, в 11.00, при проведении внеплановой выездной проверки по распоряжению начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы городских округов Тольятти, Жигулевск и муниципального района Ставропольский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области от 09.04.2018 № 5/ГО в отношении ОАО "АЗОТРЕММАШ", установлено не выполнение в установленный срок пунктов 6, 8 предписания по устранению нарушений, установленных требований и выполнению мероприятий в области гражданской обороны от 31.03.2017 № 2/3/1-26, срок для исполнения, которого истек.
Защитник ОАО «Азотреммаш»- Кострыкина Р.М действующаяе на основании доверенности, в судебном заседании с протоколом не согласилась в полном объеме, и пояснила, что ОАО «Азотреммаш» считает включение указанных в Предписание от 31.03.2017г. пунктов 6,8 ошибочным, поскольку они противоречат действующему законодательству и нормативным актам. По пункту 6 Предписания от 31.03.2017г. пояснили, что в соответствие со статьей 9 федерального закона №28-ФЗ «О гражданской обороне», организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ: проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в условиях военного времени». В особый период ОАО «Азотреммаш» прекращает свою работу, что подтверждается официальным Сообщением управления мобилизационной подготовки мэрии г.о. Тольятти от 16.01.2014г. Кроме того, согласно п. 3 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работников) организаций, утвержденных приказом МЧС России от 23.05.2017г №230, основными задачами структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций является: п. 3.6 «Организация планирования и проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время». Следовательно, обязанность по организации планирования и проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организации, указанная в п. 6 Предписания от 31.03.2017г., относится только к тем предприятиям, которые продолжают свою работу в военное время. Таким образом, поскольку ОАО «Азотреммаш» не отнесено к категориям по гражданской обороне, в том числе не имеет мобилизационного задания, не представляет высокую степень потенциальной опасности и не является уникальным объектом в историко-культурном значении отношении, поэтому обязанности по созданию комиссии по ПУФ у него не имеется. По пункту 8 Предписания от 31.03.2017г. Пункт №8 Предписания от 31.03.2017г. по созданию на ОАО «Азотреммаш» запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств включен в Предписание от 31.03.2017г. также необоснованно, поскольку создание запасов обязаны производить организации, продолжающие работу в особый период, что подтверждается п. 4.1, 4.1.19и 4.2 вышеуказанного Положения. Поскольку ОАО «Азотреммаш» не отнесен в установленном порядке к предприятиям, продолжающим работу в особый период, то указанная данная норма на него не распространяется. Привлечение «Азотреммаш» к административной ответственности за невыполнение указанных выше пунктов Предписания от 31.03.2017г №2/3/1-26 необоснованно.
Защитник Кононюк О.А. поддержал доводы, изложенные защитником Кострыкиной Р.М.
Выслушав защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Основным вопросом, подлежащим доказыванию в ходе производства по делу, является вопрос о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения.
Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность элементов, при наличии которых конкретное деяние является административным правонарушением.
Наличие состава административного правонарушения в конкретном деянии - единственное основание наступления административной ответственности за его совершение.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Существенным обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, является установление законности предписания, неисполнение которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии в деянии лица состава вмененного административного правонарушения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В силу части 1 статьи 9 названного Закона, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. В соответствии с протоколом об административном правонарушении, составленном в отношении ООО «Азотреммаш», поводом для возбуждения настоящего дела послужило неисполнение им предписания от 31.03.2017 N 2/3/1-26, которым на него была возложена обязанность в срок до 02.04.устранить нарушения, указанные в том числе п. 6,8 предписания. Как усматривается из материалов дела, 31.03.2017 в отношении ОАО «Азотреммаш» вынесено предписание № 2/3/1-26 от по устранению нарушений, установленных требований и выполнению мероприятий в области гражданской обороны, в п. 6 предписания указано нарушение: в организации не выполняются организационные (планирующие) мероприятия гражданской обороны: не организована работа комиссии по повышению устойчивого функционирования (ПУФ) (не актуализирован: план-график наращиваний мероприятий по ПУФ в 2017 году; отсутствуют: функциональные обязанности членов комиссии по ПУФ, доведенные под роспись; протоколу заседаний в 2017 году. В п. 8 предписания указано: В организации в целях гражданской обороны не созданы запасы (не определена номенклатура и объемы), и не содержатся запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. 09.04.2018 г. было издано распоряжение № 5/ГО о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя с целью проверки выполнения ранее выданного предписания. Срок проведения проверки с 16.04.2018 года по 16.05.2018 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 3 Уставу ОАО «Азотреммаш», Общество создается с целью объединения экономических интересов, материальных и трудовых ресурсов участников для осуществления хозяйственной деятельности и получения прибыли. Предмет деятельности общества: освоение и выпуск особо сложного оборудования и запчастей к импортному оборудованию, крупнотоннажным агрегатам производства аммиака, метанола, карбамида, капролактама; ремонт химоборудования предприятий промышленности; разработка проектно-конструкторской документации; строительство объектов промышленного, производственного и бытового назначения; бытовое обслуживание населения. Основные виды производимой продукции, работ, услуг: технологическое оборудование, запасные части к химоборудованию, в том числе, импортному, ремонт оборудования, выпуск товаров народного потребления; услуги населению; строительство объектов промышленного, производственного и бытового назначения.
ОАО «Азотреммаш» в обоснование возражений представлен реестр потенциально опасных объектов на территории Самарской области, в данный реестр ОАО «Азотреммаш» не входит.
Из пояснений защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, следует, что в реестре потенциально опасных объектов ОАО «Азотреммаш как предприятие, работающее в военное время, не значится. Это актуальный реестр. Выполнены все пункты предписания, но два пункта предписания - 6 и 8, выполняются, когда предприятие продолжает функционирование в режиме военного времени. Предприятие не будет функционировать в режиме военного времени, нет мобилизационного задания. В период военного времени предприятие прекращает деятельность.
По смыслу выприведенных норм, предписание органа, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть, на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения, данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Поскольку требования, содержащиеся в пунктах 6,8 предписания, возлагают на ООО «Азотреммаш» обязанность по совершению действий, которые не обязательны для него в силу действующих нормативных правовых актов, предписание в части указанных пунктов нельзя признать законным, поскольку оно не отвечает требованию исполнимости.
Административное правонарушение признается совершенным умышлено, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своих действий (бездействия), предвидело их вредные последствия и желало наступление таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
В силу частей 1, 3 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к статье 1.5 КоАП РФ. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к выводу о том, что вина юридического лица ОАО «Азотреммаш» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ административным органом не доказана, следовательно, состав указанного административного правонарушения в его действиях отсутствует.
В силу ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - Открытого акционерного общества «Азотреммаш», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Комсомольский районный суд г.Тольятти Самарской области в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы мировому судье.
<ОБЕЗЛИЧЕНО>
Мировой судья В.В.Лопатина