РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Хасавюрт 11 марта 2014 года
Хасавюртовский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего Корголоева А.М.
при секретаре Ханмагомедовой М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по жалобе Ахмедов М.Н. о признании незаконным решение Хасавюртовского городского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок,
установил:
Ахмедов М.Н. обратился в Хасавюртовский городской суд с жалобой на неправомерные действия Хасавюртовского городского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решение Хасавюртовского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок по тем основаниям, что на праве собственности ему принадлежит недвижимое земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>: <адрес>.
Право собственности на данное недвижимое имущество им приобретено на основании договора купли-продажи и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГг., заключенного между мной и администрацией <адрес>.
Предварительно составив кадастровый паспорт на земельный участок площадью 300 кв.м., в порядке, установленный законом, он обратился в Хасавюртовский городской отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Дагестан (далее - регистрирующий орган) с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок.
Однако 18.02.2015г. регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию права собственности на земельный участок, сославшись на то, что в представленных документах отсутствует документ о проведении оценки рыночной стоимости земельного участка, сообщение о проведении аукциона не соответствует требованиям действующего законодательства.
Данным уведомлением также сообщено, что он имею право самостоятельно принять меры по устранению указанных причин, и в срок до 18.03.2015г. предоставить документы, устраняющие такие причины. В случае не устранения данных причин в указанный срок то регистрирующий орган будет вынужден оказать в государственной регистрации его права собственности на земельный участок по основаниям, предусмотренным абз. 10 и 13 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав.
Считает незаконным приостановление регистрирующим органом в государственной регистрации его права собственности на земельный участок.
Просит суд признать решение Хасавюртовского городского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Дагестан от 18.02.2015г. за исх. № о приостановлении государственной регистрации его права собственности на земельный участок общей площадью 300 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> - незаконным. Обязать Хасавюртовский городской отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Дагестан осуществить государственную регистрацию его права собственности на земельный участок общей площадью 300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.
Стороны в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ч.1 ст. 257 ГПК РФ заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.
Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Исследовав материалы дела, дав им правовую оценку, суд приходит к следующему:
В силу ч.1 ст.131 Гражданского процессуального кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу ч.5 этой статьи отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней, либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде.
Также согласно абз.4 ч.3 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закона) отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
В силу ч.1 ст.12 Закона права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Частью 1 ст.17 Закона в перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе включены: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.
При этом проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Согласно п.2 ст.16 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со ст.17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В соответствии с п.2 ст.17 Закона о государственной регистрации прав не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из этого следует, что требуемые документы регистрирующим органом запрашиваются у соответствующих органов муниципального образования, на административной территории которого находится земельный участок, документы, содержащие сведения об органе и о полномочии этого органа на выделении земельного участка Заявителю.
Статьёй 59 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита прав на землю осуществляется путем признания права на земельный участок в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации нрав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Часть 1 ст.13 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указывает, что порядок проведения государственной регистрации прав включает и правовую экспертизу документов, и проверку законности сделки.
Как разъяснено в п.32 Приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 184 (ред. от 19.01.2005) "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона).
Данный ведомственный акт не противоречит Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Гражданскому кодексу и потому принимается судом за основу.
В п.32 Приказа разъяснено, что при проведении правовой экспертизы документов следует провести проверку юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки.
Судом установлено, что Распоряжением администрации МО «<адрес>» от 11.10.2011г. за №796р Ахмедов М.Н. был выделен земельный участок площадью 300 кв.м. на праве аренды из земель населенных пунктов для строительства магазина по автодороге Хасавюрт-Аксай присвоив ему адрес: <адрес>.
04.05.2012г. между администрацией <адрес> и Ахмедов М.Н. был заключен договор аренды земельного участка расположенного по адресу: <адрес>. Согласно указанному договору Актом от 04.05.2012г. указанный участок передан Ахмедов М.Н..
На основании заявления Ахмедов М.Н. и объявления в газете «Дружба» комиссией созданной решением собрания депутатов городского округа «<адрес>» принято решение предоставить Ахмедов М.Н. на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации МО «<адрес>» за 433р за плату Ахмедов М.Н. предоставлен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 05:41:000184:32 по адресу: РД, <адрес>.
21.08.2012г. заключен договор купли-продажи земельного участка между администрацией и Ахмедов М.Н. согласно которому Ахмедов М.Н. купил у администрации <адрес> за 50238 рублей земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 05:41:000184:32 по адресу: РД, <адрес>.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии у Управления Росреестра оснований для приостановления регистрации права собственности Ахмедов М.Н. на земельный участок, считает его не соответствующим требованиям закона и нарушающим права заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при удовлетворении судом заявления, поданного в порядке главы 25 ГПК РФ, в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод и с учётом ч.3 ст.13 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» согласно которому государственная регистрация прав проводится в течение восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом.
В связи с этим суд считает, что допущенное нарушение права заявителя подлежит устранению путем обязания Хасавюртовского городского отдела Управления Росреестра по РД зарегистрировать право собственности заявителя на земельный участок в течение 18 календарных дней после вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 15, 46 Конституции РФ, ст. ст. п. 5 ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. ст. 194-199, 254 – 255, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Признать решение Хасавюртовского городского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Дагестан от 18.02.2015г. за исх. № о приостановлении государственной регистрации права собственности Ахмедов М.Н. на земельный участок общей площадью 300 кв.м., с кадастровым номером 05:41:000184:32, расположенного по адресу: <адрес> - незаконным.
Обязать Хасавюртовский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Дагестан осуществить государственную регистрацию права собственности Ахмедов М.Н. на земельный участок общей площадью 300 кв.м., с кадастровым номером 05:41:000184:32, расположенного по адресу: <адрес>, и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности в течение восемнадцати дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в верховный суд РД в течение месяца, со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский городской суд.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Судья А.М.Корголоев