Решение по делу № 5-381/2011 от 21.09.2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о прекращении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения

21 сентября 2011 года городской округ Тольятти Мировой судья судебного участка № 116 Самарской области ГермановаС.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении <НОМЕР> в отношении  главного врача муниципального учреждения городского округа <АДРЕС> Городского центра медицинской профилактики Сахаровой Елены Анатольевны

 

У С Т А Н О В И Л:

            Согласно протокола об административном правонарушении <НОМЕР> от    <ДАТА2> составленного главным специалистом управления лицензирования и контроля качества министерства здравоохранения и социального развития <АДРЕС> области Ежовым О.А. выявлено следующее нарушение при осуществлении медицинской деятельности: осуществляется медицинская деятельность, не связанная с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), в части выполнения работ (услуг) по доврачебной медицинской помощи сестринское дело, гигиеническое воспитание <ФИО1>, в части выполнения амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по организации здравоохранения  и общественному здоровью <ФИО2>, т.е. главный врач муниципального учреждения городского округа <АДРЕС> Городского центра медицинской профилактики Сахарова Е. А. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 19.20. КоАП РФ. 

            Нарушение выявлено в ходе проведения  плановой выездной проверки соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности юридического лица Министерством здравоохранения и социального развития <АДРЕС> области установлено, акт проверки <НОМЕР> от <ДАТА2>.

             В судебное заседание представитель Министерства здравоохранения и социального развития <АДРЕС> области не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

            В судебном заседании Сахарова Е.<ФИО> вину в совершении правонарушения не признала. Пояснила,  что доврачебная медицинская помощь - сестринское дело и гигиеническое воспитание, амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь МУЗ ГЦПМ не оказывается. Указанные  в протоколе виды работ - по доврачебной медицинской помощи сестринское дело, гигиеническое воспитание якобы выполняемые мед. сестрой Мишиной Н.А. учреждением не осуществляются. Согласно должностной инструкции мед. сестры Мишиной Н.А. в ее должностные обязанности указанные виды работ не входят. Мед. сестра Мишина Н.А. лишь имеет соответствующее образование по специальности «сестринское дело», доврачебную медицинскую помощь она не осуществляет. Осуществление деятельностипо общественному здоровью и организации здравоохранения возможны при осуществлении амбулаторно-поликлинической стационарной, скорой и скорой специализированной, высокотехнологичной или санитарно-курортной помощи мед. помощи. МУЗ ГЦПМ   в силу специфики своего статусаучреждения здравоохранения особого типа данную деятельность не осуществляет.

            Представитель Сахаровой Е.А. Бочкарева<ФИО>  действующая на основании доверенности <НОМЕР> от <ДАТА4>, пояснила, что МУЗ городской Центр медицинской профилактики в соответствии с п. 2.1 Приказа Мин. Здравоохранения и соц. Развития РФ от <ДАТА5> <НОМЕР> «Об утверждении Единой номенклатуры гос. и муниципальных учреждений здравоохранения» относится к учреждениям здравоохранения особого типа. По своему статусу МУЗ ГЦПМ,  как не являющийся лечебно-профилактическим учреждением, не осуществляет доврачебную, амбулаторно-поликлиническую, стационарную, скорую и скорую специализированную, высокотехнологичную, санаторно-курортную медицинскую помощь и не оказывает населению какую-либо медицинскую помощь. МУЗ ГЦПМ занимается прочей деятельностью по охране здоровья (профилактическая медицина) в соответствии с имеющейся лицензией <НОМЕР> от <ДАТА6> Отчёт "О деятельности центра медицинской профилактики за год" по форме <НОМЕР> подтверждает, что иной деятельностью учреждение не занимается.  Проверяющий орган отождествил и подменил два понятия: «Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь по общественному здоровью и организации здравоохранения» и «работы и услуги по профилактической медицине».           

Приказом <НОМЕР> от <ДАТА7> «Об организации лицензирования медицинской деятельности» была утверждена номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи. В соответствии с утвержденной номенклатурой  МУЗ ГЦПМ   осуществляло деятельность,   предусмотренную  разделом 06 «прочие работы и услуги», подраздел 06.025 работы и услуги по профилактической медицине.

            В связи  с принятием  Приказа Мин. Здравсоцразвития РФ от <ДАТА8> <НОМЕР>, приказ <НОМЕР> утратил силу, а приказ <НОМЕР> не регулирует деятельность центров медицинской профилактики. П. 3 ранее действовавшего   «Положения о лицензировании медицинской деятельности»  (Утв. Пост. Правительства РФ от <ДАТА9> N 499) предусматривалось, что медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях. В настоящее время  данное положение утратило силу в связи с утверждением нового Положения «О лицензировании медицинской деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от <ДАТА10> N 30). Согласно п. 4  Положения «О лицензировании медицинской деятельности»  (в ред. Постановлений Правительства РФ от <ДАТА11> N 241, от <ДАТА12> N 268, от <ДАТА13> N 749) медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги)). Перечень приведен в  Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности и является исчерпывающим. Работы и услуги по профилактической медицине в данный перечень не включены и в настоящее время лицензия на работы и услуги по профилактической медицине не требуется, поскольку  такая деятельность не может в принципе создавать угрозу для жизни и здоровья людей, так как не является собственно медицинским вмешательством.

          

            Выслушав объяснения <ФИО2>,  ее представителя <ФИО5>  исследовав материалы дела, в том числе протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА2>,  акт проверки <НОМЕР> от <ДАТА2>, изучив лицензию на осуществление медицинской деятельности <НОМЕР> от <ДАТА14>,  штатное расписание МУЗ ГЦПМ на 2011 год, должностную инструкцию мед. сестры организационно-методического отдела, диплом и свидетельство о повышении квалификации, сертификат <ФИО1>, отчет по форме <НОМЕР> о деятельности центра медицинской профилактики за 2010 год, выписку из ЕГРЮЛ, ответ на запрос главного врача Самарского областного центра медицинской профилактики,  мировой судья считает, что дело об административном правонарушении в отношении главного врача муниципального учреждения городского округа <АДРЕС> Городского центра медицинской профилактики <ФИО2>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20  Кодекса об административных правонарушениях РФ  подлежит прекращению по следующим обстоятельствам:

            Административная ответственность по ст. ч. 1 ст. 19.20  КоАП РФ наступает при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

            При отсутствии одного из обстоятельств, отсутствует и событие административного нарушения, т. е. не установлено наличие противоправного деяния, за которое предусмотрена административная ответственность.

            В соответствии с ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие)физического         или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

            Согласно ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

            Порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи регламентируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от <ДАТА15> <НОМЕР>.

            Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 2.1 Приказа Мин. Здравоохранения и соц. Развития РФ от <ДАТА5> <НОМЕР> «Об утверждении Единой номенклатуры гос. и муниципальных учреждений здравоохранения» МУЗ городской Центр медицинской профилактики относится к учреждениям здравоохранения особого типа и не является лечебно-профилактическим учреждением.   Деятельность  МУЗ ГЦПМ осуществляется в соответствии с «Положением об организации деятельности республиканского, краевого, областного, окружного, городского центра медицинской профилактики», утв. приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от <ДАТА16> <НОМЕР> «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации». Согласно данному Положению в функции центров медицинской профилактики не входит непосредственное оказание населению какой-либо медицинской помощи. Согласно п. 5 «Положения об организации деятельности республиканского, краевого, областного, окружного, городского центра медицинской профилактики», центр осуществляет координацию организации и проведения научно-обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья населения и иные организационные мероприятия. В функции центров медицинской профилактики не входит непосредственное оказание населению какой-либо медицинской помощи.

            Суд полагает, что при проведении проверки не был учтен особый статус учреждения и у проверяемого учреждения не затребованы и не исследованы документы, с определенностью указывающие на характер и вид осуществляемой деятельности, не установлено, подлежит ли такая деятельность обязательному лицензированию. Как следует из выписки ЕГРЮЛ,  МУЗ ГЦМП осуществляет прочую деятельность по охране здоровья. Судом установлено, что МУЗ ГЦМП имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности <НОМЕР> выданную <ДАТА14> на оказание услуг по профилактической медицине со сроком действия до <ДАТА17> Представленные в материалы дела  должностная инструкция мед. сестры организационно-методического отдела, штатное расписание, отчет по форме <НОМЕР> о деятельности центра медицинской профилактики подтверждают довод <ФИО2> о том, что МУЗ ГЦПМ не осуществляет доврачебную, амбулаторно-поликлиническую, стационарную, скорую и скорую специализированную, высокотехнологичную, санаторно-курортную медицинскую помощь и не оказывает населению какую-либо медицинскую помощь.

Как следует из должностной инструкции, на должность медицинской сестры МУЗ ГЦМП назначается лицо, имеющее диплом по специальности «Сестринское дело». Как указано в инструкции, в должностные обязанности медицинской сестры МУЗ ГЦМП в качестве основной обязанности входит проведение санитарно-просветительной работы по укреплению здоровья, профилактике заболеваний. Сестринское дело, как вид работ по доврачебной медицинской помощи, в функциональные обязанности мед. сестры <ФИО1> не входят. Поскольку доврачебная медицинская помощь сестринское дело учреждением не осуществляется, обязанность иметь лицензию на данный вид деятельности у МУЗ ГЦМП не имеется.

Приказом <НОМЕР> Министерства здравоохранения и социального развития РФ от <ДАТА15>  гигиеническое воспитание в качестве самостоятельного вида медицинской помощи не выделено и не относится к доврачебной медицинской помощи, следовательно, требование лицензии в данном случае неправомерно.

П. 3 ранее действовавшего   «Положения о лицензировании медицинской деятельности»  (Утв. Пост. Правительства РФ от <ДАТА9> N 499) предусматривалось, что медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях. В настоящее время  данное положение утратило силу в связи с утверждением нового Положения «О лицензировании медицинской деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от <ДАТА10> N 30).

Согласно п. 4  Положения «О лицензировании медицинской деятельности»  (в ред. Постановлений Правительства РФ от <ДАТА11> N 241, от <ДАТА12> N 268, от <ДАТА13> N 749) медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги)). Перечень приведен в  Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности и является исчерпывающим. Работы и услуги по профилактической медицине в данный перечень не включены.

Приказом <НОМЕР> от <ДАТА7> «Об организации лицензирования медицинской деятельности» была утверждена номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи. В соответствии с утвержденной номенклатурой  деятельность МУЗ ГЦПМ входила в  раздел 06 «прочие работы и услуги», подраздел 06.025 работы и услуги по профилактической медицине.       В связи  с принятием  Приказа Мин. Здрав. соц. развития РФ от <ДАТА8> <НОМЕР>, приказ <НОМЕР> утратил силу, а приказ <НОМЕР> не регулирует деятельность центров медицинской профилактики.  

            Суд приходит к выводу, что в силу специфики правового регулирования, когда  деятельность по общественному здоровью и организации здравоохранения возможны при осуществлении амбулаторно-поликлинической стационарной, скорой и скорой специализированной, высокотехнологичной или санитарно-курортной помощи мед. помощи, статус  МУЗ ГЦПМ учреждения здравоохранения особого типа  не позволяет оказывать данные виды медицинской помощи. Из представленных в материалы дела документов так же с определенностью не следует, что такая деятельность учреждением осуществляется.

             Суд приходит к выводу, что действующими нормативно-
правовыми актами  не предусмотрено осуществление центром медицинской профилактики деятельности по организации здравоохранения и общественному здоровью и получение на нее лицензии.

            Поскольку у МУЗ ГЦПМ имеется действующая лицензия на осуществляемый вид деятельности на оказание услуг по профилактической медицине, а иных видов деятельности учреждение под руководством Сахаровой Е.А. не осуществляет, то состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ правонарушения в действиях Сахаровой Е.А. суд не усматривает. Следовательно, дело об административном правонарушении, подлежит прекращению.

            На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.9, ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья,

П О С Т А Н О В И Л:

            Дело об административном правонарушении в отношении Сахаровой Елены Анатольевны» предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

            Постановление может быть обжаловано в Федеральный суд Центрального района городского округа Тольятти через судебный участок № 116 Самарской области в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Мировой судья судебного участка № 116 Самарской области Германова С.В.