Решение по делу № 5-114/2020 от 26.06.2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2020 года. 29 июня 2020 года                                                                                    г. Черемхово                                                                                                    

      

 И.о. мирового судьи  судебного участка № 109 Черемховского района Иркутской области мировой судья  судебного участка № 108 Черемховского района Иркутской области Новикова Е.Г., с участием представителя Саянского муниципального образования Андреева А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 5-114/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  в отношении

администрации Саянского муниципального образования (ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>), юридический адрес: Иркутская область, Черемховский район, с. Саянское, ул. Мальцева, д. 5,

установил:

Администрация Саянского МО привлекается к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, как юридическое  лицо, не выполнившее в установленные сроки до 02.05.2020 требования пунктов 1, 3, 4 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 195/1/1 от 10.12.2019 заместителя главного государственного инспектора г. Черемхово, г. Свирска и Черемховского района по пожарному надзору Щербакова А.Ю., об устранении нарушений обязательных требований, норм и правил пожарной безопасности на территории администрации Саянского МО: здание администрации (п. 1), с. Саянское (п.п. 3, 4).

В судебном заседании представителю Саянского муниципального образования Андрееву А.Н. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, положение ст. 51 Конституции РФ, отводов не заявлено. Андреевым А.Н. пояснено, что пункт предписания <НОМЕР> в части указания противопожарного расстояния от улиц населенных пунктов до лесных насаждений менее 30 м. на территории администрации Саянского СП: с. Саянское, исполнить невозможно в установленный срок, поскольку нет лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, леса, которые примыкают к населенным пунктам, относятся к защитным лесам или находятся в природоохранных зонах, где начинать производить вырубку леса администрация не имеет права. По поводу невыполнения п.п. 1, 3 предписания пояснил, что у администрации не имелось финансирования для устранения нарушений, данные мероприятия запланированы до конца 2020 года, о чем составлена смета.

Заслушав представителя Саянского МО Андреева А.Н., изучив представленные материалы об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ  невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц  - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как установлено судом, 10.12.2019 заместителем главного государственного инспектора г. Черемхово, г. Свирска и Черемховского района по пожарному надзору Щербаковым А.Ю. по результатам проведенной плановой выездной проверки вынесено предписание № 195/1/1 по устранению ряда нарушений обязательных требований пожарной безопасности на территории администрации Саянского МО со сроком исполнения до 01.05.2020, а именно выявлено: (п. 1) здание администрации не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуации людей в случае возникновения пожара, (п. 3) территория с. Саянское не обеспечена наружным противопожарным водоснабжением из условия обслуживания источниками водоснабжения зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с в течение 3 часов, (п. 4) не предусмотрено противопожарное расстояние от границ застройки жилых домов по ул. Степная с. Саянское до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) не менее 30 м, что является нарушением Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, п. 4.14 Свода Правил СП 4.13130.2013 и др.

Протоколом <НОМЕР> об административном правонарушении от <ДАТА9> администрация Саянского МО привлекается к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с тем, что, являясь юридическим  лицом, не выполнило в установленные сроки до 02.05.2020 требования пунктов 1, 3, 4 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 195/1/1 от 10.12.2019 об устранении нарушений обязательных требований, норм и правил пожарной безопасности на территории администрации Саянского МО.

В силу положений статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и подпункта "е" пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года N 290, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

При этом предписание должно быть составлено государственным инспектором по пожарному надзору таким образом, чтобы можно было определить характер выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а также объект защиты, в отношении которого установлено невыполнение требований пожарной безопасности.

Формулировка предписания в пункте 4 - «противопожарное расстояние от границ застройки жилых домов по ул. Степная с. Саянское до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) не менее 30 м» не соответствует принципам конкретности и исполнимости предписаний контролирующего органа, так как не содержит перечня действий, которые исполнитель должен совершить.

Указанные обстоятельства свидетельствует о формальном характере выданного органом пожарного надзора в адрес администрации предписания, что делает его неисполнимым и влечет наступление негативных для заявителя последствий в виде привлечения к ответственности за неисполнение данного предписания.

Кроме того, учитывая характер выявленного органом пожарного надзора нарушения, в предписании необходимо было указать конкретные мероприятия, направленные на устранение данного нарушения, которые в предписании отсутствуют (не указаны).

Из ответа мэра Черемховского района от <ДАТА12> <НОМЕР>, следует, что на территории Черемховского района нет леечных участков, находящихся в муниципальной собственности, леса, примыкающие к населенным пунктам относятся к защитным лесам или находятся в природоохранных зонах рек, где исключена сплошная рубка.

Согласно статье 105 Лесного кодекса РФ, пункту 15.3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 (далее - Правила), в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона РФ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно пункту 4 Правил, меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Между тем, администрация Саянского МО собственником лесного участка от границ застройки жилых домов по ул. Степная с. Саянское до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) не является, документов, подтверждающих право муниципального образования владеть, пользоваться или распоряжаться указанным выше лесным участком, органом пожарного надзора не представлено, а также не представлены доказательства, опровергающие доводы о нахождении земельного участка, по которому определяется противопожарное расстояние от границ застройки жилых жомов до лесных насаждений, в федеральной собственности.

В связи с этим, у администрации Саянского МО отсутствуют законные основания для осуществления на участке от границ застройки жилых домов по ул. Степная с. Саянское до лесных насаждений в лесничествах  каких-либо мер по предупреждению лесных пожаров, в частности, вырубки.

В пункте 4 предписания указано на противопожарное расстояние от границ застройки жилых домов по ул. Степная с. Саянское до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) не менее 30 м, что является нарушением п. 4.14 Свода Правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Вместе с тем пунктом 1.1 Свода правил предусмотрено, что он применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.

В судебном заседании установлено, что здания, расположенные в границах по ул. Степная с. Саянское, построены до введения Свода правил. Доказательств обратного в дело не представлено. Сама территория населенного пункта не является тем объектом, о котором речь идет в Своде правил.

Следовательно, на администрацию Саянского МО не может быть возложена обязанность по соблюдению требований Свода правил в отношении зданий и сооружений в границах населенного пункта, построенных до введения в действие указанных правил.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах производство по данному делу об административном правонарушении за неисполнение пункта 4 предписания № 195/1/1 от 10.12.2019 подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Оценивая предписание № 195/1/1 от 10.12.2019 в части (п. 1) здание администрации не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуации людей в случае возникновения пожара, (п. 3) территория с. Саянское не обеспечена наружным противопожарным водоснабжением из условия обслуживания источниками водоснабжения зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с в течение 3 часов, мировой судья, приняв во внимание пояснения представителя администрации, приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 9 части 1 и части 3 статьи 14 Закона N 131 -ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу статьи 19 Закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В силу статьи 6 Закона N 123-Ф3 пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.

В соответствии со статьей 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Вина юридического лица - администрации Саянского МО в совершении административного правонарушения за неисполнение пунктов 1, 3 предписания № 195/1/1 от 10.12.2019 подтверждается совокупностью исследованных доказательств:

- протоколом об административном правонарушении N 2-12-79 от <ДАТА9>, согласно которому юридическое  лицо - администрация Саянского МО, не выполнило в установленные сроки до 02.05.2020 требования в том числе пунктов 1, 3 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 195/1/1 от 10.12.2019. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и существенных нарушений закона при его составлении, влекущих к прекращению производства по делу, судья не усматривает. В протоколе об административном правонарушении содержится описание события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ. В объяснении законный представитель юридического лица Андреев А.Н. указал, что в связи с недостаточностью финансирования данные мероприятия не были выполнены, в ближайшее время планируется их выполнение. Протокол полностью соответствует требованиям, предъявляемым к доказательствам по делу, как по способу получения, так и по форме закрепления фактических данных.

- предписанием заместителя главного государственного инспектора г. Черемхово, г. Свирска и Черемховского района по пожарному надзору Щербакова А.Ю. N 195/1/1 от 10.12.2019, выданным законному представителю, в котором указаны виды нарушений требований пожарной безопасности с указанием конкретных пунктов нормативного правового акта и нормативного документа по пожарной безопасности, требования которого нарушены, и установлен срок устранения нарушений требований пожарной безопасности по <ДАТА5>. Предписание вынесено органом, в компетенцию которого входит осуществление государственного надзора, выдано в установленном законом порядке с соблюдением прав поднадзорного субъекта, мировой судья признает его законным.

Как следует из материалов дела, <ДАТА16> на основании распоряжения органа государственного контроля N 36 проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица администрации Саянского МО на предмет исполнения предписания N 195/1/1 от 10.12.2019 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок <ДАТА5>.

Результаты проверки отражены в акте N 36 от <ДАТА9>, в соответствии с которым выявлены факты невыполнения в том числе п.1, п.3 предписания органа Государственного пожарного надзора по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 195/1/1 от 10.12.2019.

Как следует из выписки ЕГРЮЛ по состоянию на <ДАТА17> администрация Саянского СП является юридическим лицом.

Оценив все имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья приходит к выводу, что они отвечают требованиям относимости, допустимости, достоверности и являются достаточными доказательствами совершения администрацией Саянского МО административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст.19.5 КоАП РФ.

Срок для исполнения предписания № 195/1/1 от 10.12.2019 определен в 6 месяцев, что является достаточным для принятия мер к его исполнению. Администрация Саянского МО правом на обжалование предписания не воспользовалась, тем самым согласился с предписанием и с установленными сроками устранения нарушений в части пунктов, касающихся устранения нарушений по обеспечению здания администрации автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуации людей в случае пожара и по обеспечению территории с. Саянское наружным противопожарным водоснабжением из условия обслуживания источниками водоснабжения зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с в течение 3 часов.

С заявлением об отсрочке исполнения предписания в орган, вынесший предписание, юридическое лицо не обращалось.

Недостаточное финансирование не является основанием, освобождающим от частичного исполнения предписания, требования которого направлены на соблюдение требований пожарной безопасности, целью которых является защита личности, имущества, общества и государства от пожаров, а потому указанное обстоятельство не исключает из действий юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ и не может служить основанием для применения ст.2.9 КоАП РФ.

Учитывая, что требования предписания в установленном законом порядке не обжаловались, суд считает, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, таким образом, в действия юридического лица - Администрации Саянского муниципального образования имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ.

Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При назначении административного наказания юридическому лицу суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, и полагает возможным назначить юридическому лицу административное наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи 70000 рублей.

Данный размер административного штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания, являться соразмерным содеянному, соответствовать целям административного наказания и предупреждению совершения новых правонарушений.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья

постановил:

Производство по делу № 5-114/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неисполнение пункта 4 предписания № 195/1/1 от 10.12.2019 в отношении администрации Саянского муниципального образования прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Признать администрацию Саянского муниципального образования виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неисполнение пунктов 1, 3 предписания № 195/1/1 от 10.12.2019 и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 70000 (семьдесят тысяч) рублей.

Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:

получатель УФК по Иркутской области (Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области), ИНН 3808237415, КПП 381101001, счет 40101810250048010001, наименование банка: Отделение Иркутск г. Иркутск, БИК 042520001, КБК 83711601193010005140, ОКТМО 25745000, УИН 0376068826062020396232884.

Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, в указанный срок необходимо представить копию квитанции об уплате административного штрафа мировому судье судебного участка № 109 Черемховского района Иркутской области, в противном случае постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате будет направлено судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии со статьей 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учётом материального положения лица, привлечённого к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьёй, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трёх месяцев.

Постановление может быть обжаловано в Черемховский районный суд Иркутской области через мирового судью втечение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мировой судья Е.Г. Новикова

Постановление не вступило в законную силу

   

5-114/2020

Категория:
Административные
Статус:
Постановление о назначении административного наказания
Ответчики
Администрация Саянского муниципального образования
Суд
Судебный участок № 109 Черемховского района
Судья
Новикова Елена Геннадьевна
Статьи

ст. 19.5 ч. 12

Дело на сайте суда
109.irk.msudrf.ru
13.07.2020Подготовка к рассмотрению
16.06.2020Рассмотрение дела
26.06.2020Рассмотрение дела
26.06.2020Административное наказание
16.10.2020Обращение к исполнению
15.10.2020Окончание производства
16.10.2020Сдача в архив
26.06.2020
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее