Решение по делу № 5-42/2021 от 16.02.2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Нижнеудинск                                                                                            16 февраля 2021 года

Мировой судья 76 судебного участка г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области Голованова Т.Ю., с участием защитника должностного лица Кузьминой Е.С. - Улыбиной О.А., рассмотрев дело №5-42/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в отношении

должностного лица - начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования Кузьминой Елены Сергеевны, <ДАТА2> рождения, уроженки <АДРЕС>, зарегистрированной по месту жительства по адресу<АДРЕС>,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 19.01.2021, составленному врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Нижнеудинскому району Елгушевым А.А., 07.12.2020 в 16 час. 05 мин. в дежурную часть отдела МВД России по Нижнеудинскому району поступило сообщение от Кузина С.Г. о том, что на улице Гоголя в районе дома №79 в г.Нижнеудинске Иркутской области произошло дорожно-транспортное происшествие. При выезде на место ДТП 07.12.2020 в 16 час. 10 мин. возле дома №79 на ул. Гоголя в г.Нижнеудинске на III категории дороги были выявлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, а именно:

1) Отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.2, 1.7 в нарушение нормативных требований п.6 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; п.6.3 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

2) Наличие на проезжей части улично-дорожной сети грязи, мусора в виде россыпи грунта в нарушение требований п.5.1.2, «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Согласно п.3, п.п.2 должностной инструкции начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования, Кузьмина Е.С. обязана осуществлять руководство и планировать работу ОЖКХ и благоустройства, нести персональную ответственность перед главой Нижнеудинского муниципального образования за выполнение возложенных на отдел задач и осуществление им своих функций в пределах действующего законодательства; п.п.6 - планировать проведение мероприятий по вопросам местного значения в организации, а именно: - на территории Нижнеудинского МО электро-тепло-водоснабжения населения, что является нарушением требований п.4.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования элементы обустройства. Общие требования»; - дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Нижнеудинского МО, обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, что не было сделано со стороны ответственного лица за содержанием улично-дорожной сети в рамках исполнения контрактов по ремонту автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, что со стороны должностного лица начальника отдела ЖКХ и благоустройства Кузьминой Е.С. не было сделано, а также оценка состояния улично-дорожной сети улицы Ленина в г. Нижнеудинске не выполнена и нет корректирующих действий на улучшение безопасности дорожного движения. Согласно ответу на определение об истребовании сведений, в администрации Нижнеудинского муниципального образования должностным лицом, ответственным за содержание улично-дорожной сети определена начальник отдела ЖКХ и благоустройства Кузьмина Е.С., ГОСТ Р 52289-2004 , ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52605-2006 внесены в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2017 года №2438-р с изменениями на 29.10.2018г., требования которых нарушены должностным лицом ответственным за содержание улично-дорожной сети Нижнеудинского МО. Состав работ по содержанию автомобильных дорог по дорожным одежкам определен п.2 приказа от 16 ноября 2012 года №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (с изменениями на 13 ноября 2018 года)». Таким образом, в бездействиях должностного лица - начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования Кузьминой Е.С. усматриваются признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений».

Врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Нижнеудинскому району <ФИО1>, извещенный надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела (о чем в деле имеется судебное извещение с отметкой о вручении 09.02.2021 инспектору ИИАЗ ОГИБДД Кудрпяшовой Е.А), в судебное заседание не явился, ходатайств, заявлений от него не поступало. В связи с чем, мировой судья полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу Кузьмина Е.С., извещенная надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явилась, представила суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие, с участием её защитника Улыбиной О.А. Мировой судья ходатайство Кузьминй полагает подлежащим удовлетворению и рассматривает дело в её отсутствие.

В судебном заседании защитник должностного лица - начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования Кузьминой Е.С. - Улыбина О.А., вину в совершении административного правонарушения не признала, суду пояснила, что горизонтальная разметка дороги на момент ДТП присутствовала, что подтверждается фотоматериалами, имеющимися в материалах дела. 05.09.2020 был заключен муниципальный контракт между администрацией Нижнеудинского МО и ООО «Строительное Монтажное Эксплуатационное Предприятие «Дельта» на выполнение работ по нанесению дорожной разметки на территории Нижнеудинского муниципального образования. 07.09.2020 работы были выполнены, что подтверждается актом о приемке выполненных работ, согласно которому продольная механизированная дорожная разметка 1.1; 1.2 нанесена на улицах Ленина, Циолковского, Димитрова, Кашика до пересечения с ул.Ленина, а также на улицах Комсомольская, Гоголя нанесена, т.е. контракт завершен. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении указано на наличие на проезжей части улично-дорожной сети грязи, мусора в виде россыпи грунта. Непосредственно перед ДТП МУБ «Коммунальник» осуществляло посыпку улицы Гоголя противогололедным материалом, от чего и были камни, точнее крупная россыпь, а не мусор. То, что касается разметки, разметка на момент ДТП была посыпана противогололедным материалом. Доказательств того, что эта разметка не читаемая, материалы дела не содержат. Допускается изнашивание, стирание разметки до определенного процента, однако эта допустимость измеряется прибором прошедшим поверку. 07.12.2020 произошло ДТП, 08.12.2020 устранили, крупная россыпь противогололедного покрытия была убрана. Начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства Кузьмина Е.Б. формирует ежегодное муниципальное задание, также уточняющие еженедельные муниципальные задания, формирует муниципальную программу комплексное развитие транспортной инфраструктуры Нижнеудинского муниципального образования. Свои должностные обязанности выполняет в полном объеме и надлежащим образом.

В подтверждение своих доводов защитник должностного лица Улыбина О.А. представила суду муниципальный контракт №17 на выполнение работ по нанесению дорожной разметки на территории Нижнеудинского муниципального образования от 05.09.2020, заключенный между администрацией Нижнеудинского муниципального образования (заказчик) и ООО «Строительное Монтажное Эксплуатационное Предприятие «Дельта» (подрядчик), согласно которому подрядчик в срок до 07.09.2020 обязуется выполнить работы по нанесению продольной механизированной дорожной разметки в Нижнеудинском муниципальном образовании по улицам Ленина, Циолковского, Димитрова, Кашика, до пересечения с улицей Ленина, Комсомольская, Гоголя от улицы Комсомольской до улицы Ленина, улица Некрасова.  

Согласно ведомости объемов работ (приложение №1 к МК №17 от 05.09.2020), разметка 1.1. и 1.2. объем работ составляет 748,61 м?.

Согласно акту о приемке выполненных работ от 07.09.2020, стоимость работы по нанесению продольной механизированной дорожной разметки 1.1; 1.2 объемом 748,61 м?, составляет 230000,00 руб.  

Изучив и исследовав протокол об административном правонарушении, письменные материалы дела, представленные сторонами, мировой судья приходит к выводу, что производство по делу подлежит прекращению по п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях по следующим основаниям.

Так, согласно протоколу об административном правонарушении на улице Гоголя возле дома №79 в г.Нижнеудинке были выявлены недостатки в виде отсутствия горизонтальной дорожной разметки 1.1., 1.2., 1.7 и наличия на проезжей части улично-дорожной сети грязи, мусора в виде россыпи грунта.

Как следует, из муниципального контракта и акта о приемке выполненных работ, 07.09.2020 был завершен муниципальный контракт по выполнению работ по нанесению дорожной разметки 1.1. и 1.2. Представленные в материалах дела фотоматериалы (л.д.20-22; 26-27) подтверждают о наличии дорожной разметки. Сведений о том, насколько данная дорожная разметка была стерта, занесена снегом или грязью, протокол об административном правонарушении не содержит. Также как и не содержит сведений, до какой степени допустимо изнашивание либо стирание дорожной разметки, каким прибором они измеряли эту допустимость, прошел ли данный прибор поверку.

Таким образом, суд находит, что сведения, изложенные в протоколе об отсутствии дорожной разметки не соответствуют действительности, что подтверждается вышеизложенными доказательствами.

Согласно п.6.2.9 "ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" разметку 1.7 применяют: а) белого цвета - для обозначения границ полос движения в пределах перекрестка в случаях, когда необходимо показать траекторию движения транспортных средств или обозначить границы полосы движения; б) белого или синего цвета - для обозначения границ площади, выделенной для двух и более парковочных мест. Линию разметки 1.7 синего цвета наносят по границе площади, выделенной под платную парковку.

Таким образом, дорожная разметка 1.7 применяется в случаях, когда необходимо показать траекторию движения транспортных средств или обозначить границы полосы движения. Согласно ПДД РФ дорожная разметка 1.7 обозначает полосы движения в пределах перекрестка, устанавливает границы съезда с главной дороги на второстепенную дорогу и наоборот. Доказательств того, что данная разметка обязательно должна быть нанесена на данном участке местности протокол об административном правонарушении и материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, мировой судья приходит к выводу, что должностное лицо Кузьмина Е.С. в пределах своих полномочий предприняла все зависящие от неё меры по обеспечению безопасности дорожного движения, заключен муниципальный контракт, работы выполнены, дорожная разметка нанесена, доказательств того, что данная дорожная разметка не соответствует нормам и стандартам суду не представлено.  

Согласно должностной инструкции начальника отдела ЖКХ Кузьминой Е.С. (л.д.32-35), в её обязанности входит планировать проведение мероприятий по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Нижнеудинского муниципального образования, обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Как следует из имеющегося в материалах дела муниципального задания Муниципального бюджетного учреждения «Коммунальник» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденного главой Нижнеудинского муниципального образования (л.д.42-47), пунктами 2.1, 2.2., 4.1., 4.2., 5.2 предусмотрены выполнение работ по отчистке проезжей части от снега, отчистке обочин от снега, подсыпке противогололедного материала, уборке улично-дорожной сети ручным способом, подметание проезжей части и тротуаров дорожно-уборочными машинами и ручным способом, уборке мусора - скашиванию травы, валке и разделке деревьев, формированию кроны деревьев и кустарников и т.п. (л.д.42-47).

Согласно представленному защитником Улыбиной О.А. еженедельному заданию, утвержденному главой Нижнеудинского муниципального образования Путовым А.В. 04.12.2020, выданному директору МБУ «Коммунальник» Смыкову Ю.В. на выполнение работ в области дорожной деятельности в период с 07 по 11 декабря 2020 г. по разметке дороги по мере необходимости и по противогололедной подсыпке по мере образования гололеда.

Согласно трудовому договору от 02.11.2020 (л.д.36-41), заключенному между администрацией Нижнеудинского муниципального образования и Смыковым Ю.В., назначенным на должность директора муниципального бюджетного учреждения «Коммунальник», в обязанности директора входит, в том числе и обеспечение своевременного выполнения нормативных правовых актов и локальных нормативных актов работодателя.    

Согласно пункту 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. Санкция данной нормы предусматривает ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного, статьей 12.34 КоАП РФ выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ являются должностные и юридические лица, ответственные за состоянием дорог и дорожных сооружений.                                                                                                

Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЭ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения городского поселения.

Частью 4 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что в целях  осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципальными образованиями могут создаваться муниципальные предприятия и учреждения, в отношении которых уполномоченные органы местного самоуправления осуществляют функции и полномочия учредителя, определяя цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений.

Как следует из представленного защитником должностного лица Улыбиной О.А. постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 24 октября 2014 г. № 1038 путем реорганизации муниципального унитарного предприятия «Городское "коммунальное предприятие» в форме преобразования создано муниципальное бюджетное учреждение «Коммунальник» (далее - МУБ «Коммунальник»).

Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.11, 2.1, 2.2, 2.3 Устава основной целью деятельности МУБ «Коммунальник» является реализация предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Нижнеудинского муниципального образования в области развития дорожного хозяйства, развитие дорожного хозяйства, создания условий безопасной эксплуатации автомобильных дорог, обеспечения надежного устойчивого функционирования дорожного хозяйства, содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения. Для достижения установленных Уставом целей и предмета деятельности учреждение осуществляет содержание автомобильных дорог общего пользования, их строительство, капитальный и текущий ремонт, включая строительство и ремонт тротуаров, водостоков, лестниц, переходов. МУБ «Коммунальник» согласно Уставу обязано качественно и в срок выполнять муниципальные задания, осуществлять свою деятельность в соответствии с целями, предметом и видами деятельности, установленным Уставом (пункт 3.3 Устава).

В соответствии с пунктом 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

При этом бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Оно осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности.

Во исполнение возложенных на учреждение функций по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения администрацией Нижнеудинского муниципального образования для МУБ «Коммунальник» выдано муниципальное задание (л.д.42-47), утвержденное главой Нижнеудинского муниципального образования, согласованное с начальником отдела ЖКХ Кузьминой Е.С., на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, по выполнению конкретных мероприятий по содержанию, ремонту и обслуживанию автомобильных дорог, пункты которого содержат характеристики работы по ремонту автомобильных дорог, в том числе нанесение линии горизонтальной дорожной разметки и организации работ по отчистке мусора.

В судебном заседании также представлено еженедельное задание, утвержденное главой Нижнеудинского муниципального образования Путовым А.В., выданное директору МБУ «Коммунальник» Смыкову Ю.В. на выполнение работ в области дорожной деятельности в период с 07 по 11 декабря 2020 г. по разметке дороги по мере необходимости и по противогололедной подсыпке по мере образования гололеда.

Как следует из представлено суду отчета о выполненных работах по участку дорожного хозяйства, согласно утвержденного муниципального задания МБУ «Коммунальник», за декабрь 2020 года, утвержденного директором МБУ «Коммунальник» Смыковым Ю.В., произведены работы по очистке проезжей части, а также подсыпка протовогололедного материала на улицах Гоголя, Ленина и др.

Оценив исследованные доказательства, мировой судья приходит к выводу о том, что начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования Кузьмина Е.С. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, являясь ответственным лицом за содержание улично-дорожной сети в свою очередь предприняла все зависящие от неё меры, а именно муниципальным образованием заключен контракт на выполнение работ по нанесению дорожной разметки, согласно акту выполненных работ контракт завершен 07.09.2020, работы выполнены. При этом, специально созданному для создания условий безопасной эксплуатации автомобильных дорог, обеспечения надежного устойчивого функционирования дорожного хозяйства и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения предприятию МУБ «Коммунальник» должностным лицом Кузьминой выдаются ежегодные и еженедельные задания, которые по состоянию на 07.12.2020 включали в себя в том числе и выполнение работ по разметке дороги, противоголедной подсыпке и организации работ по отчистке мусора. То есть в судебном заседании достоверно установлено, что должностным лицом Кузьминой Е.С. своевременно принимались все зависящие от неё меры по осуществлению руководства и планированию работы ОЖКХ и благоустройства, проведению мероприятий по вопросам местного значения и корректирующих действий на улучшение безопасности дорожного движения. При таких обстоятельствах, производство по данному делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица - начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования Кузьминой Елены Сергеевны прекратить в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Нижнеудинский городской суд Иркутской области через мирового судью 76 судебного участка г.Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области в течение 10 суток.

Мировой судья                                                                                     Т.Ю. Голованова