Дело №2-1091/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт.Каа-Хем 27 ноября 2014 года
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Биче-оол А.А.,
с участием прокурора Донгак Ч.У.,
при секретаре Монгуш Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ч.У. в интересах муниципального образования и Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения сумон Шамбалыг Кызылского кожууна Республики Тыва по неразработке и неутверждении перечня должностей муниципальной службы в соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции» и о возложении обязанности разработать и утвердить Перечень должностей муниципальной службы,
установил:
И.о Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ч.У. обратилась в суд в интересах муниципального образования и Российской Федерации с заявлением о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Шамбалыг Кызылского кожууна Республики Тыва по неразработке и неутверждении перечня должностей муниципальной службы в соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции» и о возложении обязанности разработать и утвердить Перечень должностей муниципальной службы, указав, что Кызылской межрайонной прокуратурой в соответствии с действующим законодательством о противодействии коррупции проведен анализ практики применения положений ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон «О противодействии коррупции»). В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования сельское поселение сумон Шамбалыг Кызылского кожууна Республики Тыва не в полном объеме осуществляются предусмотренные действующим законодательством мероприятия по противодействию коррупции. Администрация муниципального образования сельское поселение сумон Шамбалыг зарегистрирована в качестве юридического лица, является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования поселения, образованным в соответствии с уставом муниципального образования поселения, осуществляет управленческие функции в пределах границ муниципального образования поселения. В нарушение ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции» администрацией муниципального образования сельское поселение сумон Шамбалыг Кызылского кожууна Республики Тыва до настоящего времени не установлен перечень должностей муниципальной службы, после увольнения с которых, в течение двух лет имеют право замещать на условиях трудового договора или выполнять работы (оказывать услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Кроме того, органом местного самоуправления не утвержден порядок сообщения работодателем при заключении договора с гражданином, замещавшим должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего по последнему месту работы. В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона приоритетное применение мер по предупреждению коррупции является одним из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации.
Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, являются предметом регулирования Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ.
Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (ч. 1ст.2 указанного Закона). Основными принципами муниципальной службы являются равный доступ граждан к муниципальной службе и равные условия ее прохождения; профессионализм и компетентность муниципальных служащих; единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы (статья 4 указанного Закона).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.6 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должности муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, предусмотренные ст.12 Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции», утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (п.4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. №925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»).
В развитие указанных выше положений Федерального закона Указом Президента РФ от 21.07.2010 №925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее - Указ Президента РФ) определен перечень должностей федеральной государственной службы в течение двух лет со дня увольнения с которых гражданин: а) имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулировании конфликта интересов, утвержденных Указом Президента; б)обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном подп.«а» настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Проведенной проверкой установлено, что до настоящего времени администрацией муниципального образования сельского поселения сумон Шамбалыг не разработан и не принят нормативный правовой акт, который определяет перечень должностей муниципальной службы согласно ч.ч. 1-4 ст.12 Федерального закона.
В силу ч.4 ст.5 Федерального закона «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Невыполнение администрацией муниципального образования сельского поселения положений ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции», п.4 Указа Президента РФ от 21 июля 2010 г. №925 нарушает интересы муниципального образования сельского поселения сумон Шамбалыг поскольку препятствует реализации в муниципальном образовании таких основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации как неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер (ст.3 Федерального закона «О противодействии коррупции»). Тем самым не реализуются основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции: проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; совершенствование порядка прохождения муниципальной службы; повышение ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции (ст.7 Федерального закона «О противодействии коррупции»). Пренебрежение установленными федеральным уровнем правилами со стороны органа местного самоуправления влечет дискредитацию роли и значения федерального законодателя.
Под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах полномочий в том числе по предупреждению коррупции (подп.«а» п.2 ст.1 Федерального закона).
В результате бездействия администрации муниципального образования сельского поселения сумон Шамбалыг оказались блокированными и в настоящее время не могут быть применены ограничения к бывшим муниципальным служащим сельского поселения при заключении с ними трудового договора (ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции»), а также не могут быть привлечены к административной ответственности по ст.19.29 КоАП РФ новые работодатели граждан, замещавших должности муниципальной службы сельского поселения. Аналогичные требования предусмотрены ст.64.1 Трудового кодекса РФ.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельского поселения сумон Шамбалыг, выразившееся в неразработке и неутверждении Перечня должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования, в соответствии с которым гражданин, замещавший должность муниципальной службы в течение двух лет со дня увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организаций и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей" на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов; и обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции», сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения сумон Шамбалыг в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить Перечень должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования, в соответствии с которым гражданин, замещавший должность муниципальной службы в течение двух лет со дня увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организаций и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов; и обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции», сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
И.о Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ч.У. в судебном заседании полностью поддержала заявление по указанным в нем основаниям, просила обязать администрацию муниципального образования сельского поселения сумон Шамбалыг Кызылского кожууна Республики Тыва принять меры по разработке и утверждению Перечня должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Заинтересованное лицо - администрация сельского поселения сумон Шамбалыг Кызылского кожууна Республики Тыва в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, сведения о причинах неявки не представила.
Суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя заинтересованного лица, согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав доводы прокурора, а также изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.п.38 п.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
В соответствии со ст.42 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ, противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Из ст.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» следует, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетного применения мер по предупреждению коррупции; сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Согласно ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 статьи 12 ФЗ «О противодействии коррупции», сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Вышеприведенные положения законодательства указывают на то, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение органом местного самоуправления законов, регламентирующих противодействие коррупции.
Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года №925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано в 2-месячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные ст.12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, проведенной Кызылской межрайонной прокуратурой проверкой выявлены нарушения администрацией муниципального образования сельского поселения сумон Шамбалыг требований ст.12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части не установления администрацией сельского поселения сумон Шамбалыг перечня должностей муниципальной службы, после увольнения с которых в течение двух лет имеют право замещать на условиях трудового договора или выполнять работы (оказывать услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организаций входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, то есть органом местного самоуправления не разработан и не утвержден перечень должностей муниципальной службы, на которые распространяются ограничения, предусмотренные ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Доказательств устранения выявленных межрайонной прокуратурой нарушений законности в сфере законодательства о противодействии коррупции в суде не представлено, администрацией муниципального образования сельского поселения сумон Шамбалыг Кызылского кожууна Республики Тыва не приняты реальные меры, направленные на устранение нарушения федерального законодательства, разработку и утверждение перечня должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что доводы и.о Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ч.У. о том, что несоблюдение администрацией муниципального образования сельского поселения сумон Шамбалыг Кызылского кожууна Республики Тыва требований Федерального закона от 25 декабря 2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части непринятия мер по предупреждению коррупции, предусмотренных ст.12 указанного Закона, может привести к причинению вреда правам и законным интересам муниципального образования и Российской Федерации, являются обоснованными, поскольку находят свое подтверждение исследованными в суде доказательствами, в связи с чем, заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Необходимо признать бездействие администрации муниципального образования сельское поселение сумон Шамбалыг Кызылского кожууна Республики Тыва, выразившиеся в неразработке и неутверждении Перечня должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования, в соответствии с которым гражданин, замещавший должность муниципальной службы в течение двух лет со дня увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов; и и обязан при заключению трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции», сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение сумон Шамбалыг Кызылского кожууна Республики Тыва в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить Перечень должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования, в соответствии с которым гражданин, замещавший должность муниципальной службы в течение двух лет со дня увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организаций и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов; и обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции», сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Прокурор и органы местного самоуправления при обращении в суд освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198 и ст.199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление и.о Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ч.У. в интересах муниципального образования и Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования сельское поселение сумон Шамбалыг Кызылского кожууна Республики Тыва по неразработке и неутверждении перечня должностей муниципальной службы в соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции» и о возложении обязанности разработать и утвердить Перечень должностей муниципальной службы, удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования сельское поселение сумон Шамбалыг Кызылского кожууна Республики Тыва, выразившиеся в неразработке и неутверждении Перечня должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования, в соответствии с которым гражданин, замещавший должность муниципальной службы в течение двух лет со дня увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов; и и обязан при заключению трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции», сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение сумон Шамбалыг Кызылского кожууна Республики Тыва в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить Перечень должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования, в соответствии с которым гражданин, замещавший должность муниципальной службы в течение двух лет со дня увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организаций и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов; и обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции», сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, которое изготовлено 04 декабря 2014 года, с учетом выходных дней 29,30 ноября 2014 года.
Председательствующий Биче-оол А.А.