Протокол <НОМЕР>
постановление
г. <АДРЕС> область <ДАТА1>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> г. <АДРЕС> и <АДРЕС> района <АДРЕС> области Полежаева Е.Ю., рассмотрев дело <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «МАГНА» Тарасова Владимира Николаевича,
установил:
<ДАТА2> специалистом 1 разряда ИФНС России по г. <АДРЕС> области <ФИО1> в отношении директора ООО «МАГНА» Тарасова В.Н. составлен протокол об административном правонарушении по статье 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Тарасов В.Н. факт административного правонарушения и вину в его совершении не признал, поскольку ООО «МАГНА» применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком налога на имущество, за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Согласно Приложению к распоряжению Правительства <АДРЕС> области <НОМЕР> от <ДАТА3> ВОЛС (объект недвижимости с кадастровым номером <НОМЕР>) в 2020 году не входило в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в целях уплаты налога на имущество утверждена их кадастровая стоимость. Налоговая декларация подана ошибочно.
Кроме того, Тарасовым В.Н. представлена копия приказа <НОМЕР> от <ДАТА4> о назначении на должность заместителя главного бухгалтера <ФИО2>
Проверив с учётом требований статей 24.1, 26.1, 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, установив на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств все юридически значимые обстоятельства по делу об административном правонарушении, заслушав Тарасова В.Н., прихожу к следующим выводам.
Налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пункт 4 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Исходя из положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в этом Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
При этом решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статье 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от <ДАТА5> <НОМЕР> «О бухгалтерском учете», согласно которым ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, который, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Следовательно, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по статье 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установить, были ли им допущены какие-либо нарушения, связанные с организацией бухгалтерского учета.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, основанием для составления протокола об административном правонарушения в отношении Тарасова В.Н. послужило непредставление в установленный срок не позднее <ДАТА6> налогоплательщиком - ООО «МАГНА» налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год.
Согласно приказа директора ООО «МАГНА» Тарасова В.Н. <НОМЕР> от <ДАТА7> заместителем главного бухгалтера переведена <ФИО2>, на которую директором, согласно должностной инструкции, возложено ведение бухгалтерского учета.
Таким образом, Тарасов В.Н. не являлся должностным лицом, ведущим бухгалтерский учет, ни на момент возникновения у учреждения обязанности по представлению расчета, ни в отчетный период - 2020 год.
При таких обстоятельствах Тарасов В.Н. не может быть признан специальным субъектом, что является необходимым элементом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно статьи 386 Налогового кодекса РФ, налоговую декларацию по налогу на имущество обязаны представлять только плательщики данного налога.
В соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса РФ, применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом РФ).
Согласно статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, правовыми актами субъекта РФ должен быть утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в целях уплаты налога на имущество утверждается кадастровая стоимость.
Суду представлен экспресс отчет сервиса по проверке юридических лиц, согласно которому ООО «МАГНА» применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), таким образом, не имея объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, не несет обязанности по представлению налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Часть 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, относит отсутствие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тарасова В.Н. подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.5, 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «МАГНА» Тарасова Владимира Николаевича прекратить на основании пункта 1 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> городской суд <АДРЕС> области через мирового судью судебного участка <НОМЕР> г. <АДРЕС> области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Е.Ю. Полежаева