Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 марта 2017 года город Кимовск Тульской области
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой В.Н.,
при ведении протокола секретарем Сорокиной О.В.,
с участием
помощника Кимовского межрайонного прокурора Иванова С.Н.,
представителя истца – администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Новиковой Е.В.,
ответчика Полякова С.А.,
представителя ответчика Полякова С.А. по ордеру Грачева Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-79/2017 по иску администрации муниципального образования Кимовский район к Полякову С. А. о выселении с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, понуждении заключить договор мены,
установил:
администрация муниципального образования Кимовский район обратилась в суд с иском к Полякову С.А., в котором с учетом уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ, просит обязать ответчика заключить договор мены жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на жилое помещение по адресу: <адрес>; выселить Полякова С.А. из жилого помещения, непригодного для проживания в многоквартирном доме по адресу: <адрес> вселить в благоустроенное изолированное жилое помещение в многоквартирном доме, предоставленное по договору социального найма, расположенное по адресу: <адрес> в соответствии с постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 12.08.2016 года № «О предоставлении в рамках реализации государственной программы Тульской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области» жилых помещений в доме-новостройке, расположенном по адресу: <адрес>; снять Полякова С.А. с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований ссылаются на то, что Поляков С.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес>, в котором зарегистрирован с 29.11.1995 года. В 2001 году межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы муниципального образования – г.Кимовск и Кимовский район Тульской области № от 30.07.1998 года «О создании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений на территории Кимовского муниципального образования», было принято решение о признании жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес> непригодным для проживания, что подтверждается актом обследования технического состояния жилых домов № <адрес>, № <адрес>, № <адрес>, № <адрес> от 2001 года и заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания. Жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> включено в перечень ветхого жилого фонда по городу Кимовск и Кимовскому району постановлением администрации муниципального образования г.Кимовск и Кимовский район № от 14.09.2001 года. На территории Тульской области реализуется региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2013-2017 годы» в рамках Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Программа сформирована на основании муниципальных адресных программ, в том числе программы муниципального образования Кимовский район Тульской области. В Программу включены многоквартирные дома, признанные до 01.01.2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Дом, расположенный по адресу: <адрес> был включен в Программу и подлежал переселению. Обязательным условием выполнения данной Программы является снос многоквартирного аварийного дома. Постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 12.08.2016 года № «О предоставлении в рамках реализации государственной программы Тульской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области» жилых помещений в доме-новостройке, расположенном по адресу: <адрес>» ответчику Полякову С.А. предоставляется квартира № общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> кв.м. Письмом от 14.09.2016 года № Полякову С.А. сообщалось о необходимости заключения договора мены жилого помещения, однако тот заключить договор мены и выехать из жилого помещения по адресу: <адрес>, признанного непригодным для проживания в благоустроенное жилое помещение по адресу: <адрес> отказывается мотивируя свой отказ тем, что вновь предоставляемое жилое помещение его не устраивает.
Представитель истца – администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Новикова Е.В. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Ответчик Поляков С.А. в судебном заседании возражал относительно заявленных требований по тем основаниям, что он является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> и его переселение из данного жилого помещения, признанного непригодным для проживания, возможно по основаниям ст.32 Жилищного кодекса РФ путем выкупа. Однако, предложений о выкупе занимаемого жилого помещения от истца не поступало.
Представитель ответчика Полякова С.А. по ордеру Грачев Н.И. в судебном заседании поддержал позицию своего доверителя, просил в иске к Полякову С.А. отказать, ссылаясь на несоблюдение истцом процедуры по переселению собственников из непригодного для проживания жилого помещения, предусмотренной ст.32 Жилищного кодекса РФ.
Представитель третьего лица УМВД России по Тульской области по доверенности Воронина Т.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена о нем надлежащим образом, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, решение по делу оставляет на усмотрение суда.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение помощника Кимовского межрайонного прокурора Иванова С.Н., полагавшего, что исковые требования удовлетворению не подлежат, исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, способом реализации которой является в частности возложение на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище (часть 1 статьи 1; часть 1 статьи 7; статья 18; части 1 и 2 статьи 19).
Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Порядок и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предусмотрены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47.
Согласно пункту 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
На основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.49 в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 года №494).
Судом установлено, что Поляков С.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.7).
Согласно выписке из домовой книги и справке с места жительства по адресу: <адрес> Поляков С.А. зарегистрирован один (л.д.16-17).
В соответствии с актом обследования технического состояния жилых домов № <адрес>, № <адрес>, № <адрес>, № <адрес> от 2001 года и заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирный дом №№ по <адрес> признан непригодным для проживания (л.д.18-23).
Постановлением администрации муниципального образования г.Кимовск и Кимовский район № от 14.09.2001 года жилое помещение по адресу: <адрес> включено в перечень ветхого жилого фонда по городу Кимовск и Кимовскому району (л.д.24-28).
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
На территории Тульской области реализуется региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2013-2017 годы» в рамках Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Согласно паспорту указанной программы ее целями и задачами являются: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах на территории Тульской области, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, снос аварийного жилья, финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Программой установлен срок переселения жильцов дома № по <адрес> - второй квартал 2017 года.
Частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в муниципальной программе «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы».
В рамках реализации государственной программы Тульской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области» жилых помещений в доме-новостройке, расположенном по адресу: <адрес> в соответствии с постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 12.08.2016 года № Полякову С.А., являющемуся собственником жилого помещения по адресу: <адрес> предоставляется жилое помещение по адресу: <адрес> по договору социального найма с заключением договора мены с собственником ранее занимаемого жилого помещения (л.д.5).
Уведомлением от 14.09.2016 года Полякову С.А. объявлено, что ему необходимо явиться в администрацию муниципального образования Кимовский район для заключения договора мены (л.д.6).
Однако, ответчик Поляков С.А. отказался от заключения договора мены жилого помещения в рамках адресной программы по переселению граждан и выселения из занимаемого жилого помещения по основаниям несоответствия процедуры переселения собственников жилых помещений, предусмотренной ст.32 Жилищного кодекса РФ.
Согласно действующему законодательству обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 года №185-ФЗ.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
При этом положения ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с ч.ч. 1, 6, 8, 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
При этом, гражданам, переселяемым из аварийного жилья, гарантируется предоставление благоустроенных жилых помещений, равнозначных по общей площади ранее занимаемым, с сохранением за ними права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нормам предоставления, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно пп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Из материалов дела следует, что администрацией муниципального образования Кимовский район не выносилось постановление об изъятии земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес> для муниципальных нужд, ответчик Поляков С.А. об изъятии земельного участка не уведомлялся. Кроме того соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения между истцом и ответчиком достигнуто не было, при этом ответчик не согласен на переселение в другое благоустроенное жилое помещение, желает реализовать свои права путем выкупа у него занимаемого жилого помещения.
Таким образом, со стороны администрации муниципального образования Кимовский район не соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст.32 Жилищного кодекса РФ по предоставлению собственнику жилого помещения другого жилого помещения взамен изымаемого.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью первой ст. 67 ГПК РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу о том, что истцом не представлено достаточное количество допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соблюдение установленной законом процедуры изъятия у собственника жилого помещения, относящегося к аварийному жилому фонду.
Рассмотрев дело в пределах заявленных требований, с учетом избранного истцом способа защиты нарушенного права, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
в иске администрации муниципального образования Кимовский район к Полякову С. А. о выселении с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, понуждении заключить договор мены – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий