УИН 29MS0070-01-2021-003291-10
Определение <НОМЕР>
о возвращении протокола об административном правонарушении
г. Нарьян-Мар 09 декабря 2021 г.
Мировой судья Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке № 3 Кошель С.В. (исполняющая обязанности мирового судьиНенецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке № 1),
рассмотрев в порядке подготовки материалы дела об административном правонарушении в отношении <ФИО1>, привлекаемого по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ,
установил:
08 декабря 2021 года мировому судье Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке № 1 поступил протокол об административном правонарушении 83 АП 001343 от 30.11.2021 г. по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ и другие материалы в отношении <ФИО1>.
Согласно п. п. 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
В соответствии с п. 4. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Из содержания ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
При подготовке к рассмотрению установлено, что при поступлении протокола об административном правонарушении 83 АП 001343 от 30.11.2021 г. вотношении <ФИО1>, имеются существенные недостатки, имеющие значения для разрешения административного дела.
В соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
При составлении протокола об административном правонарушении должны приниматься меры к надлежащему уведомлению физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно положений ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, исправление недостатков протокола об административном правонарушении, внесение в него исправлений, изменений и дополнений, а также устранение неполноты представленных материалов осуществляется в случае возвращения протокола органу или должностному лицу, его составившего.
Согласно представленного протокола 83 АП 001343 от 15.11.2021 г. в него внесены изменения 02.12.2021 г. инспектором ИАЗ ОГИБДД УМВД России по НАО ст. лейтенантом полиции Ивановым А.Н., а также внесена запись, что копия выдана на видеозапись от 02.12.2021 г. при этом, каких-либо сведений о разъяснении прав и обязанностей лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении <ФИО1>, при внесении изменений в протокол об административном правонарушении, мировому судье не представлено. В нарушении требований ст. 28.2 КоАП РФ запись в протоколе об административном правонарушении, о разъяснении <ФИО2> прав и обязанностей при внесении изменений в протокол, также отсутствует.
Кроме того, на представленном к протоколу об административном правонарушении диске, с фиксацией внесения изменений в протокол об административном правонарушении, имеется видеофайл <НОМЕР> на котором отсутствует момент с разъяснением <ФИО1> прав и обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 51 Конституции Российской Федерации. Два других видеофайла, представленных на диске, содержат моменты оформления и задержания гражданина <ФИО3> управляющего автомобилем <ОБЕЗЛИЧЕНО>, с государственным регистрационным знаком <ОБЕЗЛИЧЕНО> и не относятся к протоколу об административном правонарушении 83 АП 001343 от 30.11.2021 г. составленному в отношении <ФИО1>
Таким образом, из представленных материалов невозможно установить, извещено ли лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении надлежащим образом, о дате, времени и месте внесения изменений в протокол об административном правонарушении, разъяснялись ли лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении <ФИО1> его права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
Также, согласно представленного протокола <ФИО1> вменяется совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.26 КоАП РФ, а именно невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно разъяснениям, данным в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ», отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица о прохождении такого освидетельствования образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.26 КоАП РФ, что может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что водитель не намерен проходить указанное освидетельствование, в частности предпринимает усилия, препятствующие совершению данного процессуального действия или исключающие возможность его совершения, например, отказывается от прохождения того или иного вида исследования в рамках проводимого медицинского освидетельствования.
Факт такого отказа должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения или акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также в протоколе об административном правонарушении.
Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении 83 АП 001343 от 30.11.2021 г. содержится лишьобщая фраза, соответствующая диспозиции ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, тогда как не указано, в чем конкретно (действие, бездействие) выразилось невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Данные обстоятельства имеют существенное значения для разрешения административного дела и мировой судья приходит к выводу о том, что административный материал подлежит возвращению в связи с существенными недостатками, имеющими значения для разрешения административного дела, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела.
На основании п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, мировой судья
определил:
возвратить в ОГИБДД УМВД России по НАО протокол об административном правонарушении 83 АП 001343 от 30.11.2021 г. в отношении <ФИО1>, привлекаемого по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ и другие материалы дела - для исправления допущенных нарушений.
Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или опротестовано прокурором в течение 10 суток в Нарьян-Марский городской суд.
Мировой судья С.В. Кошель