П О С Т А Н О В Л Е Н И Е <НОМЕР>
по делу об административном правонарушении
<ДАТА1> г. <АДРЕС>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> Центрального судебного района г. <АДРЕС> области <ФИО1>, с участием помощника прокурора г. <АДРЕС> <ФИО2>, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
<ФИО3>
У С Т А Н О В И Л:
Прокурором г. <АДРЕС> вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА2> в отношении должностного лица - ректора ФГБОУ … <ФИО3> по следующим основаниям.
<ДАТА3> ФГБОУ …в лице ректора <ФИО3> заключен трудовой договор с Д.А.П., который до заключения данного трудового договора состоял на муниципальной гражданской службе и занимал должность начальника отдела хозяйственного обеспечения управления делами мэрии г.о. <АДРЕС>.
В соответствии со ст.64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и частей 4,5 ст.12 Федерального закона от <ДАТА4> <НОМЕР> «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 ст.12 ФЗ от <ДАТА4> <НОМЕР> «О противодействии коррупции» является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замешавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от <ДАТА4> <НОМЕР> «О противодействии коррупции». ФГБОУ … не сообщив …. сведения о заключении трудового договора с Д.А.П., совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.19.29 КоАП РФ.
Помощник прокурора г. <АДРЕС> области <ФИО2> поддержала доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА2>
<ФИО3> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представитель <ФИО3> Д.М.В., действующая на основании доверенности, вину в совершенном правонарушении не признала, пояснила, что заключении трудового договора ФГБОУ … с Д. А.П. документы подписывались начальником отдела управления персоналом Ш.А.М., действующей по доверенности на право подписи приказов о приеме на работу. В связи с этим, считает, что виновность <ФИО5> в совершении административного правонарушения отсутствует, просит дело прекратить.
Выслушав представителя должностного лица <ФИО5> - Д.М.В., заключение помощника прокурора, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
Статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замешавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от <ДАТА4> <НОМЕР> «О противодействии коррупции».
В соответствии с ч.4 ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель, при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение 2-х лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего в письменной форме о заключении трудового договора в десятидневный срок со дня его заключения согласно п. 2, 3 постановления Правительства РФ от <ДАТА5> N 700 "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы".
Перечень граждан, замещавших должности федеральной государственной службы установлен Указом Президента Российской Федерации от <ДАТА6> N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции". Согласно п. 4 Указа Президента РФ органам местного самоуправления рекомендовано в 2-х месячный срок разработать, руководствуясь настоящим указом и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные ст. 12 Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> «О противодействии коррупции».
Во исполнение ст. 12 Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> «О противодействии коррупции» и Указа Президента РФ <НОМЕР> мэром г.о. <АДРЕС> принято постановление от <ДАТА8> <НОМЕР> "Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа <АДРЕС>, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", которым утвержден аналогичный перечень должностей муниципальной службы, в который включена должность начальника отдела хозяйственного обеспечения управления делами мэрии г.о. <АДРЕС> (п. 2.2), которую занимал Д. А.П.
Неисполнение работодателем данной обязанности в силу ч.5 указанной статьи влечет административную ответственность в соответствии со ст.19.29 КоАП РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА5> <НОМЕР> «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замешавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему известному месту его службы» установлено, что работодатель сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту службы принимаемого на работу им бывшего государственного или муниципального служащего о заключении трудового договора в письменной форме в десятидневный срок со дня заключения такого договора с гражданином.
Как следует из материалов об административном правонарушении, <ДАТА3> с Д.А.П., ранее замещавшим должность начальника отдела хозяйственного обеспечения управления делами …. г.о. <АДРЕС> был заключен трудовой договор <НОМЕР> … сроком с <ДАТА3> по <ДАТА9> , он принят на должность доцента отделения кафедры доцента кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» по совместительству (ставка 0,5), что подтверждено копией трудового договора от <ДАТА3>, копией приказа от <ДАТА10> <НОМЕР> ..
На основании Распоряжения … от <ДАТА11> <НОМЕР> <НОМЕР> .. трудовой договор между мэрией г.о. <АДРЕС> и Д.А.П. расторгнут <ДАТА12> Ранее замещаемая Д.А.П. должность начальника отдела хозяйственного обеспечения управления делами …. отнесена к перечню должностей, на которые распространяется требование ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Должностное лицо <ФИО3>, являющийся ректором ФГБОУ ….., в установленный законом срок не сообщил представителю нанимателя (работодателю) Д.А.П. по последнему месту его муниципальной службы о привлечении последнего <ДАТА3> к трудовой деятельности в ФГБОУ ….
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения прокурором г. <АДРЕС> дела об административном правонарушении в отношении <ФИО3> по ст.19.29 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ заключается в противоправном бездействии, выразившемся в неуведомлении в установленный срок представителя нанимателя (работодателя) по прежнему месту работы принимаемого на работу им бывшего государственного или муниципального служащего.
Доводы представителя <ФИО3> - Д.М.В. об отсутствии его вины в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, подлежат отклонению, поскольку действия кадрового работника Ш.А.М. либо его бездействие по выполнению требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" не освобождают руководителя от административной ответственности.
Кроме того, доводы <ФИО3>, изложенные в письменном объяснении от <ДАТА13>, в ходе проведения прокуратурой г. <АДРЕС> проверки исполнения федерального законодательства о противодействии коррупции, о том, что Д.А.П. заключил трудовой договор с ФГБОУ … на условиях внешнего совместительства и силу ст . 65 и 283 ТК РФ не предъявлял трудовой книжки, а также не указал прежнее место работы, таким образом при приеме на работу в ТГУ Д.А.П. работодатель не мог знать, что Д. А.П. является или являлся государственным или муниципальным служащим, поэтому вина <ФИО3> в совершении административного правонарушения отсутствует, мировой судья также признает несостоятельными по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 283 ТК РФ при приеме на работу по совместительству к другому работодателю работник обязан предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. При приеме на работу по совместительству, требующую специальных знаний, работодатель имеет право потребовать от работника предъявления документа об образовании и (или) о квалификации либо его надлежаще заверенной копии, а при приеме на работу с вредными и (или) опасными условиями труда - справку о характере и условиях труда по основному месту работы.
Согласно ст. 65 ТК РФ запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Положения ст.65 ТК РФ не содержат прямого запрета на истребование у работника при заключении трудового договора на условиях совместительства трудовой книжки. Имеющаяся в указанной статье формулировка «Если иное не установлено другими федеральными законами» в системном толковании с положениями антикоррупционного законодательства, позволяет представителю работодателя истребовать у работника трудовую книжку, для получения сведений о его прежнем месте работы и занимаемой должности. При истребовании у работника трудовой книжки, которая находилась у Д.А.П., либо сведений с основного места работы, которого у Д.А.П. фактически уже не было, работодатель увидел бы все необходимые сведения. Однако, при заключении трудового договора работодатель пренебрег требованиями закона.
Таким образом, не предоставление работником трудовой книжки новому работодателю, а равно не сообщение им сведений о последнем месте службы, не освобождает нового работодателя от обязанности получить такие данные и выполнить требования ч. 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" в установленный законом десятидневный срок, поскольку закон не связывает возможность привлечения к административной ответственности за указанное административное правонарушение в зависимость от сообщения информации о прежнем месте работы самим работником.
Данное административное правонарушение подтверждается материалами дела: постановлением прокурора г. <АДРЕС> о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА2>, копией выписки из приказа от <ДАТА14> об утверждении в должности ректора <ФИО3>, письменным объяснением <ФИО6> от <ДАТА13>, копией доверенности <НОМЕР> .. от <ДАТА15> на право подписи приказов о приеме на работу, копией распоряжения руководителя аппарата ….. <НОМЕР> … от <ДАТА16> о приеме Д.А.П. на должность заведующего бюро-экономиста бюро хозяйственного и технического обеспечения отдела хозяйственного обеспечения управления делами мэрии, копией трудового договора между мэрией г.о. <АДРЕС> и Д.А.П. от <ДАТА17>, копией распоряжения заместителя .. - руководителя аппарата .. <НОМЕР> .. от <ДАТА11> о прекращении трудового договора с Д.А.П., копией трудового договора <НОМЕР> … от <ДАТА3> между ФГБОУ …. и <ФИО7>, выпиской из приказа ректора ФГБОУ …. от <ДАТА10> <НОМЕР> 1420 л/с о приеме <ФИО7> на должность доцента по совместительству, выпиской из приказа ректора ФГБОУ … от <ДАТА18> <НОМЕР> … л/с о прекращении трудового договора от <ДАТА3>, сообщением …. г.о. <АДРЕС> об отсутствии поступления уведомления от новых работодателей Д. А.П. о его приеме на работу за исх. <НОМЕР> …. от <ДАТА19>
Оценивая имеющиеся доказательства в совокупности, мировой судья приходит к выводу о виновности должностного лица <ФИО3> в совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА20> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ заключается в противоправном бездействии, выразившемся в не уведомлении представителя нанимателя (работодателя) по прежнему месту службы принимаемого на работу им бывшего государственного или муниципального служащего.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 19.29 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении работодателя к исполнению своих обязанностей.
Санкция ст. 19.29 КоАП РФ устанавливает значительные суммы штрафа за не соблюдение требований федеральных законов, направленных на противодействие коррупции, против порядка управления, в связи с чем вывод мировой судья считает, что оснований для освобождения должностного лица <ФИО3> от административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст.2.9 КоАП РФ, не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также смягчающих или отягчающих административную ответственность, мировым судьей не установлено. Предусмотренный ст. 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
При назначении наказания мировой судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, финансовое положение юридического лица и считает необходимым назначить наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.19.29 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.19.29, п.1 ч.1 ст. 29.9 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
<ФИО3> назначитьнаказание за административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ в виде административного штрафа в доход государства в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в <АДРЕС> районный суд г.о. <АДРЕС> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется в банк или в иную кредитную организацию на расчетный счет: УФК по <АДРЕС> области (Прокуратура <АДРЕС> области) ИНН <НОМЕР> КПП <НОМЕР> БИК <НОМЕР> счет 40101810200000010001 в отделение Самара г. <АДРЕС>; КБК 41511690010016000140, ОКТМО 36440000000.
Мировой судья <ФИО1>