АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г.Краснодар, ул.Красная,6
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-23034/10
30 мая 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 30 мая 2011 г.
Арбитражный суд Краснодарского края
в составе судьи Гонзус И.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Восканян М.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Тертышникова Назара Александровича, г. Армавир (наименование заявителя)
к Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края, г. Краснодар (наименование ответчика)
о признании незаконным и отмене постановлений от 06.05.11 № 3-П-347м, № 3-П-348м
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, уведомлен,
от ответчика: Охрименко М.О. – представителя,
УСТАНОВИЛ:
Тертышников Назар Александрович (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Управления государственного строительного надзора Краснодарского края (далее – управление) от 06.05.11 № 3-П-347м о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 20000 руб., от 06.05.11 № 3-П-348м о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 5000 руб.
Заявитель в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного разбирательства надлежащим образом извещен, основания заявленных требований изложены в заявлении и документальных доказательствах приложенных к нему. Обратился с ходатайством об отложении рассмотрения дела на более поздний срок, поскольку не по причине болезни.
Рассмотрев вышеуказанное ходатайство, суд считает, что оно не подлежит удовлетворению ввиду того, что заявитель документально не обосновал необходимости отложения судебного разбирательства, не указал, какие дополнительные доказательства по делу будут представлены, не представил документальных доказательств, подтверждающих болезнь предпринимателя. Суд считает, что имеющихся доказательств в деле достаточно для всестороннего и полного исследования всех обстоятельств дела. Кроме того, отложение судебного разбирательства на более поздний срок может привести к значительному нарушению процессуальных сроков рассмотрения дела.
Свою позицию заявитель обосновал тем, что не является субъектом вменяемых ему правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ и частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, указывает, что осуществлял строительство как физическое лицо для личных нужд, поскольку зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя только 26.07.10.
Представитель управления в судебном заседании заявленные требования не признал, просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать, возражения изложены в отзыве.
Свои возражения мотивировал тем, что факт совершения заявителем административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 9.4 и частью
1 статьи 9.5 КоАП РФ подтверждается материалами дела об административном правонарушении, и предприниматель является надлежащим субъектом административной ответственности предусмотренной вышеуказанными статьями, так как являлся одним из застройщиков объекта капительного строительства.
Тертышников Назар Александрович, 08.01.1977 г. рождения, уроженец г. Миллерово, Ростовской области, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 310230220700021, адрес места регистрации: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Халтурина, 66, кв. 10.
На основании распоряжения от 05.03.10 № 03-299 должностным лицом управления в период с 09.03.10 по 05.04.10 проведена внеплановая проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов и проектной документации в процессе строительства объекта капитального строительства «34- квартирный жилой дом», расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Карла Маркса, 3-5 (далее – объект капительного строительства) Уведомление о проведении проверки от 05.03.10 № 2475 получено Тертышниковым Н.А. под роспись 05.03.10.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения предпринимателем требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве объектов капитального строительства. Так, фактически строительство объекта капитального строительства осуществляется предпринимателем без полученного в установленном порядке разрешения на строительство, отсутствует положительное заключение государственной экспертизы проектной документации на строительство объекта, а также инженерных изысканий.
Результаты проведенной проверки отражены в акте проверки от 17.03.10 № 03-13-П-16-ДЕ, который подписан должностным лицом, проводившим проверку. Копия вышеуказанного акта получена заявителем 18.03.10, о чем свидетельствует соответствующая запись.
Должностным лицом управления 17.03.10, в отсутствии предпринимателя, извещенного надлежащим образом, составлены протоколы об административном правонарушении от 17.03.10 № 03-13-П-23-ДЕ, в котором действия заявителя квалифицированы по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, № 03-13-П-24-ДЕ, в котором действия заявителя квалифицированы по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ. Копии вышеуказанных протоколов получены заявителем 18.03.10, о чем свидетельствует соответствующая запись.
Должностным лицом управления в отношении Тертышникова Н.А. вынесено предписание от 17.03.10 № 03-13-П-07-ДЕ, которым предписано устранить выявленные нарушения в срок до 12.03.10. Копия вышеуказанного предписания получена предпринимателем 18.03.10, о чем свидетельствует соответствующая запись.
Определениями управления от 13.03.10 № 3-П-348м, № 3-П-347м рассмотрение материалов административного дела назначено на 06.05.10 в 14.30. Указанные определения получены предпринимателем, о чем свидетельствует телеграфное уведомление о вручении от 21.04.10.
Первым заместителем руководителя управления Меликяном В.В. 06.05.10 в отсутствии предпринимателя, извещенного надлежащим образом, рассмотрены материалы дел об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения вынесены постановления от 06.05.10 № 3-П-347м от о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 20000 руб.,
№ 3-П-348м о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 5000 руб. Копии вышеуказанных постановлений направлены в адрес заявителя по почте.
Не согласившись с вышеуказанными постановлениями, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений.
Принимая решение по данному делу, суд руководствовался следующим.
Как указано в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Пунктом 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства;
7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);
11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи.
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что строительство объекта капитального строительства может быть начато, только после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации инженерных изысканий, и утверждения застройщиком или заказчиком проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы. Проектная документация должна содержать документы, предусмотренные в части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
На основании пункта 5 части 3 статьи 8, части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится выдача разрешения на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Исходя из правового смысла вышеуказанных норм Градостроительного кодекса, строительство объекта капитального строительства, может быть начато только после получения в установленном порядке разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство обязано, в том числе не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Доводы заявителя о том, что на момент проведения проверки заявитель не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, не принимаются судом, ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ИФНС по г. Армавиру Краснодарского края 26.03.09, ОГРНИП 309230208500070.
Согласно выписке ЕГРИП от 14.01.11 Тертышников Н.А. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 05.07.10.
Тертышников Н.А. вновь зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ИФНС по г. Армавиру Краснодарского края 26.07.10, ОГРНИП 310230220700021.
Таким образом, на момент составления протоколов об административном правонарушении от 17.03.10 № 03-13-П-23-ДЕ, № 03-13-П-24-ДЕ, а также вынесения постановлений от 06.05.10 № 3-П-347м от о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, № 3-П-348м о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ Тертышников Н.А. являлся индивидуальным предпринимателем.
Доводы заявителя о том, что заявитель не является застройщиком объекта капитального строительства «34- квартирный жилой дом», расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Карла Маркса, 3-5 не принимаются судом ввиду следующего.
На основании договора передачи права от 30.07.09 функции заказчика-застройщика по завершению строительства «34-квартирного жилого дома», расположенного по адресу:
г. Армавир, ул. К. Маркса 3-5, переданы, в том числе Тертышникову Н.А.
Из анализа представленных документов следует, что арендатором земельного участка, расположенного по адресу Краснодарский край, г. Армавир, ул. К. Маркса, 3-5, кадастровый номер 23:38:01 14060:0007, согласно договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 30.07.08 № 3800004850 является, в том числе Тертышников Н.А.
В соответствии с данным договором предприниматель принимает указанный земельный участок для завершения строительства многоквартирного жилого дома. Таким образом, предприниматель Тертышников Н.А., являющийся арендатором указанного земельного участка, является застройщиком объекта, что также подтверждается и разрешением на ввод в эксплуатацию от 20.07.2009 № RU 23302000-92 при отсутствии заключения государственной экспертизы.
Также на основании вышеизложенного, суд считает, что заявитель оспариваемыми постановлениями правомерно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.5, части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, как индивидуальный предприниматель, а не как физическое лицо, поскольку заявитель, как на момент проверки, так и при рассмотрении дела обладал статусом индивидуального предпринимателя и осуществлял строительство «34-квартирного жилого дома», расположенного по адресу: г. Армавир, ул. К. Маркса, 3-5 в целом, в котором имелись также офисные помещения, а не отдельной квартиры для своего проживания, следовательно, целью строительства являлось осуществление предпринимательской деятельности и извлечение прибыли.
На основании вышеизложенного суд считает, что в действиях заявителя усматривается состав административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 9.5, частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ
Также на основании вышеизложенного, суд считает, что заявитель оспариваемыми постановлениями правомерно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.5, части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Нормы процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела не нарушены.
При таких обстоятельствах, требования предпринимателя о признании незаконным и отмене постановлений Управления государственного строительного надзора Краснодарского края от 06.05.11 № 3-П-347м о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 20000 руб., от 06.05.11
№ 3-П-348м о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 5000 руб. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 2.1, 9.5, 28.2, 29.7, 30.1, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и статьями 29, 69, 167-171, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Ходатайство Тертышникова Н.А. об отложении судебного разбирательства оставить без удовлетворения.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Краснодарского края.
Судья И.П.Гонзус