Дело № 2-123/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Юрья Кировской области 19 марта 2015 года
Юрьянский районный суд Кировской области в составе: председательствующей судьи Марушевской Н.В.,
с участием помощника прокурора Юрьянской районной прокуратуры Овчинниковой А.В.
при секретаре Захаровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юрьянского района Кировской области в интересах Галкиной А.С. к Департаменту образования Кировской области, муниципальному образованию «Юрьянский район» в лице администрации МО «Юрьянский район» о включении в единый список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Юрьянского района Кировской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Галкиной А.С. обратился в суд с иском Департаменту образования Кировской области, муниципальному образованию «Юрьянский район» в лице администрации МО «Юрьянский район» о включении в единый список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой района проверкой по обращению Галкиной А.С. выявлены нарушения её жилищных прав. В ходе проверки установлено, что мать Галкиной А.С. К.Т.Н. по решению Юрьянского районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Отец Г.С.А. решением Нововятского районного суда г. Кирова от ДД.ММ.ГГГГ признан безвестно отсутствующим. Распоряжением администрации Юрьянского района <№> от 06.09.1994 года в связи с помещением Галкиной в государственное учреждение за ней сохранено право на жилую площадь по адресу: <адрес> Данное жилое помещение по заключению межведомственной комиссии от 03.02.2011 г. признано непригодным для проживания.
В связи с этим распоряжением администрации Юрьянского района Кировской области <№> от 01.03.2011 г. распоряжение администрации Юрьянского района № 282-р от 06.09.1994 г. отменено, установлено осуществить предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
23.08.2013 г. Галкина обратилась в отдел социальной работы администрации Юрьянского района с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В постановке на учет было отказано, поскольку, по мнению администрации района, реализация права на обеспечение жилыми помещениями, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в порядке гражданского судопроизводства
Прокурор полагает, что Галкина А.С. имеет право, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть включенной в список на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку свое право на предоставление жилого помещения не реализовала. Достижение 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения ее этого права.
Просил признать за Галкиной А.С. право на предоставление ей жилого помещения специализированного жилищного фонда, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать Департамент образования Кировской области организовать включение Галкиной А.С. в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения; обязать администрацию МО «Юрьянский район» предоставить Галкиной А.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее норм, установленных действующим законодательством на территории Кировской области.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Овчинникова А.В. неоднократно уточняла исковые требования, в окончательно сформулированных исковых требованиях просила обязать администрацию МО «Юрьянский район» включить Галкину А.С. в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В ходе судебного заседания 16.03.2015 г. прокурор отказался от исковых требований к Департаменту образования Кировской области, отказ от части иска принят судом, о чем вынесено определение от 16.03.2015 г.
Истец Галкина А.С. исковые требования поддержала в полном объёме, суду пояснила, что в мае 2013 года она обратилась в органы опеки и попечительства администрации Юрьянского района с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением, поскольку жилое помещение, закрепленное за ней и в котором она проживает по адресу: <адрес> было признано непригодным для проживания. Ответ на заявление она не получила, а в 2014 году была вновь приглашена в отдел социальной работы администрации Юрьянского района для написания повторного заявления о включении в указанный список. По результатам рассмотрения заявления от 30.06.2014 года ей было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, поскольку ей исполнилось 23 года.
Представитель ответчика администрации МО «Юрьянский район» Кощеева Е.В. оставила разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Представитель третьего лица отдела социальной работы администрации Юрьянского района Плюснина Т.А. оставила разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Представитель третьего лица департамента образования Кировской области в судебное заседание не явился, в адрес суда направил отзыв, в котором просил рассмотреть дело без их участия. Из содержания отзыва следует, что Галкина несвоевременно, после достижения ею 23-летнего возраста обратилась с заявлением в орган опеки и попечительства о постановке ее на учет, поэтому статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на нее не распространяется. В случае доказанности уважительности причин несвоевременного обращения Галкиной в орган опеки и попечительства с заявлением о постановке на учет, и принятии положительного решения, она будет включена в список органа опеки и попечительства Юрьянского района и соответственно в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица- департамента образования Кировской области.
Свидетель Е.О.Ю. суду показала, что с 2012 года до января 2014 года она работала в отделе социальной работы администрации Юрьянского района. В конце мая 2013 года к ней приходила Галкина А.С. и писала заявление о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Какое было принято решение по заявлению Галкиной А.С. она не помнит. Ознакомившись с ответом администрации Юрьянского района от 24.08.2013 года Галкиной А.С. пояснила, что она его не готовила, и он подписан неуполномоченным лицом от имени администрации - заведующей отделом социальной работы К.А.Н.
Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет на основании их письменного заявления по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичную норму содержит ст.16 Закона Кировской области от 04 декабря 2012 года № 222-ЗО (с изменениями от 05 декабря 2012 г.) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию».
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
Согласно ст. 18 Закона Кировской области от 04.12.2012 года № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению за счет средств областного бюджета жилыми помещениями, формирует и ведет орган исполнительной власти области, осуществляющий государственное управление в сфере образования (далее - сводный список). Сводный список формируется на основании представляемых ежеквартально в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, органами опеки и попечительства списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список органа опеки и попечительства).
В соответствии со ст. 19 Закона Кировской области от 04.12.2012 г. № 222-ЗО для включения в список органа опеки и попечительства лица, указанные в части 1 настоящей статьи, или их законные представители представляют в орган опеки и попечительства по месту выявления и первичного учета в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, заявление о включении в список органа опеки и попечительства с указанием выбранного ими муниципального образования области (за исключением закрытого административно-территориального образования и случаев, установленных частью 3 настоящей статьи). Основаниями для принятия решения об отказе во включении в список органа опеки и попечительства являются:
1) предоставление заявителем недостоверной (заведомо ложной) информации;
2) несоответствие заявителя требованиям статьи 16 настоящего Закона. ( п. 9 ст. 19)
В судебном заседании установлено, что решением Юрьянского районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ мать Галкиной А.С. К.Т.Н. была лишена родительских прав (л.д. 12-13). Решением Нововятского районного суда г. Кирова от ДД.ММ.ГГГГ. отец истицы Г.С.А. признан безвестно отсутствующим (л.д. 14-15).
Распоряжением главы администрации Юрьянского района <№> от 06.09.1994 г. в связи в помещением Галкиной А.С. в детское государственное учреждение за истицей была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д.11).
Из материалов гражданского дела и объяснений Галкиной А.С. следует, что истица в период с 23.09.1994 г. по 30.08.1997 г. воспитывалась в М. детском доме (л.д. 30); с 31.08.1997 г. по 2006 г. истица находилась в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <№> (л.д.16); в период с 01.09.2006 г. по 30.06.2009 г. она обучалась по очной форме обучения в ГОУ НПО ПУ <№>, находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 25); с 01.09.2009 по 30.06.2010 г. - в ГОУ НПО ПУ <№>, где также находилась на полном государственном обеспечении (л.д.18).
Жилое помещение по адресу: <адрес>, которое было закреплено за Галкиной А.С., 03.02.2011 г. признано непригодным для проживания, согласно акту капитальный ремонт жилого помещения нецелесообразен (л.д. 19). В связи с данными обстоятельствами на основании распоряжения администрации Юрьянского района <№> от 01.03.2011 г. распоряжение <№> от 06.09.1994 г. о сохранении за Галкиной права на жилую площадь отменено, принято решение о предоставлении ей жилого помещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством (л.д.20).
Судом установлено, что после окончания профессионального училища по настоящее время Галкина проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> признанным непригодным для проживания. Другого жилого помещения на праве собственности, или по договору социального найма не имеет.
В судебном заседании истец пояснила, что в конце мая 2013 года она обратилась в орган опеки и попечительства администрации Юрьянского района с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако ответа не получила.
Свидетель Е.О.Ю. в судебном заседании также подтвердила факт обращения истицы с указанным заявлением в конце мая 2013 года.
Из заявления Галкиной А.С. о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. ( л.д. 21) усматривается, что дата ее обращения в орган опеки и попечительства имеет исправление на 23.08.2013 г.
Ответ на данное заявление, датированный 24.08.2013 года, подписанный от имени администрации Юрьянского района заведующей отдела социальной работы К.А.Н., содержит отказ в реализации права истца на обеспечение жильем ввиду достижения возраста 23 лет.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что Галкина А.С. .... года рождения, имеющая статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, до достижения ею возраста 23 лет обратилась в органы опеки и попечительства администрации Юрьянского района с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, проживает в жилом помещении, признанным непригодным для проживания, поэтому имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия администрации МО «Юрьянский район» об отказе истице во включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, являются незаконными, нарушающими право истицы на получения жилья; а требования прокурора – обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу п.19 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию муниципального образования «Юрьянский район Кировской области» включить Галкину А.С. ...... года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение месяца со дня его вынесения решения.
Судья Марушевская Н.