Решение по делу № 2-625/2019 от 30.10.2019

                                                                                               Дело № 2-625/2019

                                                              УИД 77RS0021L000637763

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Покровка                                                                                18 ноября 2019 года

        Октябрьского района

        Приморского края

    Октябрьский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи                                                  Севостьяновой Е.Н., при секретаре                                                 Петлеван О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ об обязании произвести ремонт,

у с т а н о в и л:

Военный прокурор 39 военной прокуратуры гарнизона, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд в вышеуказанным исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, в обоснование которого указал следующее. 39 военной прокуратурой гарнизона с привлечением 496 отделения территориального (эксплуатации и контроля за оказанием услуг) Восточного военного округа проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере сохранности федеральной собственности, а также защиты жизни и здоровья граждан при эксплуатации здания продовольственного склада (инв. ) войсковой части расположенного по адресу: <адрес>. Так, на территории войсковой части располагается здание продовольственного склада , предназначенное для хранения продуктов питания, как длительного хранения, так и текущего довольствия. Собственником здания является Минобороны России в лице Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «ДТУИО» МО РФ). В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации №1871 от 17.12.2010 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» и передаточным актом от 01.04.2011, от Федерального государственного учреждения «12 квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации передано в оперативное управление ФГКУ «ДТУИО» МО РФ объекты Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, здание продовольственного склада войсковой части , расположенное по адресу: <адрес>, войсковая часть . Согласно положению о Министерстве обороны России, утвержденному Указом Президента России от 16 августа 2004 г. № 1082, а также постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил России на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Право оперативного управления имеет вещный характер, и как следствие и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества. Вместе с тем, в ходе осмотра здания установлено, что в здании продовольственного склада (инв. ), эксплуатируемого с 1976 года и общей площадью 1287 кв.м. с момента начала эксплуатации, капитальный и текущий ремонты не производились. Здание находится в ненадлежащем техническом состоянии и требует незамедлительного проведения текущего ремонта: отмостка здания имеет множественные трещины и разрушения - 160 кв.м., наружные стены имеют частичное разрушение кирпичной кладки - 22,5 кв.м., требуется ремонт рулонной кровли и устройство цементной стяжки - 750 кв.м., требуется замена оконных блоков - 33 кв.м., требуется замены дверных коробок в комплекте - 36 кв.м., требуется устройство принудительной системы вентиляции; требуется прокладка трубопровода канализации - 20 м., устройство системы водоотведения подвального помещения; требуется замена внутренних сетей электроснабжения - 450 п.м., замена внутренних щитов освещения и распределительных щитов - 8 шт., замена светильников - 40 шт., замена выключателей - 25 шт., замена розеток — 12 шт.; внутренние помещения требуют оштукатуривания (выравнивания) и покраски - 600 кв.м., отсутствуют противопожарная и охранная системы. При этом в нарушение требований руководства по коммунально - эксплуатационному обеспечению ВС РФ, утвержденного приказом Минобороны России от 30.12.2017 № 860, здание продовольственного склада (инв. ), несмотря на проведение ежегодных общих весенних (осенних) осмотров и составление по их результатам соответствующих актов, с указанием имеющихся недостатков в его техническом состоянии, ведущих к преждевременному износу и разрушению, снижению эксплуатационных показателей, не было включено в план текущего ремонта, ежегодно формируемый Департаментом эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ и утверждаемый заместителем Министра обороны РФ. В свою очередь, командованием воинской части направлялись обращения на выделение материальных средств для выполнения ремонтных работ в адреса ЖЭ(к)О филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО, его структурного подразделения ЖКС №    2/2 (<адрес>), Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ВВО (<адрес>), а также были инициированы аналогичные обращения командованием войсковой части 32103 в адрес указанного выше Филиала и Управления. Все перечисленные обращения оставлены без реализации, мер по устранению нарушений не принято. По результатам проведенной в 2018 году прокурорской проверки, в ходе которой были выявлены аналогичные нарушения законов, вышестоящему командиру войсковой части 32103 внесено представление об устранении нарушений закона. Однако, принятые меры прокурорского реагирования сложившуюся ситуацию не изменили, поскольку мероприятия по восстановлению надлежащего технического состояния здания продовольственного склада (инв. ), в том числе с привлечением специализированных организаций, до настоящего времени не проводились. В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, Министерство организует эксплуатацию, модернизацию и ремонт вооружения, военной техники, имущества в Вооруженных силах, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации. Несмотря на то, что указанный объект принят в эксплуатацию ФГКУ «ДТУИО» МО РФ в 2011 году, никаких действенных мер по решению вопроса о проведении текущего ремонта склада, не принимается, что противоречит требованиям законодательства. Таким образом, в связи с ненадлежащим техническим состоянием здания продовольственного склада (инв. ) в настоящее время созданы условия, представляющие угрозу жизни и здоровью личного состава войсковой части и иных лиц, прибывающих на склад в рамках повседневной деятельности, а также угрозу порчи имущества, размещенного в здании. Просит обязать Министерство обороны Российской Федерации включить здание продовольственного склада (инв., войсковая часть , <адрес>) в план текущего ремонта на 2019 год и в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт кровли, отмостки, наружных стен, окон, дверей, внутренних помещений, полов, системы электроснабжения; произвести восстановление системы водоотведения, оснащение системами вентиляции и водоотведения подвального помещения, противопожарной и охранной системами.

В судебном заседании представитель истца, помощник военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона на прокурорском участке военной прокуратуры РВСН Османов Р.М., действующий по доверенности, заявленные требования поддержал. Дополнительно пояснил, что уточняет исковые требования и просит включить здание продовольственного склада (войсковая часть , <адрес>) в план текущего ремонта на 2020 год, поскольку включение в план ремонта на 2019 года является нецелесообразным. Считает надлежащим ответчиком по делу Министерство Обороны РФ.

Определением суда от 31 октября 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ; в качестве третьего лица - ФБГУ «Центральное жилищно – коммунальное управление» МО РФ (т.2 л.д.2).

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика - Министерства обороны Российской Федерации, соответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ и третьего лица ФБГУ «Центральное жилищно – коммунальное управление» МО РФ, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения иска.

Представитель соответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, направив в адрес суда письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, полагая себя ненадлежащим ответчиком.

Оценив заявленные требования, выслушав доводы представителя истца, ознакомившись с письменным отзывом на иск ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Бремя содержания имущества предполагает, в том числе принятие мер по его содержанию.

Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации №1871 от 17.12.2010 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» (л.д.221-226) и передаточному акту от 01.04.2011 Федеральное государственное учреждение «12 квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации передало имущество, том числе, здание продовольственного склада войсковой части , расположенное по адресу: <адрес>, документацию, а также все права и обязанности Федеральному государственному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской федерации (л.д.232-251).

Судом установлено, что здание продовольственного склада войсковой части , расположенное по адресу: <адрес>, принято в эксплуатацию ФГКУ «ДТУИО» МО РФ в 2011 году, и является собственностью Министерства обороны Российской Федерации, однако никаких работ по проведению текущего ремонта указанного объекта собственником не осуществляется.

Согласно акту внепланового осмотра объектов имущественного комплекса казарменно-жилищного и специального фонда войсковой части (военный городок , <адрес> край) от 26.06.2019, здание продовольственного склада (инв. , войсковая часть , <адрес>) используется для хранения продуктов питания, как длительного хранения, так и текущего обеспечения. Здание находится в удовлетворительном состоянии, требует проведение текущего ремонта. Требования электробезопасности пожаробезопасности соблюдаются. В связи с неудовлетворительным состоянием кровельного покрытия, при выпадении атмосферных осадков, происходит протекание кровли, намокание железобетонных конструкций, образование грибка и плесени в помещениях, возникает угроза порчи военного имущества и продуктов питания, а так же влечет за собой преждевременный износ здания. Устранение выявленных нарушений в рамках текущего обслуживания объекта не представляется возможным ввиду отсутствия необходимого количества материальных средств. Причинами, по которым до настоящего времени имеющиеся нарушения не устранены, является отсутствие данного объекта в плане текущего ремонта, утвержденного заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию материально- технического обеспечения войск.

Согласно п.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 (далее Положения) предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В соответствие с пп. 71 п. 7 Положения, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Подпунктами «а, б» » п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Учитывая указанные нормы, а также положения ст. 210 ГК РФ, Министерство обороны Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости.

Передача в оперативное управление объектов не исключает обязанности собственника по его содержанию. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ является ненадлежащим ответчиком, а потому отказывает в удовлетворении иска к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований и удовлетворяет требования, заявленные истцом к Министерству Обороны РФ.

руководствуясь, ст.197-199 ГПК РФ, суд

                                                р е ш и л:

Иск военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ об обязании произвести ремонт – удовлетворить частично.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации включить здание продовольственного склада (инв., войсковая часть , <адрес>) в план текущего ремонта на 2020 год и в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт кровли, отмостки, наружных стен, окон, дверей, внутренних помещений, полов, системы электроснабжения; произвести восстановление системы водоотведения, оснащение системами вентиляции и водоотведения подвального помещения, противопожарной и охранной системами.

В удовлетворении иска к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Октябрьский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 19 ноября 2019 года.

Судья                             Е.Н.Севостьянова

2-625/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор 39 военной прокуратуры гарнизона
Ответчики
ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
Министерство обороны РФ
Другие
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ
Суд
Октябрьский районный суд
Судья
Севостьянова Елена Николаевна
30.10.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.10.2019[И] Передача материалов судье
31.10.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2019[И] Судебное заседание
19.11.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее