Решение по делу № 5-36/2016 от 29.01.2016

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 января 2016 года, мировой судья судебного участка № 1 Асбестовского судебного района Свердловской области Галкина Я.Н.,в порядке подготовки к рассмотрению материала об административном правонарушении, предусмотренном  ст.19.5 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора <ОБЕЗЛИЧИНО> <ФИО1> (<ОБЕЗЛИЧИНО> <ФИО2>

УСТАНОВИЛ:

В отношении директора  <ОБЕЗЛИЧИНО>  <ФИО2> <ДАТА2> специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <АДРЕС> <ФИО3>  составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении поступил мировому судье судебного участка №1 Асбестовского судебного района Свердловской области <ДАТА3>

Проверив в порядке подготовки к рассмотрению материала об административном правонарушении, правильность составления протокола об административном правонарушении, и иные материалы дела,  прихожу к следующему.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

При подготовке дела к рассмотрению в соответствии с требованиями статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат выяснению вопросы, связанные с правильностью оформления протокола об административном правонарушении и иных материалов дела.

По общему правилу протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Частью 2 статьи 25.15 КоАП РФ предусмотрено, что извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства. 

Составление протокола в отсутствие лица допускается при соблюдении требований, установленных в части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, о надлежащем извещении неявившегося лица о месте и времени составления протокола и направлении ему копии протокола. 

Несоблюдение   вышеуказанных   требований   при   составлении   протокола об административном правонарушении является нарушением прав привлекаемого к ответственности лица, предусмотренных ч.1 ст.25.1, ч.4 ст.28.2 КоАП РФ.

В силу названных требований закона, при подготовке дела к рассмотрению судье следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие директора  <ОБЕЗЛИЧИНО>  <ФИО2>, в котором указано, что <ФИО2> извещен надлежащим образом.

В представленных материалах приложено извещение о вызове  от <ДАТА4> <ФИО2> по месту нахождения юридического лица: <АДРЕС>.  Способ направления данного извещения неясен.  Принадлежность электронного адреса, по которому административный орган извещал лицо, привлекаемое к административной ответственности, о месте и времени составления протокола, и отношение его к <ФИО2> либо к предприятию не установлено, ничем в материалах дела не подтверждается. Отчета о доставке электронного сообщения, либо уведомления о его прочтении получателем административный орган в материалы дела не представил.

Системный анализ положений статей 25.4 и 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ. Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2009).

Таким образом, органом не представлено доказательств получения <ФИО4> направленного по электронной почте извещения от <ДАТА4>, а исходя из представленных документов, следует, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в отсутствие   лица, в отношении которого ведется производство по делу, и в отсутствие сведений о надлежащем его извещении  о времени и месте составления указанного протокола.

Указанные недостатки при составлении протокола являются существенными и не могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.

Кроме того, мировым судьей установлена иная неполнота представленных материалов, а именно документы, подтверждающие осуществление деятельности <ОБЕЗЛИЧИНО>   на момент проведения внеплановой выездной проверки  <ДАТА6> по адресу: <АДРЕС>, не представлено.

При рассмотрении дела об административном правонарушении суд не вправе подменять административный орган в вопросе доказывания вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Данные обстоятельства подлежат установлению административным органом, с приложением доказательств, свидетельствующих об обоснованности предъявленного обвинения, которые и являются предметом проверки судом, с последующим вынесением решения по делу.

В силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Таким образом, судьей установлены существенные недостатки при составлении протокола об административном правонарушении, а также неполнота представленных материалов, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, влекущие в силу п.4 ч.1 ст.29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возвращение протокола.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.4 ч.1 п.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья

            ОПРЕДЕЛИЛ:

Возвратить протокол и иные материалы об административном правонарушении, предусмотренном  ст.19.5 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора <ОБЕЗЛИЧИНО> <ФИО1> <ФИО2>,  в связи с выявленными нарушениями, указанными в описательной части настоящего определения.

  Мировой судья                                                      Галкина Я.Н.